Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу исполняющего обязанности главы администрации Зиминского районного муниципального образования Иркутской области А.А. Ширяева на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора г. Саянска, г. Зима, Зиминского района по пожарному надзору от 3 июня 2022 г. N 2-13-65/88, представление главного государственного инспектора г. Саянска, г. Зима, Зиминского района по пожарному надзору от 3 июня 2022 г., решение судьи Зиминского городского суда Иркутской области от 9 февраля 2023 г. и решение судьи Иркутского областного суда от 11 апреля 2023г., вынесенные в отношении администрации Зиминского районного муниципального образования Иркутской области (далее также администрация) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора г. Саянска, г. Зима, Зиминского района по пожарному надзору от 3 июня 2022 г. N 2-13-65/88 администрация Зиминского районного муниципального образования Иркутской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 200000 рублей.
В порядке ст. 29.13 КоАП РФ вынесено представление главного государственного инспектора г. Саянска, г. Зима, Зиминского района по пожарному надзору от 3 июня 2022г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением судьи Зиминского городского суда Иркутской области от 3 августа 2022 г. постановление от 3 июня 2022 г. отменено, производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия состава административного правонарушения, представление отменено.
Решением судьи Иркутского областного суда от 1 ноября 2022г. решение судьи Зиминского городского суда Иркутской области от 3 августа 2022 г. отменено, дело возвращено на новое рассмотрение тому же городскому суду.
Решением судьи Зиминского городского суда Иркутской области от 9 февраля 2023 г, оставленным без изменения решением судьи Иркутского областного суда от 11 апреля 2023г, постановление главного государственного инспектора г. Саянска, г. Зима, Зиминского района по пожарному надзору от 3 июня 2022г. и представление того же должностного лица от 3 июня 2022г. изменены путем исключения из них указания на совершение правонарушения, выразившегося в неорганизации своевременной уборки сухой растительности и покоса травы на участках местности с координатами 54о07?480??СШ l0lо54?36.45??ВД и с координатами 5401?47.О9"СШ l02о06?56.73"ВД.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции законный представитель администрации настаивает на отмене состоявшихся по делу актов: постановления главного государственного инспектора г. Саянска, г. Зима, Зиминского района по пожарному надзору от 3 июня 2022 г. N 2-13-65/88, его представления от 3 июня 2022г, а также решения судьи Зиминского городского суда Иркутской области от 9 февраля 2023 г. и решения судьи Иркутского областного суда от 11 апреля 2023г.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на период возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения комитета к административной ответственности) те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут административную ответственность виновных лиц.
Из положений ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности") следует, что нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Особый противопожарный режим - это дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Статьей 30 Федерального закона "О пожарной безопасности" установлено, что в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
Постановлением правительства Иркутской области "Об установлении на территории особого противопожарного режима" от 21 апреля 2021 г. N 309-пп на территории Зиминского районного муниципального образования, Зиминского городского округа муниципального образования Иркутской области установлен особый противопожарный режим с 08.00 часов 30 апреля 2022 г. до 08.00 часов 15 июня 2021 г.
Распоряжением правительства Иркутской области от 5 мая 2022 г. N 224-рп "О дополнительных мероприятиях, выполняемых на территории Иркутской области в период пожароопасного сезона" утвержден план дополнительных мероприятий, выполняемых на территории Иркутской области в период пожароопасного сезона. Пунктами 51 и 52 указанного распоряжения на органы местного самоуправления возложены обязанности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов и сухой травянистой растительности, а также растительных остатков на земельных участках с целью исключения возгораний.
В силу ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, помимо прочего, собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Из материалов дела следует, что по результатам исследования обстоятельств пожаров, произошедших на территории Зиминского районного муниципального образования Иркутской области 3, 6, 7, 11 и 20 мая 2022г, главным государственным инспектором г. Саянска, г. Зима, Зиминского района по пожарному надзору установлено, что администрацией Зиминского районного муниципального образования на территориях общего пользования в границах муниципальных районов территории муниципального образования своевременно не была организована уборка сухой растительности и покос травы, что в дальнейшем привело к их возгоранию.
Приведенные обстоятельство послужили основанием для привлечения администрации к административной ответственности по ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ и вынесения должностным лицом административного органа представления от 3 июня 2022г. об устранении выявленных нарушений.
С выводами должностного лица согласились судебные инстанции.
Указанные обстоятельства подтверждены полно приведенными в обжалуемых актах доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Требования ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Действия администрации квалифицированы по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства, регулирующего пожарную безопасность.
Жалоба заявителя на постановление об административном наказании и представление рассмотрена городским судом и областным судом с соблюдением требований ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, всем доводам, имеющим правовое значение, в том числе о том, что земельные участки не находятся во владении муниципального образования, законодательством не определены категории мер пожарной безопасности, относящихся к первичным, дана надлежащая судебная оценка, не согласиться с которой нет оснований. Так, судебными инстанциями учтены положения ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности", а также ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" об отнесении к первичным мерам пожарной безопасности ряда мероприятий.
Вместе с тем, как ранее отмечалось, действие особого противопожарного режима предполагает дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления по предотвращению пожаров.
При этом судебными инстанциями обоснованно учтены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479 (далее - Правила противопожарного режима), содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно п.п. 67 и 68 Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
Согласно п. 7.1 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.
Из положений п. 9.1 ч.1 ст. 6 Устава Зиминского районного муниципального образования" (принят решением РД Зиминского района от 27.04.2005г. N 70) следует, что к вопросам местного значения Зиминского района отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.
Статус и границы Зиминского района определены Законом Иркутской области от 16 декабря 2004г. N 102-оз "О статусе и границах муниципальных образований Зиминского района Иркутской области", согласно которому территорию Зиминского района Иркутской области составляют, наряду с прочими, Кимильтейское, Ухтуйское, Филипповское, Харайгунское муниципальные образования, на территории которых произошли пожары.
Учитывая изложенное, не имеется оснований полагать постановление должностного лица и судебные акта незаконными.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения администрации к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление главного государственного инспектора г. Саянска, г. Зима, Зиминского района по пожарному надзору от 3 июня 2022 г. N 2-13-65/88, представление главного государственного инспектора г. Саянска, г. Зима, Зиминского района по пожарному надзору от 3 июня 2022 г, решение судьи Зиминского городского суда Иркутской области от 9 февраля 2023 г. и решение судьи Иркутского областного суда от 11 апреля 2023г. оставить без изменения, жалобу А.А. Ширяева - без удовлетворения.
Судья С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.