Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 38RS0036-01-2022-001890-09 (N2-2499/2022) по иску Серебренниковой Анны Александровны, Гладких Юлии Ивановны к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Иркутской ордена "Знак Почета" областной клинической больнице о признании сведений в реестре работников недействительными, понуждении исправить недостоверные сведения, по кассационной жалобе представителя Серебренниковой Анны Александровны, Гладких Юлии Ивановны - Конякина Владимира Александровича, действующего на основании доверенностей, на решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 12 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 31 января 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, объяснения истца Гладких Ю.И, представителя Серебренниковой А.А. и Гладких Ю.И.- Конякина В.А, действующего на основании доверенностей, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя государственного бюджетного учреждения здравоохранения Иркутской ордена "Знак Почета" областной клинической больницы - Ражевой Н.А, действующей на основании доверенности, возражавшей удовлетворению кассационной жалобы, принимавших участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Серебренникова А.А. и Гладких Ю.И. обращаясь в суд с иском, указали, что состоят в трудовых правоотношениях с государственным бюджетным учреждением здравоохранения Иркутской ордена "Знак Почета" областной клинической больницей (далее - ГБУЗ ИОКБ) в должности медицинского лабораторного техника экспресс - лаборатории.
Серебренникова А.А. выполняет трудовые обязанности медицинского лабораторного техника в экспресс лаборатории на основании трудового договора от 18 февраля 2021 г. N, а Гладких Ю.И. - на основании трудового договора от 19 октября 2020 г. N.
Исполняя свои трудовые функции, истцы оказывают медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в связи с чем пользуются правом на государственную социальную поддержку в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762.
Ответчик, в периоды с ноября 2020 года по февраль 2022 года предоставлял в Фонд Социального страхования Российской Федерации реестры работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты с недостоверными сведениями о фактическом числе отработанных истцами нормативных смен в соответствующих месяцах. В результате предоставления недостоверных сведений образовалась значительная недоплата специальных социальных выплат.
На первоначальное обращение истцов в прокуратуру им поступил ответ от 5 мая 2021 г. N, в котором указано, что в связи с выявленными нарушениями трудовых прав медицинских работников экспресс лаборатории КДГ главному врачу ОГБУЗ ИОКБ вынесено представление об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения представления прокуратуры ответчик произвел уточнение представленных на тот момент в ФСС России реестров. В уточненных сведениях число нормативных смен работодатель увеличил, однако и в этом случае названные сведения не соответствовали действительности. Указанное в этих сведениях число нормативных смен было значительно ниже, чем то, которое истцы отработали в условиях труда, с учетом которых они имеют право на государственную специальную социальную поддержку. Однако, ответчик продолжил представлять за последующие периоды реестры с недостоверными сведения о числе нормативных смен, в связи с чем, члены трудового коллектива повторно обращались в прокуратуру Свердловского района г. Иркутска.
19 мая 2020 г. Указом Губернатора Иркутской области N 154-УГ установлена единовременная выплата работникам государственных учреждений здравоохранения Иркутской области, на территории обслуживания которых были зарегистрированы случаи заболевания новой коронавирусной инфекцией. Согласно п. 5 Положения, утвержденного названным Указом, единовременная выплата предоставляется работникам за фактически отработанное время в месяц, но не более следующих размеров, в частности, среднему медицинскому персоналу, осуществляющему исследование биологического материала, представляющего опасность для заражения новой коронавирусной инфекцией 25 000 руб.
Поскольку Гладких Ю.И. не получила указанную единовременную выплату в размере 25 000 руб, то она подлежит взысканию с ответчика.
С ноября 2020 года по настоящее время истцы выполняли социально значимую трудовую функцию, однако работодатель, не имея законных оснований лишил истцов возможности в полной мере воспользоваться установленными специальными социальными и компенсационными гарантиями.
Определением суда от 20 сентября 2022 г. принят отказ Гладких Ю.И. в части требований о взыскании с ответчика единовременной выплаты в размере 25 000 руб, компенсации морального вреда в размере 50 000 руб, а также принят отказ Серебренниковой А.А. в части требований о взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 руб, производство по делу в указанной части прекращено.
