Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Виноградовой О.В, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи кассационную жалобу администрации Тулунского муниципального района, поданную через суд первой инстанции 12 апреля 2023 г, на решение Тулунского городского суда Иркутской области от 5 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 8 февраля 2023 г.
по административному делу N 2а-1198/2022 по административному исковому заявлению Тулунского межрайонного прокурора Бузиковой Т.В. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности на администрацию Тулунского муниципального района, муниципальное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Центральное" провести ремонтные работы тепловых сетей, сетей водоснабжения.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, объяснения Егоровой Р.Ю, представляющей интересы администрацию Тулунского муниципального района, поддержавшего доводы кассационной жалобы, главы Алгатуйского сельского поселения Белизовой И.В, полагавшей жалобу подлежащей удовлетворению, возражения прокурора пятого отдела (апелляционно - кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Тулунский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения требований) об обязании администрацию Тулунского муниципального района организовать обеспечение проведения капитального ремонта тепловых сетей, трубопровода холодного водоснабжения с. Алгатуй Тулунского района, входящих в комплекс коммунальных сооружений с кадастровым номером N, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что Тулунской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления надзора в сфере жилищно-коммунального хозяйства выявлены нарушения в деятельности администрации Тулунского муниципального района при осуществлении полномочий в рассматриваемой сфере. В муниципальной собственности Тулунского муниципального района находится комплекс коммунальных сооружений кадастровый номер N, адрес: "адрес", год завершения строительства 2006, общей протяженностью "данные изъяты" м, включающего в себя: магистральные сети водопровода, протяженностью "данные изъяты" м; тепловые сети, протяженностью "данные изъяты" м.; сети канализации, протяженностью "данные изъяты" м.
Администрацией Тулунского муниципального района как собственником комплекса коммунальных сооружений с. Алгатуй надежность теплоснабжения и бесперебойность водоснабжения не обеспечивается, капитальный ремонт тепловых сетей, трубопровода холодного водоснабжения не проводится. Причиной возникновения аварийных ситуаций в с. Алгатуй является износ тепловых сетей и сетей холодного водоснабжения. В связи с непринятием администрацией Тулунского муниципального района своевременных мер к осуществлению ремонта сетей водоснабжения с. Алгатуй, как собственником вышеуказанных объектов ЖКХ, возможности причинения существенного вреда жизни и здоровью населения, проживающего в многоквартирных домах на территории с. Алгатуй, Тулунским межрайонным прокурором 6 декабря 2021 г. в адрес мэра Тулунского муниципального района внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства, принятии мер к проведению капитального ремонта указанных объектов ЖКХ, которое до настоящего времени не исполнено.
Постановлением администрации Алгатуйского сельского поселения от 3 декабря 2021 г. N 48-п в связи с аварийной ситуацией на сетях холодного водоснабжения в с. Алгатуй вводился режим функционирования "Чрезвычайная ситуация" на территории Алгатуйского сельского поселения с 16-30 часов 3 декабря 2021 г. до особого распоряжения, снят постановлением администрации Алгатуйского поселения N 49-п от 4 декабря 2021 г. с 08-00 часов 4 декабря 2021 г.
Непроведение своевременного капитального ремонта части тепловых сетей и сетей водоснабжения, входящих в комплекс коммунальных сооружений с. Алгатуй, создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушение прав неопределенного круга лиц на надежное и бесперебойное тепло-, водоснабжение.
Решением Тулунского городского суда Иркутской области от 5 октября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 8 февраля 2023 г, административное исковое заявление удовлетворено, на Администрацию Тулунского муниципального района и Муниципальное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Центральное" возложена обязанность обеспечить проведение капитального ремонта тепловых сетей, трубопровода холодного водоснабжения с. Алгатуй Тулунского района, входящих в комплекс коммунальных сооружений с кадастровым номером N, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что собственником комплекса коммунального хозяйства, назначение сооружение коммунального хозяйства, кадастровый номер N, год завершения строительства 2006, протяженностью "данные изъяты" м, расположенного по адресу: "адрес" является муниципальное образование "Тулунский район".
Распоряжением мэра Тулунского муниципального района от 23 декабря 2020 г. N637-рг "О закреплении муниципального имущества" закреплено на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным сельскохозяйственным предприятием "Центральное" для осуществления деятельности в сфере жилищно-коммунальных услуг сооружение коммунального хозяйства: Комплекс коммунальных сооружений, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый номер N, общей протяженностью "данные изъяты" м.
