Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Гордиенко А.Л, судей: Симон Н.Б, Благодатских Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N22RS0068-01-2021-011778-73 по иску администрации Центрального района г. Барнаула в интересах неопределенного круга потребителей к обществу с ограниченной ответственностью "Водснаб", обществу с ограниченной ответственностью Агидель" о возложении обязанности
по кассационной жалобе администрации Центрального района г. Барнаула в интересах неопределенного круга потребителей на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 19 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 7 февраля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Симон Н.Б,
УСТАНОВИЛА:
Администрация Центрального района г. Барнаула в интересах неопределенного круга потребителей обратилась в суд с иском к ООО "Водснаб", ООО "Агидель" о возложении обязанности.
В обоснование требований указано, что ООО "Водснаб" наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы водоснабжения городского округа - города Барнаула от артезианского водозабора по адресу: "адрес"; ООО "Агидель" наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы водоснабжения городского округа - города Барнаула от артезианского водозабора по адресу: "адрес". В адрес истца, а также администрации г..Барнаула, Роспотребнадзора неоднократно поступали обращения по вопросу качества воды в "адрес". ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае" в 2021 г..произведены отборы проб холодной воды в централизованной системе холодного водоснабжения. В результате исследования проб установлено, что вода не соответствует гигиеническим нормативам из скважины артезианского водозабора по адресу: "адрес" мутность составила 2, 7 при нормативе не более 1, 5 мг/л, содержание железа составляет 0, 4 мг/л при нормативе 0, 3 мг/л, содержание марганца составляет 0, 29 мг/л при нормативе 0, 1 мг/л; в пробах, отобранных в распределительной сети, мутность составила от 2, 2 до 3, 7 мг/л при нормативе не более 1, 5 мг/л. В результате исследования проб питьевой воды из скважины артезианского водозабора по адресу: "адрес", мутность составила 3, 89 мг/л при нормативе не более 1, 5 мг/л, содержание железа составляет 0, 64 мг/л при нормативе 0, 3 мг/л, содержание марганца составляет 0, 2 мг/л при нормативе мг/л; в пробах, отобранных в распределительной сети, мутность составила 4, 5 мг/л при нормативе не более 1, 5 мг/л.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 30 марта 1999 г..N52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", с учетом уточнения требований, истец просил признать противоправными действия ответчиков по предоставлению ненадлежащего качества и объема услуги холодного водоснабжения в отношений неопределенного круга потребителей; обязать ООО "Водснаб" устранить допущенные нарушения прав потребителей путем предоставления услуги холодного водоснабжения, соответствующей требованиям, установленным федеральными законами и нормам СанПиН путем строительства дополнительного водовода (модернизации сети), водонапорной башни V=150 куб.м, станции обезжелезивания и деманганации на водозаборной скважине NБР-771 в микрорайоне Сибирская долина "адрес"; обязать ООО "Агидель" устранить допущенные нарушения прав потребителей, путем предоставления услуги холодного водоснабжения, соответствующей требованиям, установленным федеральными законами и нормам СанПиН путем выполнения мероприятий, предусмотренных планом мероприятий ООО "Агидель" по приведению качества воды в соответствии с установленными требованиями на 2021-2027 гг. артезианского водозабора в "адрес", согласованного с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю и комитетом по энергоресурсам и газификации г..Барнаула.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 19 октября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 7 февраля 2023 г, отказано в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе представитель администрации Центрального района г. Барнаула Попов Н.В. просит отменить решение и апелляционное определение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами, постановлением администрации г. Барнаула от 21 апреля 2021 г. N590 "Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения и установлении зон их деятельности границах городского округа города Барнаула Алтайского края" гарантирующими организациями для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, установления зон их деятельности территории микрорайона Сибирская долина в г. Барнауле определены ООО "ВодСнаб" (от артезианского водозабора по адресу: "адрес"), ООО "Агидель" (от артезианского водозабора адресу: "адрес").
Решениями Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов ООО "ВодСнаб" и ООО "Агидель" установлены тарифы на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения поставляемую потребителям мкр. Сибирская долина в г. Барнауле.
Производственный контроль осуществляется ООО "ВодСнаб", ООО "Агидель" в соответствии с программой производственного контроля, заключенным договорам с ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии Алтайском крае".
