Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Новожиловой И.А, судей Леонтьевой Т.В, Гусева Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3907/2022 (УИД 42RS0009-01-2022-006295-56) по иску Проскурни Светланы Александровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, возложении обязанности назначить пенсию, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 8 ноября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 2 февраля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Проскурня Светлана Александровна (далее по тексту - Проскурня С.А, истец) обратилась в Центральный районный суд г. Кемерово к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу (далее по тексту - ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу, пенсионный орган) с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения от 14 февраля 2022 г. N в части не включения в льготный стаж периодов работы: с 10 февраля 2006 г. по 6 февраля 2007 г, с 1 ноября 2011 г. по 10 сентября 2012 г, с 13 сентября 2012 г. по 30 декабря 2019 г, с 1 января 2020 г. по 14 октября 2020 г. в должности заместителя директора по безопасности жизнедеятельности и учителя на 1, 0 ставку в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Основная общеобразовательная школа N 68" (далее по тексту - МБОУ "ООШ N 68"); об обязании включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы: с 10 февраля 2006 г. по 6 февраля 2007 г, с 1 ноября 2011 г. по 10 сентября 2012 г, с 13 сентября 2012 г. по 30 декабря 2019 г, с 1 января 2020 г. по 14 октября 2020 г. в должности заместителя директора по безопасности жизнедеятельности и учителя на 1, 0 ставку в МБОУ "ООШ N 68"; об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента возникновения права; о взыскании государственной пошлины в размере 300 рублей.
Протокольным определением Центрального районного суда г. Кемерово от 15 сентября 2022 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено МБОУ "ООШ N 68".
Протокольным определением Центрального районного суда г. Кемерово от 10 октября 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление образования администрации г. Кемерово.
Протокольным определением Центрального районного суда г. Кемерово от 28 октября 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное бюджетное учреждение "Централизованная бухгалтерия управления образования администрации города Кемерово" (далее по тексту - МБУ "ЦБ УО администрации города Кемерово").
Решением Центрального районного суда г..Кемерово от 8 ноября 2022 г..(с учетом определения Центрального районного суда г..Кемерово от 2 декабря 2022 г..об исправлении описки) исковые требования Проскурни С.А. удовлетворены. Признано незаконным решение ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 14 февраля 2022 г..N в части отказа во включении в льготный стаж периодов работы: с 10 февраля 2006 г..по 6 февраля 2007 г..в должности заместителя директора по безопасности жизнедеятельности и учителя на 1, 0 ставку в МБОУ "ООШ N 68", с 1 ноября 2011 г..по 10 сентября 2012 г..в должности заместителя директора по безопасности жизнедеятельности и учителя на 1, 0 ставку в МБОУ "ООШ N 68", с 13 сентября 2012 г..по 30 декабря 2019 г..в должности заместителя директора по безопасности жизнедеятельности и учителя на 1, 0 ставку в МБОУ "ООШ N 68", с 1 января 2020 г..по 14 октября 2020 г..в должности заместителя директора по безопасности жизнедеятельности и учителя на 1, 0 ставку в МБОУ "ООШ N 68". На ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу возложена обязанность включить в специальный стаж Проскурни С.А, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы: с 10 февраля 2006 г..по 6 февраля 2007 г..в должности заместителя директора по безопасности жизнедеятельности и учителя на 1, 0 ставку в МБОУ "ООШ N 68", с 1 ноября 2011 г..по 10 сентября 2012 г..в должности заместителя директора по безопасности жизнедеятельности и учителя на 1, 0 ставку в МБОУ "ООШ N 68", с 13 сентября 2012 г..по 30 декабря 2019 г..в должности заместителя директора по безопасности жизнедеятельности и учителя на 1, 0 ставку в МБОУ "ООШ N 68", с 1 января 2020 г..по 14 октября 2020 г..в должности заместителя директора по безопасности жизнедеятельности и учителя на 1, 0 ставку в МБОУ "ООШ N 68".
На ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу возложена обязанность назначить Проскурне С.А. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента возникновения права. С ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу в пользу Проскурни С.А. взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 2 февраля 2023 г. произведена замена ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу на его правопреемника Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 2 февраля 2023 г. решение Центрального районного суда г. Кемерово от 8 ноября 2022 г. отменено в части обязания ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу назначить Проскурне С.А. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ О страховых пенсиях" с момента возникновения права. В отмененной части по делу принято новое решение. Отказано в обязании ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу назначить Проскурне С.А. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В остальной части решение Центрального районного суда г. Кемерово от 8 ноября 2022 г. оставлено без изменения.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой, указав на отсутствие оснований для включения спорных периодов работы Проскурни С.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрена должность заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, деятельность заместителя директора по безопасности жизнедеятельности с образовательным (воспитательным) процессом не связана, сведения персонифицированного учета за указанные периоды представлены работодателем без указания кода особых условий труда, просит решение Центрального районного суда г. Кемерово от 8 ноября 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 2 февраля 2023 г. отменить, в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме; произвести замену стороны ответчика ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу; рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 2 февраля 2023 г. произведена замена ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу на его правопреемника Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу, правовых оснований, предусмотренных статьей 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для удовлетворения ходатайства Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о замене ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу на его правопреемника Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Проскурня С.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 3 декабря 2021 г. обратилась в клиентскую службу Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу в Ленинском районе г. Кемерово с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 14 февраля 2022 г. N Проскурне С.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", так как стаж педагогической деятельности составил 14 лет 9 месяцев 2 дня, при требуемом - 25 лет.
Пенсионным органом не засчитаны в стаж педагогической деятельности, в том числе периоды работы Проскурни С.А. с 10 февраля 2006 г. по 6 февраля 2007 г, с 1 ноября 2011 г. по 10 сентября 2012 г, с 13 сентября 2012 г. по 30 декабря 2019 г, с 1 января 2020 г. по 14 октября 2020 г. в должности заместителя директора по безопасности жизнедеятельности и учителя на 1, 0 ставку в МБОУ "ООШ N 68", так как Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрена должность заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, деятельность заместителя директора по безопасности жизнедеятельности с образовательным (воспитательным) процессом не связана, сведения персонифицированного учета за указанные периоды представлены работодателем без указания кода особых условий труда.
Проскурня С.А, не согласившись с решением пенсионного органа, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Проскурни С.А. о включении в специальный стаж заявленных периодов работы, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 8, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г..N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г..N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе трудовую книжку Проскурни С.А, в которой указано, что 20 августа 2005 г..она уволена переводом по пункту 5 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации из МОУ "Лицей N 17" в МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 68" г..Кемерово, 22 августа 2005 г..принята заместителем директора по безопасности жизнедеятельности, учителем технологии по 13 разряду, 6 февраля 2007