В связи с чем, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцы просили суд признать сведения в реестре работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, представленных ГБУЗ ИОКБ в Фонд Социального страхования Российской Федерации в отношении медицинского лабораторного техника Серебренниковой А.А. за период с марта 2021 года по май 2022 года и медицинского лабораторного техника Гладких Ю.И. за период с ноября 2020 года по июль 2022 года, недостоверными в части сведений о фактическом числе нормативных смен; обязать ответчика в течении семи календарных дней с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу представить в Фонд Социального страхования Российской Федерации уточненный реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, указав следующие сведения о фактическом числе нормативных смен в отношении медицинского лабораторного техника Серебренниковой А. А.:
27, 7 нормативных смен (в том числе оплаченные) в марте 2021 года;
30, 8 нормативных смен (в том числе оплаченные) в апреле 2021 года;
27, 7 нормативных смен (в том числе оплаченные) в мае 2021 года;
24, 6 нормативных смен (в том числе оплаченные) в июне 2021 года;
22, 0 нормативных смен (в том числе оплаченные) в августе 2021 года;
30, 1 нормативных смен (в том числе оплаченные) в сентябре 2021 года;
31, 3 нормативных смен (в том числе оплаченные) в октябре 2021 года;
31, 6 нормативных смен (в том числе оплаченные) в ноябре 2021 года;
30, 5 нормативных смен (в том числе оплаченные) в декабре 2021 года;
1, 1 нормативных смен (в том числе оплаченные) за 31 декабря 2021 г. за работу в праздничные дни, подлежащие оплате в двойном размере;
8, 4 нормативных смен (в том числе оплаченные) за период с 1 января 2022 г. по 9 января 2022 г. за работу в праздничные дни, подлежащие оплате в двойном размере;
23, 1 нормативных смен (в том числе оплаченные) за период с 10 января по 31 января 2022 г.;
9, 4 нормативных смен (в том числе оплаченные) в феврале 2022 года;
18, 8 нормативных смен (в том числе оплаченные) в марте 2022 года;
30, 1 нормативных смен (в том числе оплаченные) в апреле 2022 года;
1, 0 нормативных смен в мае 2022 года.
В отношении медицинского лабораторного техника Гладких Ю.И. о фактическом числе нормативных смен.:
35, 8 нормативных смен (в том числе оплаченные) в ноябре 2020 года;
35, 0 нормативных смен (в том числе оплаченные) в декабре 2020 года;
9, 2 нормативных смен (в том числе оплаченные) за период с 1 по 8 января 2021 г. за работу в праздничные дни, подлежащие оплате в двойном размере;
20, 5 нормативных смен (в том числе оплаченные) за период с 9 по 31 января 2021 г.;
23, 2 нормативных смен (в том числе оплаченные) в феврале 2021 года;
24, 6 нормативных смен (в том числе оплаченные) в марте 2021 года;
33, 6 нормативных смен (в том числе оплаченные) в апреле 2021 года;
28, 8 нормативных смен (в том числе оплаченные) в мае 2021 года;
23, 5 нормативных смен (в том числе оплаченные) в июне 2021 года;
32, 4 нормативных смен (в том числе оплаченные) в июле 2021 года;
2, 1 нормативных смен (в том числе оплаченные) в августе 2021 года;
17, 7 нормативных смен (в том числе оплаченные) в сентябре 2021 года;
28, 6 нормативных смен (в том числе оплаченные) в октябре 2021 года;
12, 7 нормативных смен (в том числе оплаченные) в ноябре 2021 года;
22, 1 нормативных смен (в том числе оплаченные) за период с 1 по 30 декабря 2021 г.
9, 6 нормативных смен (в том числе оплаченные) за период с 1 января по 9 января 2022 г. за работу в праздничные дни, подлежащие оплате в двойном размере;
9, 0 нормативных смен (в том числе оплаченные) за период с 10 января по 31 января 2022 г.;
25, 2 нормативных смен (в том числе оплаченные) в феврале 2022 года;
24, 7 нормативных смен (в том числе оплаченные) в марте 2022 года;
1, 2 нормативных смен (в том числе оплаченные) в апреле 2022 года;
20, 7 нормативных смен (в том числе оплаченные) в мае 2022 года;
19, 7 нормативных смен (в том числе оплаченные) в июне 2022 года;
14, 2 нормативных смен (в том числе оплаченные) с 1 по 14 июля 2022 г.
Истцы полагают, что поскольку они исполняли свою трудовую функцию на одном рабочем месте, одним оборудованием и инструментами, фактически выполняли диагностические услуги пациентам с коронавирусной инфекцией не только в консультативно-диагностической группе, но и в экспресс лаборатории (по основному месту работы), следовательно вся работа в экспресс -лаборатории также должна быть учтена при определении права на указанную выплату. Между тем, работу в экспресс - лаборатории ответчик не засчитал в качестве периодов работы, с учетом которых производится специальная социальная выплата. Тем самым права истцов нарушены и должны быть восстановлены на основании решения суда, согласно представленным расчетам Гладких Ю.И. недоплачено 1 345 734 руб, Серебренниковой А.А. недоплачено 1 113 183 руб.
Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 12 октября 2022 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 31 января 2023 г. решение Свердловского районного суда г.Иркутска от 12 октября 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационном жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель истцов ставит вопрос об отмене судебных актов как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
Заслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных постановлений не имеется.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы.
Судами установлено и следует из материалов дела, что материальные истцы осуществляют трудовую деятельность в ГБУЗ ИОКБ, Гладких Ю.И. принята на работу в экспресс-лабораторию ГБУЗ ИОКБ по профессии медицинский лабораторный техник с 22 октября 2020 г. на 1 ставку на неопределенный срок на основании трудового договора от 19 октября 2020 г. N, что также отражено в приказе от 20 октября 2020 г. N
26 ноября 2020 г. между ГБУЗ ИОКБ и Гладких Ю.И. заключен трудовой договор на условиях внутреннего совместительства, в соответствии с которым истец с 18 ноября 2020 г. принята в экспресс - лабораторию на 0, 5 ставки на должность медицинского лабораторного техника на неопределенный срок по внутреннему совместительству.
Приказом от 30 ноября 2020 г. N Гладких Ю.И. принята на должность медицинского лабораторного техника по внутреннему совместительству на 0, 5 ставки в свободное от основной работы время с оплатой за фактически отработанное время по договору с 18 ноября 2020 г.
Дополнительным соглашением от 31 декабря 2020 г. к трудовому договору на внутреннее совместительство от 26 ноября 2020 г, изменен п. 2.1, п. 7.3 трудового договора, по условиям которого изменен размер занимаемой Гладких Ю.А. ставки с 0, 5 ставки на 1, 0 ставку, а также изменен размер выплат и доплат компенсационного характера, что также отражено в приказе от 13 января 2021 г. N.
Дополнительным соглашением от 18 февраля 2021 г. к трудовому договору от 26 ноября 2020 г, изменен п. 2.1, п. 7.3 трудового договора в части размера занимаемой Гладких Ю.А. ставки с 1, 0 ставки на 0, 75 ставки, а также изменен размер выплат и доплат компенсационного характера, что также отражено в приказе от 2 марта 2021 г. N.
Дополнительным соглашением от 12 апреля 2021 г. к трудовому договору на внутреннее совместительство от 26 ноября 2020 г, изменен п. 1, п. 7.3 трудового договора, место работы изменено в экспресс-лаборатории на консультативно диагностическую группу, изменен размер занимаемой Гладких Ю.А. ставки с 0, 25 ставки на 0, 5 ставки, а также изменен размер выплат и доплат компенсационного характера. Размер ставок установлен на период с 1 апреля 2021 г. по 30 апреля 2021 г, что также отражено в приказе от 20 апреля 2021 г. N.
Дополнительным соглашением от 21 мая 2021 г. к трудовому договору от 26 ноября 2020 г, изменен п. 2.1, п. 7.3 трудового договора, изменен размер выплат и доплат компенсационного характера, на основании чего издан приказ от 31 мая 2021 г. N.
Дополнительным соглашением от 23 июля 2021 г. к трудовому договору от 26 ноября 2020 г. изменены п. 2.1, п. 7.3 трудового договора, изменен размер занимаемой Гладких Ю.А. ставки с 0, 75 ставки на 0, 25 ставки, а также изменен размер выплат и доплат компенсационного характера, в связи с чем, издан приказ от 28 июля 2021 г. N.
Дополнительным соглашением от 5 сентября 2021 г. к трудовому договору от 26 ноября 2020 г, изменены п. 2.1, п. 7.3 трудового договора, изменен размер выплат и доплат компенсационного характера, в связи с чем, издан приказ от 6 октября 2021 г. N.
23 июля 2021 г. на основании заявления работника между ГБУЗ ИОКБ и Гладких Ю.И. заключен трудовой договор на внутреннее совместительство N в/с, в соответствии с которым Гладких Ю.И. на период с 1 июля 2021 г. по 31 июля 2021 г. принята в консультативно-диагностическую группу на 0, 25 ставки на должность медицинского лабораторного техника, о чем издан приказ от 28 июля 2021 г. N.
5 сентября 2021 г. между ГБУЗ ИОКБ и Гладких Ю.И. заключен трудовой договор на внутреннее совместительство N в/с, в соответствии с которым Гладких Ю.И. на период с 1 сентября 2021 г. на период действия временного штатного расписания принята в консультативно-диагностическую группу на 0, 25 ставки на должность медицинского лабораторного техника, о чем издан приказ от 24 сентября 2021 г. N.