Из ответа Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в адрес и.о. прокурора Центрального района г.Барнаула N 22-00-06-12680-2021 следует, что в 2020 г. в отношении ООО "ВодСнаб" проведено две внеплановые выездные проверки, составлены протоколы об административных правонарушениях по ст.6.5 КоАП РФ. В 2021 г. в отношении ООО "Агидель" по обращениям граждан проведена внеплановая проверка, согласованная с прокуратурой Алтайского края.
В результате исследования проб питьевой воды и в соответствии с заключением эксперта ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае" 04205/1485 от 22 апреля 2021 г. вода в пробах, отобранных из скважины и в точках распределительной сети не соответствует гигиеническим нормативам.
По результатам проверки за выявленные нарушения санитарного законодательства в отношении юридического лица ООО "Агидель" составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.5 КоАП РФ. Постановлением от 18 мая 2021 г. юридическое лицо привлечено к административной ответственности и назначен штраф 20 000 руб.
Юридическому лицу ООО "Агидель" выданы два предписания об устранении выявленных нарушений N06/90 и N06/88 от 11 мая 2021 г. со сроками исполнения 20 августа 2021 г. и 11 мая 2022 г.
Предписание N06/90 от 11 мая 2021 г. выполнено, программа производственного контроля за качеством, питьевой воды согласована с Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю.
Производственный контроль осуществляется в соответствии с программой контроля по договору с ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае", кратность производственного контроля соблюдалась.
В отношении ООО "ВодСнаб" в 2021 г. проведена плановая выездная проверка, в ходе которой проведен отбор проб питьевой воды для лабораторных исследований и экспертизы качества на микробиологические, органолептические и санитарно-химические показатели из скважины артезианского водозабора по адресу: "адрес" и в точках распределительной сети.
В результате исследования проб питьевой воды установлено несоответствие воды гигиеническим нормативам. По результатам плановой выездной проверки на должностное лицо директора ООО "ВодСнаб" составлены протоколы по ст.6.5 КоАП РФ и ст.8.42 ч.4 КоАП РФ, юридическом улицу выдано предписание N06/135 от 11 августа 2021 г. со сроком исполнения 1 августа 2022 г.
Постановлениями об административном правонарушении N06/567 и N06/568 от 30 сентября 2021 г. назначены штрафы 2 000 руб. и 25 000 руб.
Приказом комитета по энергоресурсам и газификации г. Барнаула от 28 января 2022 г. N08 утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы развития системы водоснабжения и водоотведения на территории пригородной зоны городского округа - города Барнаула Алтайского края на 2023 - 2030 гг. ООО "ВодСнаб", согласован план мероприятий ООО "ВодСнаб" по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на 2020-2026 гг, утвержден перечень мероприятий инвестиционной программы развития систем водоснабжения и водоотведения на территорий пригородной зоны городского округа - города Барнаула Алтайского края на 2023-2030 гг.
ООО "Агидель" как гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и эксплуатирующая центральную систему водоснабжения, согласована с органом Роспотребнадзора по Алтайскому краю программа производственного контроля качества воды на срок с 1 июня 2021 г. по 1 июня 2026 г, также согласован план мероприятий по улучшению санитарно-технического состояния артезианского водозабора.
В целях проверки доводов истца о несоответствии питьевой воды установленным требованиям, судом первой инстанции назначено проведение судебной экспертизы.
Из экспертного заключения N05/1859 от 31 августа 2022 г, выполненного ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае" следует, что специалистами экспертного учреждения исследованы пробы воды отобранные из скважины NБР-771, водонапорной башни в микрорайоне Сибирская долина "адрес" "адрес" и у потребителей, получающих воду от данной скважины, изготовитель ООО "Водснаб", "адрес" отобранные из скважины, (артезианский) водозабор ООО "Агидель", "адрес" и у потребителей, получающих воду от данной скважины, изготовитель ООО "Агидель", "адрес".
Проведенные исследования питьевой воды на заявленные химические показатели (содержание железа и марганца), на органолептический показатель (мутность) в точках забора свидетельствуют о превышении допустимых норм, установленных санитарным законодательством СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", раздел III, таблица 3.1, 3.13.