г..уволена в связи с переводом в МОУ "Экономико-математическая гимназия N 1", 7 февраля 2007 г..принята в МОУ "Гимназия N 1" учителем трудового обучения, 25 августа 2010 г..уволена в связи с переводом в МОУ "СОШ N 68" по собственному желанию, 26 августа 2010 г..принята в МОУ "СОШ N 68" учителем технологии по 13 разряду, 1 ноября 2011 г..переведена заместителем директора по безопасности жизнедеятельности, 24 декабря 2014 г..установлена высшая квалификационная категория по должности "учитель", 14 октября 2020 г..уволена по собственному желанию по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации; справку МБОУ "ООШ N 68" от 10 сентября 2020 г..N 60, справку МБУ "ЦБ УО администрации города Кемерово" от 13 января 2022 г..N, в которых указано, что Проскурня С.А. с 22 августа 2005 г..работала в МБОУ "ООШ N 68" заместителем директора по безопасности жизнедеятельности, а с 10 февраля 2006 г..одновременно вела уроки технологии с недельной нагрузкой 18 часов, с 26 августа 2010 г..принята в МБОУ "ООШ N 68" учителем технологии, с 1 ноября 2011 г..переведена заместителем директора по безопасности жизнедеятельности и одновременно вела уроки информатики с недельной нагрузкой 26 часов; выписки из приказов МБОУ "ООШ N 68" от 13 февраля 2006 г..N об установлении заместителю директора по безопасности жизнедеятельности с 10 февраля 2006 г..учебной нагрузки 18 часов (технология), от 1 сентября 2006 г..N об установлении Проскурне С.А. учебной нагрузки 18 часов (технология) в соответствии с учебным планом на 2006/2007 учебный год с 1 сентября 2006 г, от 1 сентября 2010 г..N об установлении Проскурне С.А. учебной нагрузки (информатика) с 1 сентября 2010 г..по 31 августа 2011 г..26 часов, от 6 сентября 2011 г..N об установлении Проскурне С.А. учебной нагрузки 23 часа в неделю (информатика) и 3 часа внеурочной нагрузки с 1 сентября 2011 г..по 31 августа 2012 г, от 6 сентября 2012 г..N об установлении Проскурне С.А. учебной нагрузки 20 часов в неделю (информатика) и 2 часа
внеурочной нагрузки с 1 сентября 2012 г..по 31 августа 2013г, от 6 сентября 2013 г..N об установлении Проскурне С.А. учебной нагрузки 24 часа в неделю (информатика) со 2 сентября 2013 г..по 31 августа 2014 г, от 1 сентября 2014 г..N об установлении Проскурне С.А. учебной нагрузки 26 часов в неделю (информатика) с 1 сентября 2014 г..по 31 августа 2015 г, от 1 сентября 2015 г..N об установлении Проскурне С.А. учебной нагрузки 18 часов в неделю (информатика) и дополнительной нагрузки 2, 5 часа (домашнее обучение) с 1 сентября 2015 г..по 31 августа 2016 г, от 1 сентября 2016 г..N об установлении Проскурне С.А. учебной нагрузки 18 часов в неделю (информатика) и дополнительной нагрузки 1, 5 часа (домашнее обучение) с 1 сентября 2016 г..по 31 августа 2017 г, от 5 сентября 2017 г..N об установлении Проскурне С.А. учебной нагрузки 16 часов в неделю (информатика) и дополнительной нагрузки 2, 5 часа (домашнее обучение), курсы по выбору - 1, 5 часа с 1 сентября 2017 г..по 31 августа 2018 г, от 10 сентября 2018 г..N об установлении Проскурне С.А. учебной нагрузки 36 часов в неделю (информатика) и дополнительной нагрузки 3, 5 часа (домашнее обучение), курсы по выбору - 1 час с 1 сентября 2018 г..по 31 августа 2019 г, от 10 сентября 2019 г..N об установлении Проскурне С.А. учебной нагрузки 21 час в неделю (информатика) и дополнительной нагрузки 3, 5 часа (домашнее обучение), основы программирования - 2 часа с 1 сентября 2019 г..по 31 августа 2020 г, от 1 сентября 2020 г..N об установлении Проскурне С.А. учебной нагрузки 20 часов в неделю (информатика, программирование, ВД "Школа компьютерного мастерства") с 1 сентября 2020 г..по 31 августа 2021 г, исходил из того, что в спорные периоды Проскурня С.А. осуществляла педагогическую деятельность в должности учителя с учебной нагрузкой не менее 18 часов, которая дает ей право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Установив, что при включении в специальный стаж Проскурни С.А. спорных периодов работы, ее специальный стаж на дату обращения за назначением пенсии составляет 24 года 8 месяцев 12 дней, суд пришел к выводу о наличии оснований для возложения на пенсионный орган обязанности назначить Проскурне С.А. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента возникновения права.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда о наличии правовых оснований для включения в специальный стаж спорных периодов работы Проскурни С.А. в должности заместителя директора по безопасности жизнедеятельности и учителя на 1, 0 ставку в МБОУ "ООШ N 68", согласился, указав, что Проскурня С.А. работала учителем и имела 1 ставку педагогической нагрузки, связанную с образовательной деятельностью, работа Проскурни С.А. в должности заместителя директора по безопасности жизнедеятельности подразумевала деятельность, связанную с образовательным (воспитательным) процессом, поскольку в ее функции входили: организация обучения сотрудников, обучающихся учреждения, способам защиты от опасностей, возникающих во время чрезвычайных ситуаций и в случае угрозы; планирование подготовки сотрудников, обучающихся по ГО (гражданской обороне); организация тренировок и учения по ГО; организация воспитательной и разъяснительной работы по вопросам выполнения требований общественной и личной безопасности, проявления бдительности ко всем фактам и проявлениям, создающим опасность жизни, здоровью сотрудников и обучающихся во время нахождения их в учреждениях; проведение мероприятий (занятий, тренировок) с обучающимися по действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в учреждении; организация допризывной подготовки обучающихся.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части обязания пенсионного органа назначить Проскурне С.А. досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Отменяя в указанной части решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Проскурни С.А. в данной части, суд апелляционной инстанции указал, что в соответствии с частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону, указанным приложением предусмотрено увеличение на 36 месяца срока назначения страховой пенсии со дня возникновения права на страховую пенсию по старости лицам, чье право возникнет в 2021 году, при включении в специальный стаж Проскурни С.А. спорных периодов работы с 10 февраля 2006 г. по 6 февраля 2007 г, с 1 ноября 2011 г. по 10 сентября 2012 г, с 13 сентября 2012 г. по 30 декабря 2019 г, с 1 января 2020 г. по 14 октября 2020 г. специальный стаж Проскурни С.А. на дату обращения за назначением пенсии составляет 24 года 11 месяцев 11 дней, требуемые 25 лет стажа педагогической деятельности выработаны по состоянию на 21 декабря 2021 г, с учетом положений приложения 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", досрочная страхования пенсия Проскурне С.А. может быть назначена не с момента возникновения у нее права, а по истечении 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, то есть с 22 декабря 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости подтверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона N 400-ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "м" пункта 1 названного Постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексу - Список от 29 октября 2002 г. N 781).
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 г. N 781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрена должность заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждения" указаны общеобразовательные учреждения: школы всех наименований, лицей, гимназия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Правила от 29 октября 2002 г. N 781).
Пунктом 3 Правил от 29 октября 2002 г. N 781 установлено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
В соответствии с пунктом 4 Правил от 29 октября 2002 г. N 781 периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда была установлена продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) согласно приложению к названному постановлению.
Пунктом 2 Приложения к указанному постановлению Правительства Российской Федерации норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляла 18 часов в неделю - для учителей 5 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений (в том числе, кадетских школ), общеобразовательных школ-интернатов (в том числе, кадетских школ-интернатов), образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, межшкольных учебных комбинатов, учебно-производственных мастерских.
Аналогичная норма часов педагогической работы за ставку заработной платы учителям учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, предусматривалась в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 октября 2010 г. N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", приказе Министерства образования и науки Российской от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре".
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила N 1015).
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11 Правил).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что работая в спорные периоды в МБОУ "ООШ N 68" заместителем директора по безопасности жизнедеятельности, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, Проскурня С.А. одновременно совмещала работу в должности учителя технологии, информатики, для которой в силу пункта 4 Правил от 29 октября 2002 г. N 781 требуется выполнение нормы рабочего времени (педагогической учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, учебная педагогическая нагрузка Проскурни С.А. составляла 18 часов и более в неделю, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для включения периодов работы Проскурни С.А. с 10 февраля 2006 г. по 6 февраля 2007 г. в должности заместителя директора по безопасности жизнедеятельности и учителя на 1, 0 ставку в МБОУ "ООШ N 68", с 1 ноября 2011 г. по 10 сентября 2012 г. в должности заместителя директора по безопасности жизнедеятельности и учителя на 1, 0 ставку в МБОУ "ООШ N 68", с 13 сентября 2012 г. по 30 декабря 2019 г. в должности заместителя директора по безопасности жизнедеятельности и учителя на 1, 0 ставку в МБОУ "ООШ N 68", с 1 января 2020 г. по 14 октября 2020 г. в должности заместителя директора по безопасности жизнедеятельности и учителя на 1, 0 ставку в МБОУ "ООШ N 68", в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Поскольку доводы кассационной жалобы пенсионного органа об отсутствии оснований для включения спорных периодов работы Проскурни С.А. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, а также к выражению несогласия с выводами судов по фактическим обстоятельствам спора, произведенной судами оценкой представленных по делу доказательств, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции, оснований отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 8 ноября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 2 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.