Дополнительным соглашением от 22 октября 2021 г. к трудовому договору от 5 сентября 2021 г. на внутреннее совместительство, изменен п. 7.3 трудового договора, в соответствии с которым размер ставки с 0, 25 изменен на 0, 5 с 18 октября 2021 г, о чем издан приказ от 18 ноября 2021 г. N.
Дополнительным соглашением от 7 марта 2022 г. к трудовому договору на внутреннее совместительство от 1 января 2022 г. изменен размер доплаты по 0, 25 ставки с 9 марта 2022 г, о чем издан приказ от 1 апреля 2022 г. N.
18 февраля 2021 г. между ГБУЗ ИОКБ и Серебренниковой А.А. заключен трудовой договор N, в соответствии с которым Серебренникова А.А. на период с 24 февраля 2021 г. на неопределенный срок принята в экспресс лабораторию на 1, 0 ставку на должность медицинского лабораторного техника, в связи с чем издан приказ от 20 февраля 2021 г. N.
4 марта 2021 г. между ГБУЗ ИОКБ и Серебренниковой А.А. заключен трудовой договор на внутреннее совместительство N, в соответствии с которым Серебренникова А.А. на период с 1 марта 2021 г. на неопределенный срок принята в экспресс лабораторию на 0, 5 ставки на должность медицинского лабораторного техника, на основании чего издан приказ от 11 марта 2021 г. N.
23 июля 2021 г. на основании заявления работника между ГБУЗ ИОКБ и Серебренниковой А.А. заключен трудовой договор на внутреннее совместительство N, в соответствии с которым Серебренникова А.А. принята на работу с 11 июля 2021 г. по 31 июля 2021 г. на период действия временного штатного расписания в консультативно диагностическую группу на 0, 25 ставки по должности медицинского лабораторного техника, в связи с чем издан приказ от 28 июля 2021 г. N.
14 августа 2021 г. Серебренникова А.А. обратилась с заявлением о переводе по внутреннему совместительству на 0, 5 ставки по должности медицинский лабораторный техник в консультативно-диагностическую группу с августа 2021 года на период действия временного штатного расписания.
Дополнительным соглашением от 14 августа 2021 г. к трудовому договору от 4 марта 2021 г. N, изменены п. п. 1, 7.3, 7.4.3, 9 трудового договора, в соответствии с которым с 1 августа 2021 г. место работы изложено как консультативно диагностическая группа, должность изложена как: медицинский лабораторный техник, на основании чего издан приказ от 24 августа 2021 г. N.
5 сентября 2021 г. между ГБУЗ ИОКБ и Серебренниковой А.А. заключен трудовой договор на внутреннее совместительство N, в соответствии с которым Серебренникова А.А. с 1 сентября 2021 г. на период действия временного штатного расписания принята в консультативно диагностическую группу на 0, 25 ставки на должность медицинского лабораторного техника, в связи с чем, издан приказ от 21 сентября 2021 г. N.
Дополнительным соглашением от 25 октября 2021 г. к трудовому договору на внутреннее совместительство, изменен п. 7.1 трудового договора, в соответствии с которым с 18 октября 2021 г. размер ставки изменен с 0, 25 на 0, 5 ставки, на основании чего издан приказ N от 18 ноября 2021 г.
Дополнительным соглашением от 18 марта 2022 г. к трудовому договору на внутреннее совместительство от 4 марта 2021 г, изменены п.п. 2.1, 7.1 трудового договора, в соответствии с которыми размер ставки изменен с 0, 5 на 0, 25 ставки с 9 марта 2022 г, о чем издан приказ от 1 апреля 2022 г. N.
В соответствии с должностной инструкцией медицинского лабораторного техника КДГ, на последнего в том числе, возлагаются функции лабораторного обеспечения медицинской помощи пациентам с COVID-19 в условиях противоэпидемиологического режима, выполнение клинических лабораторных исследований первой и второй категории сложности, выполнение, организация и аналитическое обеспечение клинических лабораторных исследований второй категории сложности.
В должностные обязанности медицинского лабораторного техника КДГ входит, в частности, взятие, прием, предварительная оценка и обработка биологических материалов, приготовление проб и препаратов, в том числе выполнение исследований без оценки результатов и формулирования заключения химико-микроскопических, гематологических, биохимических, коагулогических, иммунологических, иммуногемотологических и др. исследований, оценка результатов клинических лабораторных исследований первой и второй категории сложности и направление их биологу или врачу клинической лабораторной диагностики для дальнейшей оценки, интерпретации и формулированию заключения.