Согласно акту приема-передачи от 23 декабря 2020 г. на основании Распоряжения мэра Тулунского муниципального района от 23 декабря 2020 г. N 637-рг "О закреплении муниципального имущества" Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Тулунского муниципального района передал, а муниципальное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Центральное" приняло в хозяйственное ведение сооружение коммунального хозяйства: Комплекс коммунальных сооружений, кадастровый номер N, общей протяженностью "данные изъяты" метров, расположенный по адресу: "адрес" в состав которого входят: магистральные сети водопровода протяженностью "данные изъяты" метров; тепловые сети протяженностью "данные изъяты" метров; сети канализации протяженностью "данные изъяты" метров; с постановкой на балансовый учет и перерегистрацией в установленном порядке.
В соответствии с постановлением администрации Тулунского муниципального района от 26 мая 2021 г. N 76-пг "О внесении изменений в муниципальную программу "Развитие инфраструктуры на территории Тулунского муниципального района" на 2021-2026 гг, утвержденную постановлением администрации Тулунского муниципального района от 27 ноября 2020 г. N 154-пг, приложение N 7 к муниципальной программе изложено в новой редакции, по основному мероприятию 2.1 "Модернизация объектов теплоснабжения и подготовка к отопительному сезону объектов коммунальной инфраструктуры, находящейся в муниципальной собственности, сокращение потерь при передаче и потреблении энергетических ресурсов" подпрограммы 2 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Тулунского муниципального района на 2021-2026 гг." предусмотрены расходы из местного бюджета на 2021-2022 гг. на капитальный ремонт части Комплекса коммунальных сооружений (тепловые сети, трубопровод холодного водоснабжения) 1 очереди с. Алгатуй Тулунского района.
Комплекс коммунальных сооружений, в который входят наружные сети тепло и водоснабжения с. Алгатуй, обеспечивают теплоснабжением жилые дома и учреждения соцкультбыта (школа, детский сад, амбулатория, дом культуры, спортивный комплекс). Наружные тепловые сети (3728м) и водоснабжения (7154м) сданы в эксплуатацию в 2006 г. В отопительные периоды 2019-2020 гг. и 2020-2021 гг. были неоднократные аварийные ситуации.
Из акта обследования инженерных сетей с. Алгатуй Тулунского района Иркутской области от 10 ноября 2020 г. следует, что по результатам обследования установлена необходимость капитального ремонта тепловой сети 2Ду300мм и водопровода Ду 100мм протяженностью 283, 6 п.м. (участок от котельной до УТ1), тепловой сети 2Ду300мм и водопровода Ду 100мм протяженностью 160, 0 п.м. (участок от УТ1 до УТ35 по улице Саянская), тепловой сети 2Ду250мм и водопровода Ду 150мм протяженностью 354, 0 п.м. (участок от УТ1 до УТЗ по улице Центральная), тепловой сети 2Ду200мм и водопровода Ду 150мм протяженностью 244, 5 п.м. (участок от УТЗ до ЦТП1 по улице Центральная), тепловой сети 2Ду200мм и водопровода Ду 100мм протяженностью 131, 0 п.м. (участок от УТЗ до УТ28), тепловой сети 2Ду 150мм и водопровода Ду 100мм протяженностью 228, 0 п.м. (участок от УТ28 до здания средней школы). Объемы работ приведены в таблице к указанному акту обследования.
Согласно муниципальному контракту N от 10 ноября 2020 г, заключенному между администрацией Тулунского муниципального района и индивидуальным предпринимателем Купреевым М.В, индивидуальный предприниматель ФИО9 принял на себя обязательство по разработке рабочей документации по объекту "Капитальный ремонт части Комплекса коммунальных сооружений (тепловой сети, трубопровода холодного водоснабжения) 1-ой очереди с. Алгатуй Тулунского района Иркутской области".
Государственным Автономным учреждением Иркутской области "Экспертиза в строительстве Иркутской области" (ГАУИО "Экспертиза") 28 апреля 2021 г. выдано положительное заключение государственной экспертизы на объект: Капитальный ремонт в части комплекса коммунальных сооружений (тепловые сети, трубопровод холодного водоснабжения) 1-й очереди с.Алгатуй Тулунского района Иркутской области.
В связи с отключением системы жизнеобеспечения населения, возникшей аварийной ситуацией на сетях холодного водоснабжения с. Алгатуй, постановлением администрации Алгатуйского сельского поселения с 16 часов 30 минут 4 декабря 2021 г. введен режим функционирования "Чрезвычайная ситуация".
