Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.В.
судей Пушкаревой Н.В, Конаревой И.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Сибирь", поданную 05 апреля 2023 г. на решение Омского областного суда от 01 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 09 февраля 2023 г, по административному делу N 3а-626/2022 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Россети Сибирь" о признании недействующими приказов региональной энергетической комиссии, заслушав доклад судьи Виноградовой О.В, прокурора Коган А.Г, объяснения представителей ПАО "Россети Сибирь" Левинского А.И, Третьяковой О.А, представителя РЭК по Омской области Стельмашева Б.Н,
УСТАНОВИЛА:
вступившим в силу с 1 января 2022 г. приказом региональной энергетической комиссии Омской области от 28 декабря 2021 г. N 679/97 утверждена необходимая валовая выручка (далее -НВВ), долгосрочные параметры и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций в Омской области, пунктом 18 приложения N 2 к которому для публичного акционерного общества "Россети Сибирь" (филиал ПАО "Россети Сибирь" "Омскэнерго") установлена необходимая валовая выручка на долгосрочный период регулирования, в том числе, на 2022 год в размере 5 070 654, 60 тыс. руб.
29 декабря 2021 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru опубликован приказ N 677/97 региональной энергетической комиссии Омской области от 28 декабря 2021 г, вступивший в силу на следующий день после дня его официального опубликования "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2022 год", установлены и введены в действие с календарной разбивкой единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2022 г, пунктом 23 таблицы 1 Приложения N 1 которого установлена необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации в размере 5 070 654, 60 тыс. руб.; учтенные расходы сетевых организаций, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение в размере 432 367, 81 тыс. руб.; величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, учтенная при формировании регулируемых цен (тарифов) в размере 612, 800 млн. кВт. ч.
Публичное акционерное общество "Россети Сибирь" обратилось с административным иском о признании недействующими в части данных приказов, ввиду их несоответствия положениям статьи 23 Федерального закона "Об электроэнергетике", пунктам 7, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, пунктам 9, 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выражает несогласие с исключением при определении необходимой валовой выручки расходов на выполнение мероприятий инвестиционной программы "Выкуп КЛ 110 кВ ПС "Фрунзенская" - ПС "Прибрежная" в сумме 636 714, 00 тыс. руб. согласно представлению Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Омской области от 5 октября 2021 г. о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона), поскольку, указанные мероприятия предусмотрены инвестиционной программой публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" на 2016 - 2020 г.г, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 28 декабря 2015 года N 1043 и выполнены путем заключения и исполнения договоров купли-продажи долей в праве собственности на имущество от 28 декабря 2016 года, от 27 декабря 2017 г. и от 28 декабря 2018 г.
Решением Омского областного суда от 1 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 февраля 2023 г, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ПАО "Россети Сибирь" просит отменить принятые судебные акты в связи с допущенными нарушениями норм материального права, не верным установлением обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает на отсутствие правовых оснований, позволяющих РЭК Омской области изъять из необходимой валовой выручки ПАО "Россети Сибирь" расходы на выполнение мероприятий инвестиционной программы "Выкуп кабельной линии 110 кВ ПС "Фрунзенская" - ПС "Прибрежная". В нарушение пунктов 9, 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, тарифным органом при ее корректировке на 2022 год были дополнительно исключены из расчета расходы (доходы) за 2016-2018 гг, то есть, не за предшествующий год, в котором утверждался тариф на 2022 г, тогда как инвестиционная программа по титулу "Выкуп кабельной линии 110 кВ ПС "Фрунзенская" - ПС "Прибрежная" исполнена в 2018 г, то последним годом, в котором могла быть произведена корректировка, является 2020 г..Полагает, судами не принято во внимание, что законодательство о ценообразовании не устанавливает обязанность регулирующих органов пересматривать тарифные решения на основании представлений органов предварительного расследования. Считают, что судам двух инстанций надлежало оценивать представление Следственного управления следственного комитета России по Омской области от 05 октября 2021 г..N 201.2-38/12102520036000006 на предмет соответствия действующему законодательству наряду с другими доказательствами, представленными в материалы дела.
Полагает, у судов отсутствовали основания для применения к спорным отношениям абзаца 2 пункта 2 Правил утверждения инвестиционных программ в толковании, изложенным в письме ФАС России от 12 июля 2019 г..N ИА/59932/19 Указывает, что судом первой инстанции не дана оценка постановлению о прекращении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления в отношении неустановленных лиц.
В судебном заседании представители ПАО "Россети Сибирь" настаивали на удовлетворении кассационной жалобы. Прокурор, представитель РЭК по Омской области, поддержали доводы представленных в письменном виде возражений.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами не допущено.