Должностная инструкция медицинского лабораторного техника экспресс - лаборатории ГБУЗ ИОКБ утверждена 20 февраля 2021 г.
Судами установлено, что указанные должностные инструкции медицинского лабораторного техника экспресс лаборатории и медицинского лабораторного техника консультативно диагностической группы по своему содержанию практически являются идентичными, однако должностная инструкция КДГ с учетом специфики выполняемой работы в условия сложившейся эпидемиологической обстановки дополнена, в том числе: п. 2.2. на медицинского лабораторного техника консультативно-диагностической группы возлагаются следующие функции: - лабораторное обеспечение медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в условиях противоэпидемического режима, обеспечивающего защиту от случаев внутрибольничного инфицирования и недопущение в соответствии с актуальной версией Временных методических рекомендаций "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (СОУШ-19)"распространения инфекции за пределы структурного подразделения медицинской организации;
- строго соблюдать приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 марта 2020 г. N "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" и распоряжение ГБУЗ "ИОКБ" от 16 марта 2020 г. N "О проведении противоэпидемических мероприятий по снижению рисков заноса и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в подразделениях ГБУЗ "ИОКБ"".
Обращаясь в суд, истцы ссылались на то, что работодатель без законных оснований предоставлял в региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации недостоверные сведения о фактически отработанных ими сменах, что лишило их права на получение в полном объеме социальных выплат, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции ((COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, исходил из того, что предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762 выплаты производятся конкретным указанным в нормативных правовых актах категориям работников (медицинским работникам и иным категориям работников), в должностные обязанности которых входит оказание медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией (COVID- 19) либо они при выполнении должностных обязанностей контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), что должно быть подтверждено в установленном порядке.
Установив, что Гладких Ю.И, Серебренникова А.А, работая медицинскими лабораторными техниками, прямого участия в профилактике, диагностике и лечении указанного заболевания (коронавирусной инфекции) не принимали и не контактировали с пациентами, больными коронавирусной инфекцией, наряду с другими работниками лаборатории работали исключительно с биологическими материалами, отобранными у последних другими специалистами и определяли наличие либо отсутствие тех или иных биосред в переданном им для проведения исследования биоматериале, в числе которых выявлялось и наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что работодатель, определяя количество необходимых ставок в экспресс - лаборатории ГБУЗ ИОКБ на период эпидемиологической обстановки, размер занимаемой истцами ставки по вышеперечисленным должностям, исходил из действительной нагрузки на работников экспресс - лаборатории ГБУЗ ИОКБ ежемесячно в этих условиях, исходя из чего и производил передачу сведений в Фонд социального страхования для начисления специальной социальной выплаты.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что все специальные социальные выплаты стимулирующего характера истцам произведены за спорный период в соответствии с действующим законодательством в полном объеме. Оснований для возложения на ответчика обязанности направить в Фонд социального страхования уточненные сведения (реестры) для получения специальной социальной выплаты в отношении истцов не имеется.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился, дополнительно указав, что, действительно, в соответствии с подп. "б" п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762 право на получение специальной социальной выплаты имеют медицинские работники (врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал), не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в случае, если они контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.
Проанализировав Положение о консультативно - диагностической группе (которая является структурным подразделением ГБУЗ ИОКБ) и Положение об экспресс - лаборатории ГБУЗ ИОКБ (также структурном подразделении учреждения, утверждено 28 февраля 2020 г.) суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что во исполнение действующих нормативных требований в целях лабораторного обеспечения медицинской помощи, в том числе пациентам с COVID-19 в условиях противоэпидемиологического режима, ответчик осуществил перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам.
Суд апелляционной инстанции учел разъяснения, изложенные в Обзоре Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) от 17 февраля 2021 г. N 3 о том, что право на получение специальной социальной выплаты, помимо медицинских и иных работников медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании медицинской помощи, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), имеют медицинские работники, которые непосредственно оказанием медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не занимаются, но при выполнении должностных обязанностей контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
На основании анализа приведенных нормативно-правовых актов суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что выплаты стимулирующего характера выплачиваются медицинским работникам, оказывающим, принимающим участие в оказании медицинской помощи гражданам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID 19) на момент оказания такой медицинской помощи, при этом случаи последующего установления данного диагноза, исходя из буквального толкования норм указанного Постановления Правительства РФ от 30 октября 2020 г. N 1762 права на такие выплаты не влечет.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций нормы материального права применены правильно.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) одним из принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений устанавливает обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В этой связи ст. 21 ТК РФ предусматривает право работника, в том числе, на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; а ст. 22 ТК РФ - обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, заработная плата работника кроме тарифной ставки, оклада (должностного оклада) может включать в себя стимулирующие и (или) компенсационные выплаты. Такие выплаты (доплаты и надбавки) имеют цель компенсировать влияние на работника неблагоприятных факторов. Включение этих выплат в состав заработной платы обусловлено наличием таких факторов (производственных, климатических и т.п.), которые характеризуют трудовую деятельность работника.
