Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Леонтьевой Т.В, судей Новожиловой И.А, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-676/2022 (УИД 22RS0001-01-2022-000968-83) по иску Стороженко Вячеслава Михайловича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии, по кассационной жалобе Стороженко Вячеслава Михайловича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 8 февраля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Стороженко Вячеслав Михайлович (далее - Стороженко В.М, истец) обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - ОСФР по Алтайскому краю, ответчик, пенсионный орган) о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии.
В обоснование своих требований указывал на то, что решением ОПФР по Алтайскому краю от 3 августа 2022 г. N 419173/21 Стороженко В.М. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
При этом в специальный стаж Стороженко В.М. не был включен период его работы с 25 февраля 2010 г. по 31 декабря 2021 г. в должности кабельщика-спайщика в ОАО "Сибирьтелеком" (ОАО "Ростелеком").
Стороженко В.М. находит отказ пенсионного органа незаконным.
Стороженко В.М. просил суд признать незаконным решение ОПФР по Алтайскому краю от 3 августа 2022 г. N 419173/21; возложить на ответчика обязанность назначить Стороженко В.М. страховую пенсию по старости с 26 июля 2022 г, включив в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, период работы с 25 февраля 2010 г. по 31 декабря 2021 г. в должности кабельщика-спайщика в ОАО "Сибирьтелеком" (ОАО "Ростелеком").
Определением Алейского городского суда Алтайского края от 4 октября 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Ростелеком" (далее - ПАО "Ростелеком").
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 8 ноября 2022 г. исковые требования Стороженко В.М. удовлетворены. Признано незаконным решение ОПФР по Алтайскому краю от 3 августа 2022 г. N 419173/22 об отказе в установлении пенсии Стороженко В.М. На ОПФР по Алтайскому краю возложена обязанность включить Стороженко В.М. в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы с 25 февраля 2010 г. по 31 декабря 2021 г. в должности кабельщика-спайщика в ОАО "Сибирьтелеком" (ОАО "Ростелеком"). На ОПФР по Алтайскому краю возложена обязанность назначить Стороженко В.М. страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 26 июля 2022 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 8 февраля 2023 г. решение Алейского городского суда Алтайского края от 8 ноября 2022 г. отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования Стороженко В.М. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Стороженко В.М. просит об отмене судебного акта апелляционной инстанции как незаконного.
ОСФР по Алтайскому краю поданы возражения на кассационную жалобу.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Стороженко В.М, представитель ответчика ОСФР по Алтайскому краю, представитель третьего лица ПАО "Ростелеком", надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Представитель ОСФР по Алтайскому краю направил в адрес Восьмого кассационного суда общей юрисдикции ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что решением ОПФР по Алтайскому краю от 3 августа 2022 г. N 419173/21 Стороженко В.М. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
В специальный стаж Стороженко В.М. не был включен период его работы с 25 февраля 2010 г. по 31 декабря 2021 г. в должности кабельщика-спайщика в ОАО "Сибирьтелеком" (ОАО "Ростелеком").
Как следует из трудовой книжки серии АТ-П N 7153687 в отношении спорного периода, Стороженко В.М. в период с 25 февраля 2010 г. по настоящее время работает в должности кабельщика-спайщика 5 разряда в структурных подразделениях ОАО "Сибирьтелеком", ПАО "Ростелеком".
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Стороженко В.М. в период с 25 февраля 2010 г. по 31 декабря 2021 г. работал на условиях полной занятости по профессии кабельщика-спайщика в ОАО "Сибирьтелеком" (ОАО "Ростелеком"), работа по которой предоставляет право на досрочное пенсионное обеспечение. Установив, что на день обращения за назначением пенсии истец достиг возраста 56 лет, его специальный стаж составил более 10 лет, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для назначения Стороженко В.М. досрочной страховой пенсии по старости с 26 июля 2022 г.
С такими выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица, Стороженко В.М. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 9 октября 1997 г.
По сведениям индивидуального (персонифицированного) учета спорный период, который относится к периоду после регистрации истца в качестве застрахованного лица, не имеет кода льготы особых условий труда.
1 апреля 2011 г. ОАО "Сибирьтелеком" реорганизовано в форме присоединения к открытому акционерному обществу междугородной и международной электрической связи "Ростелеком".