Как установлено при рассмотрении административного дела, 30 апреля 2021 г. филиалом ПАО "Россети Сибирь" - "Омскэнерго" в РЭК Омской области поданы заявление и материалы на корректировку долгосрочных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Согласно экспертному заключению на 2022 год и выписки из протокола заседания правления РЭК Омской области от 28 декабря 2021 г. N 97, органом регулирования при установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Филиала на 2022 год исключены расходы на выполнение мероприятия инвестиционной программы "Выкуп КЛ 110 Кв ПС "Фрунзенская" - ПС "Прибрежная" в сумме 636 714, 00 тыс. руб, согласно представлению Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Омской области от 5 октября 2021 года N N
Инвестиционная программа, предусматривающая вышеназванное мероприятие, была утверждена приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. N 1043 "Об утверждении инвестиционной программы ПАО "МРСК Сибири" на 2016-2020 годы", и, исходя из пункта 492 таблицы приложения к данному приказу, срок реализации инвестиционного проекта "Выкуп КЛ 110 Кв ПС "Фрунзенская" - ПС "Прибрежная" - 2016-2018 г.г, общая стоимость - 777 970 000 руб, в том числе 659 300 000 руб. за счет средств, учитываемых при установлении регулируемых государством цен (тарифов), 1 18 670 000 руб. за счет иных источников финансирования.
5 декабря 2016 г, 27 декабря 2017 г. и 28 декабря 2018 г. между АО "Омскэлектро" и ПАО "МРСК Сибири" заключены договоры купли - продажи, по условиям которых АО "Омскэлектро" передает в собственность ПАО "МРСК Сибири" доли в размере соответственно 32/100, 25/100, 43/100 в праве собственности на кабельные линии, а покупатель оплачивает стоимость имущества путем проведения зачета встречных требований. Договоры заключены на общую стоимость 751 081 800 руб.
Рассматриваемый 2022 год, на который оспариваемыми положениями нормативных правовых актов РЭК Омской области установлена необходимая валовая выручка Филиала, является пятым годом долгосрочного периода регулирования 2018-2022 г.г.
Судебная коллегия не усматривает оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, поскольку выводы нижестоящих судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании.
Государственное регулирование деятельности субъектов в сфере электроэнергетики осуществляется на основе положений Закона об электроэнергетике и основывается на принципе обеспечения бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики и корреспондирующему ему принципу обеспечения доступности электрической энергии для потребителей и защиты их прав (статьи 6 и 20 Закона об электроэнергетике).
Закон об электроэнергетике в качестве одного из основных принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике рассматривает достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (абзац четвертый пункта 1 статьи 20).
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций.
Пунктом 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике установлено, что государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Регулирующий орган определяет НВВ, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и на основании материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 12, 20, 22, 23 Правил государственного регулирования тарифов).
Из содержания пункта 7 Основ ценообразования следует, что при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Общими положениями тарифного законодательства в качестве меры тарифного регулирования за невыполнение или неполное выполнение инвестиционных, производственных программ, работ по ремонту оборудования предусмотрена корректировка необходимой валовой выручки предприятий на следующий период регулирования.
Разрешая административные исковые требования и принимая решение об отказе в их удовлетворении, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями пункта 32 Основ ценообразования, постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", пунктами 1, 2, 49 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 977, правовую позицию, изложенную в письме ФАС России от 12 июля 2019 г. N ИА/59932/19 "О невозможности учета в необходимой валовой выручке территориальных сетевых организаций затрат на приобретение (выкуп) объектов электросетевого хозяйства", оценив представленные по делу доказательства, исходил из имеющихся у РЭК Омской области правовых и фактических оснований для исключения при установлении необходимой валовой выручки (без учета оплаты потерь) Филиалу на 2022 год расходов на мероприятие инвестиционной программы "Выкуп КЛ 110 Кв ПС "Фрунзенская" - ПС "Прибрежная" в размере 636 714, 00 тыс. руб, установив, что фактически ПАО "МРСК Сибири" не понесло расходов денежных средств на финансирование проекта инвестиционной программы.
Кассационный суд находит указанные выводы судов верными, поскольку они основаны на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, мотивированы в судебном акте, всем представленным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.
Вопреки доводам кассационной жалобы, именно РЭК Омской области, как регулирующий орган, при осведомленности о фактическом отсутствии расходования денежных средств на финансирование проекта инвестиционной программы развития для ПАО "МРСК Сибири" на 2016-2020 г.г. "Выкуп кабельной линии 100 кВ ПС "Фрунзенская" - ПС "Прибрежная" путем их перечисления на счета АО "Омскэлектро" или иного отчуждения и нарушении тем самым Методических указаний N 98-э, в ходе реализации своих полномочий при осуществлении корректировок необходимой валовой выручки, исключил из объема фактического финансирования средства в сумме 636 714 000 рублей, в связи с чем, доводы кассационной жалобы о том, что регулирующим органом тарифное решение пересмотрено на основании представления органов предварительного расследования не соответствуют установленным по административному делу обстоятельств.
С выводами судебных инстанций о наличии правовых оснований для отказа в иске, кассационный суд общей юрисдикции соглашается, считает их правильными, постановленными с верным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствующими обстоятельствам дела и исследованным доказательствам.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе не содержат новых обстоятельств, опровергающих выводы судов первой и апелляционной инстанции, сводятся к оспариванию обоснованности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не являются основаниями для отмены судебного акта в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами при разрешении дела и правом переоценки доказательств не наделен.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Омского областного суда от 01 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 09 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 06 июня 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.