В силу ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
Статьей 147 ТК РФ предусмотрена повышенная оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (ч. 2 ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В развитие указанных положений закона постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762 утверждены Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2021 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Постановлением предусмотрено, что Региональное Отделение Фонда социального страхования производит ежемесячно в период с 1 ноября 2020 г. и 31 декабря 2021 г. специальные социальные выплаты категориям работников, указанных в п. 2 настоящего Постановления.
Из содержания п. 2 названного постановления Правительства Российской Федерации следует, что правом на получение специальной социальной выплаты наделены медицинские и иные работники медицинских и иных организаций, оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании медицинской помощи, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации (приказ от 19 марта 2020 г. N 198н) временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). В разъяснениях приведен перечень таких работников.
Правом на получение специальной социальной выплаты обладают также медицинские работники (врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал), не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в случае, если они контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей (подп. "б" п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2022 г. N 1268 "О порядке предоставления компенсационной выплаты отдельным категориям лиц, подвергающихся риску заражения новой коронавирусной инфекцией" действие абзц. 2 п. 1, п.п. 2 - 8 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762 приостановлено с 15 июля 2022 г. до 31 декабря 2022 г... Однако п. 4 постановления N 1268 определено, что право на получение назначенной до дня вступления его в силу специальной социальной выплаты, установленной указанными в данном пункте нормативными правовыми актами, сохраняется за гражданами до окончания периода, на который она была назначена, и реализуется в порядке и на условиях, которые действовали до дня вступления в силу постановления N 1268 (до 15 июля 2022 г.).
Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762 оплата производится за нормативную смену, определяемую как 1/5 продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников.
В соответствии с Правилами осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020-2022 годах специальной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762 специальная социальная выплата производится ежемесячно за одну нормативную смену, определяемую как 1/5 продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников.
Специальная социальная выплата производится ежемесячно.
Специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.
Расчет специальной социальной выплаты по основной работе и при работе на условиях внешнего и внутреннего совместительства производится раздельно.
Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену. Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен.
Для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее - реестр). В декабре реестр представляется организациями в территориальный орган Фонда до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца (п.4 Правил).
Реестр формируется с указанием сведений об организации (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, основной государственный регистрационный номер), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также указанных сведений по каждому работнику.
В соответствии с п. 8 указанных Правил специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда реестра путем перечисления на банковскую карту или счет работника.
Организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 10 Правил).
Следует отметить, что на основании п. 1 приложения N 5 к приказу Минздрава от 19 марта 2020 г. N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья проводят корректировку схем перепрофилирования медицинских организаций для госпитализации пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, предусмотрев создание условий их изолированного пребывания в стационарных условиях, специально созданных для пациентов.
В соответствии с п. 4 приложения N 10 к упомянутому приказу Минздрава от 19 марта 2020 г. N 198н структура и штатная численность структурных подразделений медицинской организации для лечения COVID-19 устанавливаются руководителем медицинской организации. Руководитель медицинской организации утверждает временное штатное расписание медицинской организации и осуществляет перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам, заключаемых в соответствии с Кодексом.
При этом формирование временного штатного расписания структурных подразделений медицинской организации для пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 осуществляется в соответствии с временными штатными нормативами, предусмотренными приложениями N 16 - 17 к указанному приказу Минздрава от 19 марта 2020 г. N 198н.
Специальные социальные выплаты в соответствии с подп. "а" п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762 осуществляются в том числе медицинским работникам перепрофилированных медицинских организаций и структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19 в стационарных условиях.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 15 декабря 2020 г. N 894н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации".
Так, в соответствии данными разъяснениями нормативная смена рассчитывается для соответствующей категории работников. Нормативная смена не зависит от фактического времени, в которое работник выполняет (должен выполнять) свои трудовые обязанности в календарном месяце. Например, нормативная смена не меняется, если работник занят полное рабочее время, неполное рабочее время по основному месту работы или на условиях внешнего (внутреннего) совместительства. Продолжительность нормативной смены не меняется, если работник в течение календарного месяца был в отпуске, болел или не отработал установленную продолжительность рабочего времени по иным причинам. Нормативная смена не меняется при суммированном учете рабочего времени. Расчет нормативной смены осуществляется раздельно по основному месту работы и при работе на условиях внешнего (внутреннего) совместительства. При этом нормативные смены по основному месту работы и при работе по совместительству могут различаться в зависимости от занимаемых должностей (профессий).
