Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Новожиловой И.А, судей Кожевниковой Л.П, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-632/2022 (УИД 02RS0006-01-2022-001310-68) по иску Тымыева Артура Аркадьевича к администрации муниципального образования "Улаганский район" о признании членом семьи лица, состоявшего на учете граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признании лицом, имеющим право состоять в очереди на получение жилищной субсидии, возложении обязанности включить в очередь на получение жилищной субсидии, по кассационной жалобе представителя Тымыева Артура Аркадьевича - Бахрамаевой Светланы Васильевны на решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 13 октября 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 11 января 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тымыев Артур Аркадьевич (далее по тексту - Тымыев А.А, истец) обратился в Улаганский районный суд Республики Алтай с иском к администрации муниципального образования "Улаганский район" (далее по тексту - ответчик) о признании членом семьи лица, состоявшего на учете граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признании лицом, имеющим право состоять в очереди на получение жилищной субсидии, возложении обязанности включить в очередь на получение жилищной субсидии.
Определением Улаганского районного суда Республики Алтай от 26 сентября 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство регионального развития Республики Алтай.
Решением Улаганского районного суда Республики Алтай от 13 октября 2022г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 11 января 2023 г, исковые требования Тымыева А.А. оставлены без удовлетворения в полном объеме.
Представитель Тымыева А.А. - Бахрамаева Светлана Васильевна обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой, указав на нарушение судами норм материального и процессуального права, наличие оснований для удовлетворения исковых требований Тымыева А.А, просит решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 13 октября 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 11 января 2023 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в Улаганский районный суд Республики Алтай в ином составе судей.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 3 июля 2009 г. ФИО8 (далее по тексту - ФИО9 обратилась в администрацию муниципального образования "Улаганский район" с заявлением о постановке на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории "инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства".
Из заявления ФИО11 следует, что она обращалась о включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", указав, что в соответствии с постановлением Правительства от 21 марта 2006 г. N 153 относится к категории "инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства", имеет состав семьи один человек.
Согласно учетному делу ФИО10. при постановке на учет, кроме заявления, представлены следующие документы: копия паспорта с адресом регистрации в "адрес" (с ДД.ММ.ГГГГ); справка о наличии "данные изъяты" группы инвалидности; копия пенсионного удостоверения; справка УПФР; копия трудовой книжки; справка сельской администрации Чибилинского сельского поселения о проживании в доме сына Тымыева А.А.; справка сельской администрации Чибилинского сельского поселения, где графа "состав семьи" не заполнена; справка БТИ; сообщения об отсутствии прав на недвижимое имущество от 6 мая 2009 г, от 29 июня 2009 г.
3 июля 2009 г. постановлением администрации муниципального образования "Улаганский район" N ФИО3 поставлена на учет для улучшения жилищных условий по категории "инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства" с 3 июля 2009 года.
Также в учетном деле имеются заявления ФИО3 о включении в список на планируемый год граждан, изъявивших желание выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей: от 29 июня 2010 г, от 1 июня 2011 г. с составом семьи один человек с указанием адреса проживания: "адрес"; от 24 марта 2014 г. с составом семьи один человек с указанием адреса проживания: "адрес".
Из сводного списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья "инвалиды 1-2 группы, инвалиды детства" по Республике Алтай по состоянию на 1 января 2015 г. следует, что ФИО3 числилась под номером N с составом семьи один человек, дата постановки на учет 3 июля 2009 г.
ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО3, являющаяся матерью Тымыева А.А, умерла.
24 декабря 2015 г. постановлением администрации муниципального образования "Улаганский район" N ФИО3 исключена из списков граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи со смертью.
28 ноября 2019 г, 24 марта 2022 г. Тымыев А.А. обращался в администрацию муниципального образования "Улаганский район" с заявлениями о постановке на учет на получение жилищной субсидии по номеру очереди умершей матери ФИО3
Уведомлениями от 16 декабря 2019 г, от 8 апреля 2022 г. Тымыеву А.А. отказано в удовлетворении заявления о включении в состав семьи матери ФИО3, поскольку участница основного мероприятия при жизни не включила Тымыева А.А. в состав своей семьи, переоформление очереди умершей на имя Тымыева А.А. невозможно.