В Алтайском крае качество воды из большинства артезианских источников по своему природному составу не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" по содержанию железа и марганца. Повышенная концентрация указанных веществ ухудшает органолептические показатели питьевой воды (мутность).
Оценить уровень вреда, наносимый здоровью жителей пос. Бельмесёво при употреблении питьевой воды с указанными выше превышениями санитарных норм, экспертам не представилось возможным, так как для этого требуются длительные, научные исследования.
Экспертами указано, что для обеспечения жителей пос. Бельмесёво питьевой водой по показателям содержания марганца, железа и мутности, соответствующей требованиям СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" требуется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2021 г. N416 осуществить строительство очистных сооружений по обезжелезиванию и деманганации воды, а также установке фильтров механической очистки от взвеси.
Также указано, что в плане мероприятий ООО "Водснаб" по приведению питьевой воды в соответствии с установленными требованиями на 2020-2026г.г. (разработанном в 2019 г.) не определены (не установлены) показатели качества воды. В плане мероприятий ООО "Агидель" по приведению качества воды в соответствие с установленными требованиями на 2021-2027 г. (полученном от Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю) разработанном в 2021 г. показатели качества воды на период выполнения мероприятий отсутствуют.
Разрешая спор, руководствуясь положениями ст. ст. 14, 16, 17, 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 6, 8, 13, 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции установив, что ООО "Водснаб" и ООО "Агидель" проводят мероприятия по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на 2020-2030 гг, не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований, находя их преждевременными в отсутствие доказательств того, что в результате исполнения согласованных мероприятий общества не обеспечат устранение нарушений требований к качеству питьевой воды, поставляемой с использованием централизованной системы водоснабжения на территории мкр. Сибирская долина.
Суд апелляционной инстанции с вышеуказанными выводами суда первой инстанции и их обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов судов незаконными, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права не допущено. Основания для отмены принятых по делу судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Из совокупного анализа положений ст. ст. 14, 16, 17, 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 6, 8, 13, 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" следует, что обязанность по обеспечению качества питьевой воды, поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, возложена на организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения.
Вместе с тем, обеспечение качества питьевой воды поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения в соответствие с установленными требованиями осуществляется органами местного самоуправления путем разработки или корректировки инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
При этом законом установлен предельный срок реализации указанных мероприятий - 7 лет, в течение которого должно быть обеспечено приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. В этот период допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных планом мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность.
Правильно применив указанные нормы закона, установив, что ООО "Водснаб" и ООО "Агидель" являются организациями, эксплуатирующими системы водоснабжения, предоставляют коммунальные услуги по водоснабжению, поэтому обязаны принимать меры по обеспечению населения питьевой водой надлежащего качества, а администрация города, являясь исполнительно-распорядительным органом муниципальногообразования, обязана организовать надлежащее снабжение населения водой, соответствующего решения об утверждении критериев существенного ухудшения качества питьевой воды уполномоченным органом не принято, ответчиками, осуществляющими оказание услуг по подаче воды в жилые дома, запланированы и проводятся мероприятия по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на 2020-2030 гг, установленный п.6 ст. 23 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" и инвестиционной программой срок для улучшения качества питьевой воды в настоящее время не истек, суды обоих инстанций пришли обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы суда первой и апелляционной инстанций о наличии у администрации г. Барнаула, являющейся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, обязанности организовать надлежащее снабжение населения водой, основаны на положениях ст. 16, 18 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", и им не противоречат.
В рамках разрешения настоящего спора судом не разрешался вопрос о правах и обязанностях администрации г.Барнаула, в связи с чем доводы кассационной жалобы о не привлечение судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица данного органа местного самоуправления не свидетельствует о допущенных судом процессуальных нарушениях, влекущих отмену судебных актов.
В своей кассационной жалобе кассатор повторяет свою позицию, изложенную как суду первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, о том, что действующим законодательством предусмотрена обязанность организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, по обеспечению соответствия воды требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, между тем, данные доводы получили оценку как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, и не нашли своего подтверждения в рамках состязательного процесса.
По существу, доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к несогласию с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела и конкретных доказательств, на основании которых они установлены. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, направленными на переоценку уже имеющихся по делу доказательств.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, судами допущено не было.
При таких обстоятельствах Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 19 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 7 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Центрального района г. Барнаула в интересах неопределенного круга потребителей - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.