Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу Абрамова Дмитрия Георгиевича на вступившие в законную силу постановление Сибирского Управления Ростехнадзора от 29 июня 2022г., решение судьи Бийского городского суда Алтайского края от 6 сентября 2022г. и решение судьи Алтайского краевого суда от 19 октября 2022г., вынесенные в отношении заместителя генерального директора акционерного общества "ФНПЦ "Алтай" (далее - АО "ФНПЦ "Алтай", общество) Абрамова Дмитрия Георгиевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Сибирского Управления Ростехнадзора от 29 июня 2022г, оставленным без изменения решением судьи Бийского городского суда Алтайского края от 6 сентября 2022г. и решением судьи Алтайского краевого суда от 19 октября 2022г, должностное лицо - заместитель генерального директора АО "ФНПЦ "Алтай" Абрамов Д.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Абрамов Д.Г. настаивает на отмене актов, состоявшихся по делу, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 ст. 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Из положений ч.1 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997г. 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997г. 116-ФЗ) следует, что требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Согласно п.п.1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997г. 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;
иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
Работники опасного производственного объекта обязаны проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.
Из положений п.1 ст. 14.1 Федерального закона от 21 июля 1997г. 116-ФЗ следует, что работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 25 октября 2019г. N 1365 определены категории работников, в том числе руководителей организаций, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную, в частности, с
эксплуатацией опасного производственного объекта, а также с изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, обязанных получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности. К ним, наряду с прочими, отнесены работники, ответственные за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты.
Так, пп "в" п. 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного вышеуказанным постановлением Правительства РФ, предусмотрено прохождение аттестации инженерно-техническими работниками, осуществляющими профессиональную деятельность, предусмотренную п. 1 ст. 14.1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Согласно п. 19 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Основные требования безопасности для объектов производств боеприпасов и спецхимии, утвержденных приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020г. N 458 (далее - ФНП N 458), руководители и работники организаций, на производстве которых ведутся технологические процессы, должны быть аттестованы в области промышленной безопасности в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2019г. N 1365 "О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики".
Согласно п.п. 1, 79 Перечня областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики согласно приложению, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 октября 2019г. N 1365, к областям аттестации отнесены "Основы промышленной безопасности" (шифр А1), "Взрывные работы на открытых горных разработках и специальные взрывные работы" (шифр Б.12.2).
Из положений п. 27 ФНП N 458 следует, что организация работ по поддержанию надежного и безопасного уровня эксплуатации и ремонта технологического и вспомогательного оборудования, трубопроводов и арматуры, систем контроля, противоаварийной защиты, средств связи и оповещения, энергообеспечения, а также зданий и сооружений; распределение обязанностей и границ ответственности между техническими службами (технологической, механической, энергетической, контрольно-измерительных приборов и автоматики) за обеспечением требований промышленной безопасности, а также перечень и объем эксплуатационной, ремонтной и технической документации должны быть определены инструкциями по эксплуатации, положениями, стандартами или другими документами организации, устанавливающими требования безопасного проведения работ.
Из положений п.п. 9, 14 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2020г. N 2168, производственный контроль осуществляют назначенный (определенный) решением руководителя эксплуатирующей организации, индивидуального предпринимателя работник или служба производственного контроля.
Работник, на которого возложены функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, обязан доводить до сведения работников опасных производственных объектов информацию об изменении требований промышленной безопасности, устанавливаемых нормативными правовыми актами, обеспечивать работников указанными документами; вносить руководителю эксплуатирующей организации предложения (в случае выявления нарушения требований промышленной безопасности): о проведении мероприятий по обеспечению промышленной безопасности; об отстранении от работы на опасном производственном объекте лиц, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших своевременно подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности (пп. "з, и" п.14).
Из материалов дела следует, что АО "ФНПЦ "Алтай" имеет производственные объекты II, III и IV класса опасности.
Приказом руководителя АО "ФНПЦ "Алтай" от 14 февраля 2022г. N 111 ответственным за организацию промышленной безопасности назначен заместитель генерального директора по качеству и промышленной безопасности Абрамов Д.Г.