При суммировании рабочего времени для последующего расчета числа отработанных нормативных смен учитывается все отработанное время в те дни (смены), в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Например, у врача смена продолжительностью 24 часа, которая начинается в 8.00 в первый день и заканчивается в 8.00 во второй день. В этом случае учитывается все время (24 часа) вне зависимости от того, оказывалась ли им медицинская помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в первый день смены и (или) во второй.
При ведении табеля учета рабочего времени работников учитываются также часы, отработанные работником при сверхурочной работе, работе в выходные дни и нерабочие праздничные дни. Указанные часы включаются в расчет фактического числа нормативных смен в одинарном размере. Повышение размера специальной социальной выплаты при сверхурочной работе и работе в выходные и нерабочие праздничные дни постановлением N 1762 не предусмотрено (постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2020 г. N 2276, от 23 декабря 2021 г. N 2412 в периоды с 1 января 2021 г. по 8 января 2021 г, с 31 декабря 2021 г. по 9 января 2022 г. предусмотрены дополнительные специальные социальные выплаты работникам, сотрудникам и иным лицам, имеющим право на получение специальных социальных выплат, установленных Постановлением Правительства РФ N 1762).
Расчет специальной социальной выплаты по основной работе и при работе на условиях внешнего и внутреннего совместительства производится раздельно. Расчет рабочего времени, учитываемого при расчете специальной социальной выплаты за календарный месяц, также производится раздельно.
Организация, в которой работник занят по основному месту работы и при работе на условиях внутреннего совместительства, учитывает работника при формировании реестра работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, раздельно по основной должности (профессии) и по должности (профессии), занимаемой на условиях внутреннего совместительства.
Из возражений ответчика на исковые требования следует, что организация медицинской помощи пациентам с острыми респираторными вирусными инфекциями среднетяжелого или тяжелого течения, тяжелыми и (или) осложненными формами гриппа и внебольничной пневмонией при подозрении на новую коронавирусную инфекциюCOVID-19 в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, осуществляется в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организациях и целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" (далее - Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 198н). Указанным нормативным актом утверждены временные штатные нормативы структур подразделений медицинской организации, оказывающих медицинскую помощь взрослому населению с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в стационарных условиях (Приложение N 16 к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 198н), в том числе штатные нормативы консультативно-диагностической группы.
Формирование штатного расписания медицинской организации, как и любой другой, осуществляется в разрезе должностей в целом по отделению, а не индивидуально для каждого работника, либо исходя из коечного фонда, либо из нагрузки. Иных методик расчета ставок законом не предусмотрено.
При формировании штатного расписания консультативно - диагностической группы (КДГ) ГБУЗ ИОКБ был проведен анализ нагрузки по фактически выполненным исследованиям анализов ковидным и нековидным пациентам, утверждено временное штатное расписание согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 198н. При этом объем ставок соответствовал выполняемым истцами объемам исследований, а иногда даже превышал выполняемый ими объем работы.
Как установлено судами следует из материалов дела, приказом от 31 декабря 2020 г. N 2581 "О штатном расписании ГУБЗ "ИОКБ" сформирована консультативно-диагностическая группа, с 1 января 2021 г. в состав которой введены 1 ставка врача клинической лабораторной диагностики и 1 ставка лаборанта. Количество ставок рассчитано исходя из объема выполняемых диагностических услуг работниками экспресс-лаборатории в соответствии с Приложением 16 к Приказу Министерства здравоохранения от 19 марта 2020 г. N 198н.
Приказом главного врача от 7 декабря 2020 г. утверждено Положение о консультативно-диагностической группе (далее по тексту также - КДГ), согласно которому КДГ является структурным подразделением ответчика, создается и ликвидируется приказом главного врача, штатное расписание КДГ утверждается главным врачом в установленном порядке, штат КДГ состоит из врача клинической лабораторной диагностики, врача ультразвуковой диагностики, врача-эпидемиолога, врача-рентгенолога, среднего медицинского персонала (фельдшер-лаборант, лаборант, медицинский лабораторный техник, рентгенолаборант инструктор по лечебной физкультуре), работа КДГ строится в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 198-н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19", порядками и стандартами оказания медицинской помощи; целью КДГ является выполнение различных видов лабораторных и диагностических рентгенволновых ультразвуковых исследований пациентам, находящимся на лечении в ГБУЗ "Иркутская областная клиническая больница", на КДГ возлагаются задачи, в том числе по лабораторному обеспечению медицинской помощи пациентам с COVID-19 в условиях противоэпидемиологического режима.