Согласно информации МКУ "Единая дежурная диспетчерская служба" Тулунского района в 2021 г. за период с 1 января 2021 г. по 21 июля 2022 г. на территории Алгатуйского сельского поселения зарегистрировано 3 случая порыва теплотрассы, 9 случаев порыва сетей холодного водоснабжения.
Причиной возникновения аварийных ситуаций в с.Алгатуй послужил износ тепловых сетей и сетей холодного водоснабжения.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями статьи 39, части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статей 209, 210, 215, 294, 295, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4 части 1, части 3, части 4 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 16, частей 4.2, 4.3 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г..N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 4 статьи 2, частей 1, 1.1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г..N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статьи 1, пункта 1 части 1, части 1.1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г..N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пунктов 2.2.1, 6.2.1, 6.2.25 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24 марта 2003 г..N 115, "СНиП 41-02-2003. Тепловые сети", принятых постановлением Госстроя Российской Федерации от 24 июня 2003 г..N 110, Единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утверждённых Постановлением Совета министров СССР от 22 октября 1990 г..N 1072, "РД 153-34, 0-20, 518-2003.
Типовая инструкция по защите трубопроводов тепловых сетей от наружной коррозии", утвержденной приказом Госстроя Российской Федерации от 29 ноября 2002 г..N 284, распоряжением Минэнерго Российской Федерации от 5 февраля 2003 г..N 5-р, пунктом 2.10.1, подпунктами "а", "в" пункта 2.10.2 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 30 декабря 1999 г..N 168, пунктом 1 статьи 2 Закона Иркутской области от 3 ноября 2016 г..N 96-03 "О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения", пришёл к выводу, что дальнейшая эксплуатация спорных участков сетей ввиду их нормативного износа без осуществления капитального ремонта может повлечь возникновение аварийных ситуаций, создающих угрозу безопасности жизни и здоровья граждан, их имуществу, нарушает право жителей на получение коммунальных услуг в соответствии с требованиями действующего законодательства. Исполнение обязанности по капитальному ремонту указанных участков сетей, в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, должно быть возложено на администрацию Тулунского муниципального района, как на уполномоченный орган местного самоуправления поселения-собственника имущества, а также на МУСХП "Центральное", за которым распоряжением мэра Тулунского муниципального района от 23 декабря 2020 г..N 637-рг "О закреплении муниципального имущества" на праве хозяйственного ведения закреплено муниципальное имущество: Комплекс коммунальных сооружений, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый номер N, общей протяженностью "данные изъяты" м.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным ответчиком обстоятельств дела.
Доводы кассационной жалобы администрации Тулунского муниципального района об ошибочности выводов судов в части возложения на нее исполнения спорной обязанности ввиду передачи законом субъекта Российской Федерации полномочий по организации водо- и теплоснабжения сельским поселениям, а также передачи имущества в доверительное управление муниципальному унитарному сельскохозяйственному предприятию, повторяют позицию административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанции, а также доводы, которыми была обоснована апелляционная жалоба и не могут служить основанием к отмене судебных актов, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судами при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится. Выводы судов, изложенные в судебных актах полностью подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, в том числе исходя из критериев их допустимости и достоверности. Переоценка, представленных в материалах дела доказательств, по доводам заявителя не может быть осуществлена на стадии кассационного производства в силу положений части 3 статьи 329 КАС РФ.
Как установлено судами на дату передачи имущества в доверительное управление оно имело значительную степень износа, нуждалось в ремонте, следовательно администрацией муниципального района обязанность как собственника по содержанию сетей водо- и теплоснабжения в надлежащем состоянии не выполнялась. Распоряжение, а также акт-приема передачи имущества в доверительное управление на содержат перечень объектов, в отношении которых необходимо провести капитальный ремонт, не определяет источник финансирования, вследствие чего судами обоснованно отклонены доводы административного ответчика о делегировании им, как собственником обязанности по выполнению ремонтных работ иному лицу. Следует также отметить, что право доверительного управления данным имуществом в соответствии с требованиями законодательства не зарегистрировано (статьи 8.1 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При таких данных вывод судов о том, что при установленных по настоящему делу обстоятельствах собственник имущества не может быть освобожден от обязанности осуществления капитального ремонта имущества является обоснованным.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в безусловном порядке, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Тулунского городского суда Иркутской области от 5 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 8 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 июня 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.