Тымыев А.А, указав, что его мать ФИО3 состояла в очереди на получение жилищной субсидии в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории "инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства" с 3 июля 2009 г, она проживала с его семьей по адресу: "адрес", они вели совместное хозяйство, у них был общий бюджет, его мать собиралась подать документы в жилищную комиссия о включении его в состав своей семьи для получения жилищной субсидии, но не успела, поскольку умерла ДД.ММ.ГГГГ, он фактически являлся членом семьи своей матери, закон не содержит запрета на включение членов семьи умершего заявителя в список на получение жилищной субсидии, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 1, 5 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, умершая ФИО3 с 2009 г. состояла на учете на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета с составом семьи один человек, сына Тымыева А.А. в качестве члена своей семьи, то есть члена семьи гражданина - участника подпрограммы применительно к условиям подпрограммы никогда не указывала, Тымыев А.А. на таком учете не состоял, членом семьи ФИО3, применительно к условиям получения сертификата не являлся, поскольку не включен в состав членов семьи ФИО3, как участника подпрограммы по получению жилищной субсидии для приобретения жилья, соответственно у Тымыева А.А. не возникло право на получение жилищной субсидии после смерти матери ФИО3
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции суд апелляционной инстанции с выводами суда согласился, отметив, что сам по себе факт совместно проживания Тымыева А.А. с умершей матерью ФИО3 не влечет удовлетворение заявленных исковых требований, поскольку Тымыев А.А. не является лицом, за которым сохраняется право на получение жилищной субсидии, поскольку он не заявлен при жизни ФИО3 в качестве члена семьи последней. Право на получение жилищной субсидии неразрывно связано с личностью конкретного гражданина, обратившегося за ее получением, и добровольное волеизъявление самой умершей ФИО3 о намерении получить жилищную субсидию только на себя является юридически значимым обстоятельством при разрешении настоящего гражданского дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Условия и порядок предоставления социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно статье 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют, в том числе инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет.
В случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи (абзац 4 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей").
При этом для целей этого Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке (абзац 8 статьи 5 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей").
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" либо право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее соответственно именуются - социальные выплаты, граждане, имеющие право на получение социальных выплат для приобретения жилья) установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879 (далее по тексту - Положение).
Согласно пункту 5 Положения состав семей граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, определяется в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" либо статьей 5 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в зависимости от того, на основании какого из указанных законов гражданин имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья.
Перечень документов, необходимых для регистрации и постановки на учет гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", установлен пунктом 9 Положения согласно которому заявителем представляются, в том числе копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи (подпункт "б").
Пунктами 16, 19, 20 Положения установлено, что на каждого гражданина, поставленного на учет, заводится учетное дело, которое содержит все документы, являющиеся основанием для постановки на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в книге регистрации и учета. Органы местного самоуправления ежегодно утверждают списки граждан, состоящих на учете имеющих право на получение социальных выплат по состоянию на первое число года отдельно каждой категории граждан (выезжающие инвалиды, пенсионеры, работающие и выехавшие инвалиды, пенсионеры, работающие). Очередность определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет.
Пунктами 24, 25 Положения установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пункте 17 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
Перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, предусмотрен пунктом 21 Положения.
В подпункте "з" пункта 21 Положения указано, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае смерти (при этом право на получение социальной выплаты сохраняется за членами семьи умершего гражданина (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности ее предоставления). В этом случае получателем социальной выплаты становится один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности на право получения социальной выплаты, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи).
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что Тымыев А.А. не был включен своей матерью ФИО3 при ее жизни в состав членов семьи с целью постановки их на учет для получения жилищной субсидии (участия их в программе), Тымыев А.А. на дату смерти ФИО3 членом ее семьи, применительно к условиям получения жилищной субсидии, не являлся, суды пришли к обоснованному выводу о том, что за Тымыевым А.А. не может быть сохранено право на получение социальных выплат для приобретения жилья после смерти ФИО3
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов первой и апелляционной инстанций надлежащим образом мотивированы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Тымыева А.А. являются несостоятельными, поскольку не нашли своего подтверждения в материалах дела и сводятся к несогласию с оценкой судов первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании приведенных норм материального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы юридические значимые обстоятельства по делу определены судами верно, доводы истца судебными инстанциями проверены с достаточной полнотой, своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, оценка которым дана по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 13 октября 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 11 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Тымыева Артура Аркадьевича - Бахрамаевой Светланы Васильевны - без удовлетворения.
Председательствующий И.А. Новожилова
Судьи Л.П. Кожевникова
Д.А. Гусев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.