Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Карьерные машины" Анциферовой О.В. на вступившие в законную силу постановление заместителя министра - начальника отдела государственного экологического надзора Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 13 мая 2022г., решение судьи Центрального районного суда г. Красноярска от 27 сентября 2022г. и решение судьи Красноярского краевого суда от 11 января 2023г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Карьерные машины" (далее - общество, ООО "Карьерные машины") по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя министра - начальника отдела государственного экологического надзора Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 13 мая 2022г, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Красноярска от 27 сентября 2022г. и решение судьи Красноярского краевого суда от 11 января 2023г, ООО "Карьерные машины" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 300 000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Анциферова О.В. настаивает на отмене актов, состоявшихся по делу, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 4 ст. 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 КоАП РФ.
Положениями ч. 6 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие), предусмотренные ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно ч.ч. 5, 7 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ), запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения 7 июля 2021г. должностным лицом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края планового (рейдового) осмотра территории земельного участка, используемого ООО "Карьерные машины", не являющегося объектом размещения отходов и расположенного в границах кадастрового квартала "данные изъяты" по "адрес" "адрес", выявлены навалы отходов, изолированные в почву и не подлежащие дальнейшему использованию.
7 июля 2021г. должностным лицом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края на основании результатов рейдового осмотра возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО "Карьерные машины", в ходе которого 19 августа 2021г. произведены отборы проб почвы и отходов на вышеуказанном участке. По результатам проведенных исследований проб установлено превышение нормативов показателей загрязняющих почву веществ: сульфата, хлорида, бария, кадмия, кобальта, марганца, меди, никеля, свинца, стронция, титана, хрома, цинка и других.
Административный орган, получив 8 сентября 2021г. результаты лабораторных исследований, пришел к выводу о причинении деятельностью ООО "Карьерные машины" вреда окружающей среде, возбудил дело в отношении общества по ч. 6 ст. 8.2 КоАП РФ и привлек к административной ответственности.
С выводами должностного лица административного органа согласились судебные инстанции.
Вместе с тем полагать принятые по делу акты законными нет оснований.
В ходе производства по делу сторона защиты последовательно приводила доводы о процессуальных нарушениях, повлекших недействительность результатов лабораторных исследований в отсутствие их экспертного исследования, что лишило общество права поставить вопросы на экспертное исследование, участвовать в выборе специалиста по проведению такого исследования, приводила доводы о сомнениях в компетенции учреждения, исследовавшего пробы.
Судья районного суда при рассмотрении дела оставил без внимания и судебной оценки порядок получения результатов исследования проб.
Судья краевого суда, отвергая доводы жалобы защитника в указанной части сослался на то, что порядок назначения экспертизы не был нарушен, поскольку такое процессуальное действие по делу не проводилось.
Вместе с тем при рассмотрении дела не учтено, что согласно ч.3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 26.5 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы.
О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный ст. 27.10 КоАП РФ.
Из представленных в деле протоколов о взятии проб и образцов от 19 августа 2021г. (л.д. 341-350 т.1) следует, что пробы почвы и отходов произведены в порядке ст.ст. 26.5, 27.10 КоАП РФ должностным лицом административного органа в рамках производства по делу об административном правонарушении, возбужденному по ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ. Указанное является процессуальным действием.
Вместе с тем основания, по которым экспертное исследование проб не произведено административным органом, из обстоятельств дела не следуют. Иное исследование взятых проб и образцов не предусмотрено ч.1 ст. 26.5 КоАП РФ.
К тому же, из постановления по делу следует, что, по мнению должностного лица административного органа, пробы были взяты в ходе административного расследования, но в рамках контрольно-надзорного мероприятия. Те же сведения содержатся в запросах административного органа учреждению, проводившему лабораторное исследование проб, результатов исследования.
Между тем КоАП РФ не предусматривает проведение в ходе административного расследования дела контрольно-надзорных мероприятий.
Полагать, что лабораторное исследование проб проводилось в рамках экологического расследования, также не имеется оснований.
Так, согласно акту планового (рейдового) осмотра от 7 июля 2021г, проведенного согласно ст. 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в рамках указанного мероприятия по контролю взятие образцов не было произведено.
Учитывая изложенное, результаты лабораторных исследований проб по делу получены с нарушением закона (ст.ст. 26.5, 27.10, 26.4 КоАП РФ), что, исходя из положений ч.3 ст. 26.2 КоАП РФ, влечет их недостоверность.
Допущенные должностным лицом административного органа недостатки рассмотрения дела не были устранены судебными инстанциями при рассмотрении дела в порядке ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ.
При таких условиях рассмотрение настоящего дела не соответствует положениям ст. 24.1 КоАП РФ о задачах судопроизводства, потому нет оснований признать законными обжалуемые акты, они подлежат отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения ООО "Карьерные машины" к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу защитника Анциферовой О.В. удовлетворить.
Постановление заместителя министра - начальника отдела государственного экологического надзора Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 13 мая 2022г, решение судьи Центрального районного суда г. Красноярска от 27 сентября 2022г. и решение судьи Красноярского краевого суда от 11 января 2023г. отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Судья С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.