Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.В.
судей Пушкаревой Н.В, Конаревой И.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области", поданную 29 марта 2023 г. на решение Братского районного суда Иркутской области от 20 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 11 января 2023 г, по административному делу N 2а-311/2022 по административному исковому заявлению Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области", Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области, Федеральной службе исполнения наказаний по Иркутской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, взыскании расходов по уплате государственной пошлины, заслушав доклад судьи Виноградовой О.В, прокурора Антипова А.А, объяснения представителя ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области Овчинниковой И.А,
УСТАНОВИЛА:
Братский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился с административным иском о признании незаконным бездействие ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области, выразившееся в непринятии исчерпывающих мер, направленных на создание карантинного отделения для осужденных, отбывающих наказание на участке колонии-поселения при ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области; возложении обязанности на исправительное учреждение по создании в срок до 31 декабря 2022 г. на территории участка колонии-поселения при ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области карантинного отделения для содержания осужденных, поступающих для отбывания наказания в виде лишения свободы; возложении на ФСИН России и ГУФСИН России по Иркутской области обязанности по ассигнованию денежных средства на создание карантинного отделения и обеспечению проведения для этого необходимых материально-технических мероприятий; взыскании расходов по уплате государственной пошлины с ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области.
В обоснование административного иска прокурор указал, что ввиду отсутствия в ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области карантинного участка, куда прибывший спецконтингент подлежит размещению в срок до 15 суток, осужденные размещаются в жилом помещение отряда для осужденных участка колонии-поселения при ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области. Такое размещение без пятнадцатидневного надлежащего обследования в карантине не соответствует требованиям уголовно-исполнительного законодательства РФ и увеличивает возможность распространения среди осужденных различных инфекционных заболеваний. В рамках осуществления надзора за состоянием законности в ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области, прокурором неоднократно принимались меры прокурорского реагирования, направленные на внесудебное разрешение вопроса о создании на участке колонии-поселения карантинного отделения, при этом, до настоящего времени карантинное отделение на участке колонии-поселения при ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области отсутствует.
Решением Братского районного суда Иркутской области от 20 апреля 2022 г. административные исковые требования удовлетворены частично, признано незаконным бездействие ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области, выразившееся в непринятии исчерпывающих мер, направленных на создание карантинного отделения для осужденных, отбывающих наказание на участке колонии - поселения при ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области, на ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области возложена обязанность по создании на территории участка колонии-поселения карантинного отделение для содержания осужденных, поступающих для отбывания наказания в виде лишения свободы в срок до 31 декабря 2022 г, на Федеральную службу исполнения наказаний России и Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Иркутской области возложена обязанность ассигновать денежные средства на создание на территории ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области карантинного отделения и обеспечить проведение для этого необходимых материально-технических мероприятий, в удовлетворении административных исковых требований о взыскании государственной пошлины отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам от 11 января 2023 г. принят отказ от административного иска в части требований о возложении обязанности на Федеральную службу исполнения наказаний России и ГУФСИН России по Иркутской области ассигновать денежные средства на создание на территории ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области карантинного отделения для содержания осужденных, поступающих для отбывания наказания в виде лишения свободы и обеспечении проведения для этого материально-технических мероприятий, решение Братского районного суда Иркутской области от 20 апреля 2022 г. по административному делу в указанной части отменено, производство по делу прекращено, в оставшейся части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области просит отменить судебные акты, в связи с нарушением и неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов судов обстоятельствам дела. Полагает, судами необоснованно не учтены доводы административного ответчика о том, что ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы для осужденных, которым назначен строгий и особый вид режима, его учредителем и собственником закрепленного за ним имущества является Российская Федерация в лице ФСИН России, в связи с чем, на него распространяются положения ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 06 декабря 2021 г..N 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", приказа ФСИН России от 13 апреля 2020 г..N 252 (ред. от 15 сентября 2020 г..) "Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет Федеральной службы исполнения наказаний, территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний и федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации", Федерального закона от 5 апреля 2013 г..N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Исходя из этого, мероприятия по строительству и реконструкции зданий в ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области, согласно приказу Минстроя России от 20.10.2017 N 1454/пр СП 308.1325800.2017. "Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы.
Правила проектирования (в двух частях)", могут производиться только за счет средств федерального бюджета, путем включения объектов в Федеральную целевую программу по строительству новых и реконструкции существующих строений на основании постановления Правительства РФ от 06 апреля 2018 г..N 420 "О федеральной целевой программе "Развитие уголовно-исполнительной системы (2018 - 2026 годы)". Считает, что административным ответчиком не было допущено бездействие, предпринимались все возможные меры, в ГУФСИН России по Иркутской области были направлены локально-ресурсные сметные расчеты, в материалы дела представлены справки о не выделении соответствующих бюджетных ассигнований, при этом, учреждение самостоятельно спроектировать и построить здание в колонии без включения в ФЦП и при отсутствии соответствующих лимитов не имеет возможности. Кроме того, здание УКП было введено в эксплуатацию в 2009 г..и в период его строительства действовали иные нормы, также в 2009 г..здание "Общежитие УКП" осужденные не являлись ранее не отбывающими наказание и впервые осуждёнными, они выводились из колонии строго режима в порядке поощрения в соответствии со ст. 78 УИК РФ, следовательно, помещались в карантин и проходили медицинское обследование как при поступлении в учреждение, так и при переводе в колонию-поселение. Полагает, судами не учтено, что у учреждения отсутствует реальная возможность для размещения карантинного отделения, ввиду отсутствия свободной площади. Переоборудование каких-либо из иных имеющихся помещений невозможно, так как в настоящее время необходимо соблюдение норм оборудования карантинного отделения, предусмотренных СП 308.1325800.2017.