По результатам прокурорской проверки АО "ФНПЦ "Алтай" 25 мая 2022г. выявлено:
- ФИО4 - заместитель начальника опытно-испытательной станции (ОИС-6), производственного объекта III класса опасности, на котором ведутся взрывные работы, не имеет аттестации в области "Взрывные работы на открытых горных разработках и специальные взрывные работы" (шифр Б.12.2);
- здания N 22, 22/1, 43/1, 48, 51, 52, 65/2, 121, 152, 154, 622п в нарушение экспертных заключений промышленной безопасности используются в отсутствие проведения необходимых мероприятий, притом что не в полной мере соответствуют требованиям промышленной безопасности (коррозия металлических конструкций, разрушение части конструкций и т.д.) и могут быть использованы при условий выполнения соответствующих мероприятий по устранению выявленных дефектов строительных конструкций;
- в п. 1.1 Инструкции по порядку приема, учета, хранения, движения специальной продукции в цехе N 5, утвержденной генеральным директором АО "ФНПЦ "Алтай" 26 декабря 2017г, имеется ссылка на приказ Ростехнадзора от 16 декабря 2013г. N 605 " Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при взрывных работах", утративший силу с 1 января 2021г.;
- в Инструкции по обеспечению режима секретности проводимых работ, учету, хранению и транспортировке специальных продуктов, утвержденной генеральным директором АО "ФНПЦ "Алтай" 15 ноября 20221г, не содержится указания, предусмотренного п. 654 ФНП N 458, о том, что книга учета прихода и расхода взрывчатых материалов должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью или пломбой территориального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности.
С выводами должностного лица о том, что виновным в выявленных нарушениях является ответственное за организацию и контроль за промышленной безопасностью общества должностное лицо заместитель генерального директора по качеству и промышленной безопасности Абрамов Д.Г, согласились судебные инстанции.
Указанные обстоятельства подтверждены полно приведенными в обжалуемых актах доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Требования ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Действия Абрамова Д.Г. квалифицированы по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства, регулирующего промышленную безопасность.
Доводы жалобы заявителя о том, что заместитель начальника опытно-испытательной станции (ОИС-6) ФИО4 в силу своих должностных обязанностей не подлежит аттестации в области в области "Взрывные работы на открытых горных разработках и специальные взрывные работы" (шифр Б.12.2), о возможности эксплуатации зданий при выявленных дефектах ввиду ведения обществом постоянного контроля за их состоянием, ссылка в Инструкции на утративший силу нормативный акт не свидетельствует о нарушении требований промышленной безопасности, нарушении порядка проведения прокурорской проверки, были предметом исследования и оценки судебных инстанций. Указанные доводы отвергнуты обоснованно, не согласиться с ними нет оснований.
Вместе с тем нет оснований не согласиться с доводами жалобы заявителя о том, что неуказание в Инструкции по обеспечению режима секретности проводимых работ, учету, хранению и транспортировке специальных продуктов, утвержденной генеральным директором АО "ФНПЦ "Алтай" 15 ноября 20221г, текста, предусмотренного п. 654 ФНП N 458, о том, что книга учета прихода и расхода взрывчатых материалов должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью или пломбой территориального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, не свидетельствует о нарушении как таковом требований промышленной безопасности.
В указанной части следует изменить постановление должностного лица и решения судебных инстанций - уменьшить объем обвинения, исключив приведенное нарушение.
В остальной части жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена городским судом и краевым судом в порядке, установленном ст. 30.6 -30.9 КоАП РФ, соответственно.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения Абрамова Д.Г. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Абрамову Д.Г. в пределах санкции ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление Сибирского Управления Ростехнадзора от 29 июня 2022г, решение судьи Бийского городского суда Алтайского края от 6 сентября 2022г. и решение судьи Алтайского краевого суда от 19 октября 2022г. изменить: исключить из обвинения неуказание в Инструкции по обеспечению режима секретности проводимых работ, учету, хранению и транспортировке специальных продуктов, утвержденной генеральным директором АО "ФНПЦ "Алтай" 15 ноября 20221г, текста, предусмотренного п. 654 ФНП N 458, о том, что книга учета прихода и расхода взрывчатых материалов должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью или пломбой территориального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, не свидетельствует о нарушении как таковом требований промышленной безопасности.
В остальной части обжалуемые акты оставить без изменения, жалобу Абрамова Д.Г. - без удовлетворения.
Судья С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.