Работникам экспресс-лаборатории, оформленным в консультативно-диагностической группе с 1 января 2021 г. оплата производилась по под. "а" п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762 согласно представленного руководителем структурного подразделения табеля учета рабочего времени.
Основным местом работы истцов являлась экспресс-лаборатория, а работа в консультативно-диагностической группе осуществлялась в порядке внутреннего совместительства, часть рабочего времени истцов проходила в режиме диагностики ковида, часть в режиме общей лабораторной диагностики.
Установив, что оплата истцам за работу в консультативно-диагностической группе осуществлялась исходя из фактической нагрузки, реестры работников на получение специальной социальной выплаты по подп. "а" п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762 содержат достоверную информацию, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Вопреки доводам кассаторов о неправильном подсчете работодателем часов для получения указанной выплаты, суды правильно исходили из того, что специальные социальные выплаты осуществляются в качестве государственной социальной поддержки Фондом социального страхования Российской Федерации, который не является работодателем для ее получателей. Специальные социальные выплаты, осуществляемые в качестве государственной социальной поддержки, являются выплатами, не относящимися к оплате труда, которые в соответствии с п. 3 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922, для расчета среднего заработка не учитываются (п. 6 вышеуказанных Разъяснений).
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что законодателем в целях реализации мер государственной поддержки медицинских работников в условиях противоэпидемиологического режима связанного с пандемией COVID-19 предусмотрено предоставление специальных социальных выплат (не являющихся оплатой труда и не входящих в систему оплаты труда) категориям работников, оказывающих медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
При этом следует обратить внимание, что в данном случае в соответствии с установленными минимальными требованиями руководителем медицинской организации должно быть осуществлено разделение потоков пациентов с подтвержденной коронавирусной инфекцией и работников, оказывающих таким пациентам медицинскую помощь, перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам.
Во исполнение указанных требований ответчик, за счет имеющейся штатной численности медицинской организации создал структурное подразделение - Консультативно-диагностическую группу (КДГ), утвердил его временное штатное расписание, что подтверждено следующими доказательствами.
Судами также установлено, что работодатель осуществлял табелирование (вел учет рабочего времени) каждого из истцов отдельно по основной работе в экспресс лаборатории и отдельно по совместительству в клинико-диагностической группе (КДГ) с учетом утвержденных графиков работ. Данное обстоятельство подтверждено представленными ответчиком в материалы дела табелями учета рабочего времени, графиками работ по каждой из должностей по основной работе и по работе на условиях совместительства, что также приведено в сводной таблице и не оспаривалась стороной истцов в судебном заседании при рассмотрении спора по существу.
Отклоняя доводы истцов о том, что в период работы по основному месту работы они производили анализы в отношении больных ковидом, суд апелляционной инстанции исходил из того, что Гладких Ю.И. и Серебренникова А.А, работая медицинскими лабораторными техниками, прямого участия в профилактике, диагностике и лечении заболеваний не принимали и не контактировали с пациентами, наряду с другими работниками лаборатории работали исключительно с биологическими материалами, отобранными у последних другими специалистами и определяли наличие либо отсутствие тех или иных биосред в переданном им для проведения исследования биоматериале, в числе которых выявлялось в том числе наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
При таких обстоятельствах работодатель, определяя количество необходимых ставок в экспресс - лаборатории ГБУЗ ИОКБ на период эпидемиологической обстановки, размер занимаемой истцами ставки по вышеперечисленным должностям, исходил из действительной нагрузки на работников экспресс - лаборатории ГБУЗ ИОКБ, ежемесячно в этих условиях, из чего производил передачу сведений в Фонд социального страхования для начисления специальной социальной выплаты.
Ссылки кассаторов на судебную практику по иным делам, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не принимаются во внимание, поскольку обстоятельства, установленные приведенными судебными актами по иным делам, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора, приняты в отношении иных лиц. Судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных доводов и доказательств, представленных сторонами.
В целом, доводы кассаторов повторяют доводы иска, основаны на субъективном толковании норм материального права, что не может повлечь удовлетворение кассационной жалобы.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 12 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 31 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Серебренниковой Анны Александровны, Гладких Юлии Ивановны - Конякина Владимира Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.