Согласно сведениям, представленным ПАО "Ростелеком" по запросу суда апелляционной инстанции, период работы истца Стороженко В.М. с 25 октября 2010 г. по 31 декабря 2021 г. указан без кода особых условий труда, так как документы, подтверждающие занятость истца полный рабочий день на работах по спайке освинцованных кабелей и кабелей с полиэтиленовыми и полихлорвиниловыми оболочками, не менее 80 % рабочего времени во вредных условиях в архиве Алтайского филиала ПАО "Ростелеком" отсутствуют. Установленная доплата в размере 4% за работу во вредных условиях, дополнительный отпуск за вредные условия труда, которые предоставлялся за период с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2014 г, с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2015 г, не могут служить подтверждением занятости полный рабочий день на работах по спайке освинцованных кабелей и кабелей с полиэтиленовыми и полихлорвиниловыми оболочками. Карты аттестации за период с 25 февраля 2010 г. по 31 декабря 2020 г. отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что для включения периодов работы истца, имевших место после 1 января 2013 г, в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, необходимо одновременное выполнение двух условий: класс условий труда на рабочем месте истца должен соответствовать вредному или опасному классу, установленному по результату специальной оценки условий труда; страхователем должно производиться начисление страховых взносов по дополнительным тарифам.
По результатам проведенной специальной оценки условий труда, составленной 8 ноября 2021 г, рабочее место кабельщик-спайщик медно-жильных кабелей связи, код по ОК 12624, признано вредным классом условий труда, подкласс 3.2 условий труда, работнику, занятому на данном рабочем месте, предоставлено право на досрочное назначение пенсии по Списку N 2, раздел XXIX Связь, позиция 23100000-12624.
В соответствии с должностной инструкцией кабельщика-спайщика 5 разряда Универсальной мобильной группы обслуживания сел Линейно-технического цеха Алейского района Межрайонного центра технической эксплуатации телекоммуникаций г..Алейск Алтайского филиала ПАО "Ростелеком", утвержденной начальником линейно-технического цеха Алейского района 11 января 2018 г, с которой истец Стороженко В.М. был ознакомлен 11 января 2018 г, к функциям кабельщика-спайщика относятся: обслуживание всех типов кабелей емкостью до 600 пар и их оконечных устройств; монтаж кабелей емкостью до 600 пар; установка кабеля под постоянное избыточное воздушное давление с подключением к оборудованию; устранение всех видов кабельных повреждений; монтаж распределительных шкафов, боксов и других оконечных кабельных устройств; обслуживание оборудования для содержания кабеля под постоянным избыточным воздушным давлением, отыскание мест негерметичности оболочки кабеля; проведение предупредительных/профилактических работ на элементах сети общества, в зоне ответственности УМГОС; решение и устранение технических проблем на элементах сети общества, в зоне ответственности УМГОС; устранение кабельных повреждений, повреждений телефонной канализации, волокнисто-оптических линий связи в установленные контрольные сроки и проведение анализа этих повреждений. С целью выполнения указанных функций кабельщик-спайщик пятого разряда выполняет осмотр трасс кабельных линий; определяет трассы кабелей с помощью кабелеискателя; проводит осмотр и профилактическое обслуживание всех типов кабелей емкостью до 600 пар и их оконечных устройств; определяет места повреждения кабеля емкостью до 600 пар; устраняет повреждения кабеля; разделывает кабель; осуществляет монтаж симметричных и всех коаксиальных кабелей в полиэтиленовых, стальных и алюминиевых оболочках ручным и механизированным способом; осуществляет герметизацию оболочек кабеля и муфт; проводит контрольную прозвонку из оконечных устройств; выполняет впаивание вентелей в кабель;
подключает кабели к оборудованию; проверяет давление в кабели; устраняет повреждения в подземных, подвесных, настенных, подводных кабелях; устраняет повреждения в оконечных кабельных устройствах (боксах, кабельных ящиках, устройствах кабельной связи, распределительных коробках); выполняет работы по текущему содержанию и ремонту кабелей, ремонту сооружений телефонной канализации.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что представленные истцом трудовая книжка и справка работодателя, а также должностная инструкция кабельщика-спайщика 5 разряда, не позволяют сделать вывод о характере работы истца, подтверждают лишь факт работы истца в указанный спорный период кабельщиком-спайщиком и не содержат сведений относительно работы по спайке освинцованных кабелей и кабелей с полиэтиленовыми и полихлорвиниловыми оболочками, а также относительно занятости истца на данном виде работы в течение полного рабочего дня, в то время как основанием включения в специальный стаж периодов работы для досрочного назначения пенсии является именно характер ее выполнения в определенных условиях, которые в данном случае документально не подтверждаются. При этом работодателем Стороженко В.