Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Сулейманова А.С., рассмотрев без проведения судебного заседания гражданское дело N 24RS0025-01-2019-000562-28 по иску территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске в интересах неопределенного круга лиц к администрации Филимоновского сельсовета Канского района Красноярского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по устранению нарушений санитарного законодательства, по заявлению администрации Филимоновского сельсовета Канского района Красноярского края о предоставлении отсрочки исполнения решения Канского районного суда Красноярского края от 25 сентября 2019 г., по кассационной жалобе администрации Филимоновского сельсовета Канского района Красноярского края на апелляционное определение Красноярского краевого суда от 21 декабря 2022 г.,
УСТАНОВИЛА:
администрация Филимоновского сельсовета Канского района Красноярского края обратилась в суд с заявлением о предоставлении на срок до 31 декабря 2023г. отсрочки исполнения решения Канского районного суда Красноярского края от 25 сентября 2019 г, которым на администрацию сельсовета возложена обязанность устранить в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, в части неисполненных обязанностей, возложенных решением суда: в соответствии с п.6.6, п.6.7 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" - оборудовать на кладбищах населенных пунктов (с.Филимоново, с.Бережки, с.Крутая Горка) огражденные площадки с твердым покрытием для мусоросборников (асфальтированием, бетонированием) с подъездами к ним, урны для сбора мусора; в соответствии с п.6.4 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" - оборудовать на территории кладбищ в населенных пунктах с.Филимоново, с.Бережки, с.Крутая Горка общественные туалеты; согласно п.п. 2.2, 2.3, 2.5, 3.1 СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий" - проводить дератизационные мероприятия на территории кладбищ с.Филимоново, с. Бережки, с.Крутая Горка.
Заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда мотивировано тем, что неисполнение решения суда в указанной части связано с тем, что необходимо внесение изменений в правила землепользования и застройки, для чего разработан соответствующий проект генерального плана Филимоновского сельсовета (для выделения зон под кладбища с.Филимоново, с.Бережки, с.Крутая Горка), который находится на стадии утверждения. В администрацию Канского района написано письмо о предоставлении информации о том, на какой стадии находится разработка генерального плана Филимоновского сельсовета и сроках его утверждения, перенаправленное начальнику отдела архитектуры и градостроительства администрации Канского района, на которое 11 октября 2021 г. дан ответ, что разработан проект генерального плана и проект внесения изменений в ППЗ Филимоновского сельсовета, где предусмотрены территориальные зоны СН-1 севернее с. Польное, юго-восточнее с. Филимоново, южнее с. Крутая Горка. От правительства Красноярского края получен отказ в согласовании проекта, проект направлен на исправление разработчикам. Утверждение проектов планируется в 2022 г, после повторного согласования с органами исполнительной власти. Отправлен запрос в администрацию Канского района о предоставлении информации о стадии разработки генерального плана Филимоновского сельсовета и сроках его утверждения, ответ на запрос пока не получен, что препятствует внесению в правила землепользования и застройки соответствующих изменений и исполнению решения суда в указанной части.
Определением Канского районного суда Красноярского края от 03 ноября 2022 г. заявление администрации Филимоновского сельсовета Канского района Красноярского края удовлетворено; предоставлена отсрочка исполнения решения Канского районного суда Красноярского края от 25 сентября 2019 г. на срок до 1 июля 2023 г.
Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 21 декабря 2022 г. определение Канского районного суда Красноярского края от 03 ноября 2022 г. отменено, разрешен вопрос по существу; в удовлетворении заявления администрации Филимоновского сельсовета Канского района Красноярского края о предоставлении отсрочки исполнения решения Канского районного суда Красноярского края от 25 сентября 2019 г. отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить апелляционное определение Красноярского краевого суда от 21 декабря 2022 г, оставить в силе определение Канского районного суда Красноярского края от 03 ноября 2022 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что отсутствие оформленного муниципального права на земельные участки, занятые кладбищами, проведение предусмотренных законом мероприятий по содержанию кладбища, контролю за состоянием кладбища невозможно за счет средств местного бюджета, в который не включены статьи расходов по содержанию кладбища.
Письменные возражения на кассационную жалобу не представлены.
Законность судебного постановления проверена судьей Восьмого кассационного суда общей юрисдикции единолично без проведения судебного заседания (ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) в порядке, установленном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена на официальном сайте Восьмого кассационного суда общей юрисдикции (раздел "Судебное делопроизводство") в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с частью первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив письменные материалы дела, проверив законность судебного постановления, правильность применения и толкования судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами из материалов дела установлено, что решением Канского районного суда Красноярского края от 25 сентября 2019 г. исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены, признано незаконным бездействие администрации Филимоновского сельсовета Канского района Красноярского края, выраженное в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от 22 мая 2018 г. N9807, на администрацию Филимоновского сельсовета возложены обязанности устранить в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе в соответствии с п.6.6, п.6.7 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" - оборудовать на кладбищах населенных пунктов (с.филимоново, с.Бережки, с.Крутая Горка) огражденные площадки с твердым покрытием для мусоросборников (асфальтированием, бетонированием) с подъездами к ним, урны для сбора мусора; в соответствии с п.6.4 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" оборудовать на территории кладбищ в населенных пунктах с.Филимоново, с.Бережки, с.Крутая Горка общественные туалеты; согласно п.п. 2.2, 2.3, 2.5, 3.1 СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий" - проводить дератизационные мероприятия на территории кладбищ с.Филимоново, с.Бережки, с.Крутая Горка.