По мнению административного ответчика, судами неверно определены обстоятельства дела, не учтены нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность казенного учреждения, ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области не предоставлен разумный и достаточный срок для совершения определенных действий, чем нарушены права и интересы административного ответчика, гарантированные ч. 1 ст. 46 Конституции РФ.
В судебном заседании представитель административного ответчика настаивала на удовлетворении кассационной жалобы. Прокурор поддержал доводы возражений, представленных в письменном виде.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено при рассмотрении административного дела, изолированный участок колонии-поселения при ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области создан до утверждения и вступления в законную силу Порядка создания, функционирования и ликвидации изолированных участков в исправительных колониях, лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы", утвержденного приказом Министерства юстиции России от 11 февраля 2015 г. N 33 (далее - Порядок), приказом и.о. начальника ГУИН Министерства юстиции РФ по Иркутской области Никитеева В.И. от 5 января 2003 г. N 1.
Согласно распоряжению ФСИН России от 13 октября 2016 г. N 124-р, участок колонии-поселения при ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области предназначен для отбывания наказания осужденных мужского пола за совершение преступлений по неосторожности, и ранее отбывавшими лишение свободы, а также положительно характеризующимися осужденными, переведенными из колоний общего и строгого режимов в порядке, предусмотренном статьей 78 УИК РФ.
Распоряжением ФСИН России от 11 ноября 2020 г. N 236-р внесены изменения в Перечень исправительных колоний и изолированных участков в исправительных колониях ГУФСИН России по Иркутской области для размещения лиц, осужденных к лишению свободы, в соответствии с требованиями ст.ст. 80 и 128 УИК РФ, утвержденный распоряжением ФСИН России от 13 октября 2016 г. N 124-р.
Согласно распоряжению, участок колонии-поселения при ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области с 11 ноября 2020 г. предназначен для отбывания наказания осужденных мужского пола за совершение преступлений по неосторожности, и ранее не отбывающих лишение свободы, а также впервые осужденных за совершение преступлений небольшой и средней тяжести.
На изолированном участке колонии-поселения отсутствует карантинное отделение, возможность использования карантинного отделения непосредственно ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области отсутствует, в связи с тем, что исправительное учреждение отнесено к исправительным колониям особого режима.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Разрешая исковые требования и принимая решение об их удовлетворении, суд первой инстанции с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 79, 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", а также Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказом Минюста Российской Федерации от 6 декабря 2016 г. N 295, оценив представленные по делу доказательства, установив несоблюдение требований уголовно-исполнительного законодательства в деятельности колонии-поселении ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области, выраженное в том, что ответчиками обязанность по созданию на участке колонии-поселения изолированного карантинного помещения для вновь прибывших осужденных, не выполняется, пришел к выводу о возложении соответствующих обязанностей в целях устранения выявленных нарушений.
С выводами судебных инстанций о наличии правовых оснований для удовлетворения иска, кассационный суд общей юрисдикции соглашается, считает их правильными, постановленными с верным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствующими обстоятельствам дела и исследованным доказательствам.
Вопреки доводам кассационных жалоб отсутствие денежных средств, либо иные вопросы, относящиеся к компетенции администрации исправительного учреждения по исполнению указанной обязанности, не должны влиять на права осужденных.
Отсутствие карантинного отделения для вновь прибывших осужденных может повлечь за собой распространение заболеваний среди осужденных, что нарушает их права на охрану здоровья и противоречит вышеназванным положениям уголовно-исполнительного законодательства, в связи с чем доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Доводы представителя административного ответчика о том, что в настоящее время осужденные на участке колонии-поселения не содержатся и принимаются меры к ликвидации участка, не влияют на правильность принятых судебных актов, поскольку не свидетельствует об отсутствия самого факта ненадлежащего исполнения обязанностей в части оборудования обязательного к наличию карантинного отделения.
Доказательств ликвидации (закрытия) участка судам не представлялось
Доводы кассационной жалобы относительно невозможности реализации порядка выполнения мероприятий, связанных с проектированием и постройкой здания карантинного отделения в колонии, в том числе и путем включения объектов в Федеральную целевую программу, также не влияют на правильность выводов судебных инстанций, поскольку на ответчиков возложена обязанность по оборудованию карантинного отделения, а не по реконструкции и возведению объектов капитального строительства. В этой связи, доводы кассационных жалоб направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами при разрешении дела и правом переоценки доказательств не наделен.
Оснований для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке, предусмотренных ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, также не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Братского районного суда Иркутской области от 20 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 11 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 06 июня 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.