М. ПАО "Ростелеком", который является действующим юридическим лицом, отрицается факт занятости истца на работах по спайке освинцованных кабелей и кабелей с полиэтиленовыми и полихлорвиниловыми оболочками в период с 25 февраля 2010 г. по 31 декабря 2021 г. в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени), в сведениях персонифицированного учета отсутствует информация, подтверждающая льготный характер работы истца после его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, отсутствует информация о кодах льготы, работодатель ПАО "Ростелеком" за спорный период деятельности истца взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам не начислял и не оплачивал. Имеющаяся в деле карта N 482 специальной оценки условий труда- кабельщика-спайщика медно-жильных кабелей связи в ПАО "Ростелеком", из которой усматривается наличие вредных условий труда, составлена 8 ноября 2021 г, то есть не в спорный период, в связи с чем, данное доказательство не подтверждает работу в тяжелых условиях труда в заявленный период времени.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для включения спорного периода работы истца в должности кабельщика-спайщика в ОАО "Сибирьтелеком" ("Ростелеком") с 25 февраля 2010 г. по 31 декабря 2021 г. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, а также отсутствии оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "б" пункта 1 указанного постановления установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются, в том числе Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Разделом XXIX "Связь" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, предусмотрены кабельщики-спайщики, занятые на работах по спайке освинцованных кабелей и кабелей с полиэтиленовыми и полихлорвиниловыми оболочками (позиция N 23100000-12624).
Согласно абзацу 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29).
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе, для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила N 1015).
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательств в совокупности и взаимосвязи, и установив, что имеющимися в деле доказательствами не подтверждается факт выполнения истцом работ в период с 25 февраля 2010 г. по 31 декабря 2021 г. в течение полного рабочего дня, в сведениях персонифицированного учета отсутствует информация, подтверждающая льготный характер работы истца после его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, отсутствует информация о кодах льготы, с 2013 г. не уплачены дополнительные тарифы, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для включения данного периода работы истца в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, пришел к правильному выводу о том, что сведений об особенностях работы Стороженко В.М, определяющих его характер и влияющих на досрочное назначение пенсии по старости, а именно о занятости истца в течение полного рабочего дня на выполнении работ по спайке освинцованных кабелей и кабелей с полиэтиленовыми и полихлорвиниловыми оболочками в качестве кабельщика-спайщика, т.е. должности поименованной в Списке N 2, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (раздел XXIX "Связь", позиция N 23100000-12624) данные доказательства не содержат.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, выданные в установленном порядке работодателем или государственными (муниципальными) органами, подтверждающие, что истец в спорный период, имел право на применение льготного порядка исчисления стажа указанной работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Довод кассационной жалобы истца о том, что он работал в соответствии с должностной инструкцией, обслуживал все типы освинцованных кабелей и кабелей с полиэтиленовыми и полихлорвиниловыми оболочками, не может являться основанием для отмены апелляционного определения, поскольку факт работы в течение полного рабочего дня в тяжелых условиях не подтвержден в установленном порядке.
Для включения в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы, предусмотренного пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ"О страховых пенсиях", после 1 января 2013 г. требуется не только установление вредного или опасного класса условий труда на рабочем месте, но и уплата страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам.
Установив, что специальная оценка условий труда с 1 января 2013 г. работодателем не производилась, взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам, в соответствии с классом условий труда, установленного СОУТ за период с 1 января 2013 г. работодателем не начислялись и не оплачивались, выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для включения данного периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" основаны на правильном применении норм, регулирующих спорные правоотношения.
При разрешении спора суд апелляционной инстанции правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права, оснований для их переоценки у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
В обжалуемом судебном постановлении приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судом апелляционной инстанции верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебного акта в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 8 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Стороженко Вячеслава Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Леонтьева
Судьи И.А. Новожилова
Д.А. Гусев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.