Решение суда вступило в законную силу 26 октября 2019 г.
Определениями Канского районного суда Красноярского края от 26 ноября 2020 г. и 5 ноября 2021 г. администрации Филимоновского сельсовета предоставлялись отсрочки исполнения решения суда от 25 сентября 2019 г, на срок до 25 октября 2021 г. и до 25 октября 2022 г. соответственно.
24 октября 2022 г. администрацией Филимоновского сельсовета в суд подано очередное заявление об отсрочке исполнения решения суда в части исполнения возложенных обязанностей устранить нарушения п.6.6, п.6.7 СанПиН 2.1.2882-11 - оборудовать на кладбищах населенных пунктов (с.Филимоново, с.Бережки, с.Крутая Горка) огражденные площадки с твердым покрытием для мусоросборников (асфальтированием, бетонированием) с подъездами к ним, урны для сбора мусора; п.6.4 СанПиН 2.1.2882-11 - оборудовать на территории кладбищ в населенных пунктах с.Филимоново, с.Бережки, с.Крутая Горка общественные туалеты; п.п. 2.2, 2.3, 2.5, 3.1 СП 3.5.3.3223-14 проводить дератизационные мероприятия на территории кладбищ с.Филимоново, с.Бережки, с.Крутая Горка, в котором заявитель вновь ссылался на невозможность исполнения судебного акта в установленный срок в связи с невозможность внесения изменений в правила землепользования и застройки по причине длительной разработки, согласования и утверждения генерального плана.
Руководствуясь ст. ст. 203, 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и удовлетворяя заявление администрации Филимоновского сельсовета о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, суд первой инстанции исходил из того, что решение суда ответчиком частично исполнено, должником принимаются меры для исполнения решения в неисполненной части, однако исполнить решение суда в полном объеме в установленный законом срок не представляется возможным по независящим от него обстоятельствам, при этом должник представил доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного решения.
Суд апелляционной инстанции с таким выводом районного суда не согласился, исходя из того, что решение суда вступило в законную силу 26 октября 2019 г, установлен срок для его исполнения в течение одного года, что уже свидетельствует о неисполнении решения суда в течение трех лет, заявитель просит отсрочить его исполнение еще до 31 декабря 2023 г, что приведет к существенному затягиванию процесса исполнения решения суда на длительный срок, в связи с чем будут нарушены общие принципы правосудия, а также права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц.
Учитывая, что предоставление отсрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения, заявителем в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ доказательств наличия указанных обстоятельств не представлено, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отмене определения Канского районного суда Красноярского края от 03 ноября 2022 г. и отказал в удовлетворении заявления администрации Филимоновского сельсовета Канского района Красноярского края.
Суд кассационной инстанции с выводами суда апелляционной инстанции соглашается и оснований для отмены обжалуемого судебного акта не усматривает.
В соответствии с положениями статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об изменении способа и порядка исполнения.
Согласно статье 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18 апреля 2006 года N 104-О, вопрос о наличии обстоятельств для предоставления отсрочки исполнения судебного акта должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу части 4 статьи 15, части 3 статьи 17, частей 1 и 2 статьи 19 и частей 1, 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов взыскателя и должника, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
По смыслу указанных норм права решение вопроса об отсрочке или рассрочке исполнения решения является правом суда, обстоятельства, являющиеся основанием для отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта должны носить исключительный характер, объективно затруднять исполнение решения. При этом суд должен учитывать не только интересы должника, но и взыскателя, в противном случае отсрочка или рассрочка исполнения решения может привести к затягиванию его реального исполнения, что будет противоречить общим целям правосудия и исполнительного производства.
В каждом случае рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта суд должен устанавливать конкретные обстоятельства невозможности или крайней затруднительности его исполнения. При этом предоставление отсрочки исполнения решения суда является исключительной мерой, которая должна применяться судом только при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, с учетом интересов, как должника, так и взыскателя.
Обжалуемый судебный акт вынесен судом апелляционной инстанции с учетом изложенных положений, мотивирован. При его принятии судом учтены установленные обстоятельства, необходимость соблюдения баланса прав и интересов, как ответчика, так и истца, недопустимость нарушения права взыскателя на исполнение решения суда.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что отсутствие оформленного муниципального права на земельные участки, занятые кладбищами, проведение предусмотренных законом мероприятий по содержанию кладбища, контролю за состоянием кладбища невозможно за счет средств местного бюджета, в который не включены статьи расходов по содержанию кладбища в связи с отсутствием права муниципальной собственности на земельные участки, не могут являться основанием для отмены правильно поставленного судебного акта, поскольку фактически сводятся к несогласию с постановленным решением суда, которое заявитель просит отсрочить. Кроме того, существенное значение имеет тот факт, что ранее заявителю уже предоставлялась отсрочка исполнения решения дважды, по тем же основаниям, однако до настоящего времени решение суда не исполнено в полном объеме.
Содержащиеся в апелляционном определении выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Кассационная жалоба ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену постановленного судебного акта в кассационном порядке, не содержит, выводов суда не опровергает, о нарушениях норм процессуального права, повлиявших на исход дела, не свидетельствует, ввиду чего не может повлечь отмену по существу правильного судебного постановления.
Учитывая изложенное, а также то, что нарушений норм процессуального права судом апелляционной инстанций допущено не было, оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение Красноярского краевого суда от 21 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Филимоновского сельсовета Канского района Красноярского края - без удовлетворения.
Судья А.С. Сулейманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.