Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Гордиенко А.Л, судей Ковалевской В.В, Симон Н.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 22RS0002-01-2022-000326-16 по иску прокурора Центрального района г.Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу "Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь" об обязании освободить от ветровальной и буреломной древесины породы сосна и береза земельные участки
по кассационной жалобе Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай на решение Алтайского районного суда Алтайского края от 2 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 14 декабря 2022 г.
Заслушав доклад судьи Ковалевской В.В, выслушав объяснения представителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай - Тамбовцевой В.А, поддержавшей кассационную жалобу, прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Центрального района г. Барнаула обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к акционерному обществу "Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь" (далее АО "ОЭЗ ТРТ "Бирюзовая Катунь") об обязании освободить от ветровальной и буреломной древесины породы сосна и береза земельные участки, ссылаясь на то, что постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. N 69 согласовано размещение на территории Алтайского района Алтайского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь". АО "ОЭЗ ТРТ "Бирюзовая Катунь" является управляющей компанией данной территории (далее ? управляющая компания). В соответствии с соглашением об управлении ОЭЗ, заключенным 14 августа 2012 г. между Минэкономразвития России и управляющей компанией, основное назначение последней - обеспечение создания и надлежащего функционирования ОЭЗ, имеющего туристско-рекреационную направленность. Приказом Минэкономразвития России от 1 августа 2013 г. N 433 ответчику переданы полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, расположенными в границах ОЭЗ.
В июле 2018 г. на территории ОЭЗ был ураганный ветер, в результате чего на земельных участках, расположенных в границах ОЭЗ, были повалены деревья.
Согласно заключению лесопатологической экспертизы филиала ФБУ "Российский центр защиты леса" "Центр защиты леса Алтайского края" на вышеуказанных земельных участках, покрытых зелеными насаждениями, и вблизи них складирована ветровальная и буреломная древесина породы сосна и береза; указано на необходимость проведения уборки ветровальной и буреломной древесины в целях недопущения возникновения и распространения очагов вредных организмов; накопление ветровальной древесины может привести к Снижению рекреационной привлекательности.
Согласно информации филиала ФБУ "Российский центр защиты леса" "Центр защиты леса Алтайского края" от 22 марта 2022 г. при хранений ветровальной древесины возможно возникновение и распространения очагов вредных организмов (стволовых вредителей), которыми могут быть поражены ослабленные деревья в прилегающих насаждениях. Кроме того, накопление ветровальной древесины приводит к увеличению горючих материалов, что повышает пожарную опасность на этих участках.
По представлению прокуратуры управляющая компания отказалась убрать ветровальною древесину с участков, на которых находятся зеленые насаждения.
Нахождение ветровальной и буреломной древесины длительное время на земельных участках, покрытых зелеными насаждениями и вблизи их, может повлечь причинение вреда окружающей среде и отдельным компонентам природной среды, в частности растительному миру, а также создает угрозу нарушения прав неопределенного крута лиц на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного просил обязать АО "ОЭЗ ТРТ "Бирюзовая Катунь" освободить от ветровальной и буреломной древесины породы сосна и береза земельные участки с кадастровыми номерами N N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, расположенные в границах особой экономической зоны туристско- рекреационного типа (ОЭЗ) на территории Алтайского района Алтайского края, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и переданные в управление и распоряжение ответчика.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского, края, Управление Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности, Правительство Алтайского края а также ООО "Алтайское подворье", которое является арендатором одного из земельных участков.
В качестве третьих лиц также участвовали Администрация Алтайского района, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению госимуществом в Алтайском крае и Республике Алтай, Управление имущественных отношений Алтайского края.
Решением Алтайского районного суда Алтайского края от 2 сентября 2022 г. исковые требования прокурора Центрального района г. Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу "Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь" оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 14 декабря 2022 г. решение Алтайского районного суда Алтайского края от 2 сентября 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений. Кассатор выражает несогласие с выводом суда об отсутствии у акционерного общества "Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь" полномочий по освобождению земельных участков от ветровальной и буреломной древесины и вещных прав на земельные участки, полагает, что общество с учетом широкого круга полномочий может быть приравнено к собственникам земельного участка, является организацией, в чьи полномочия входит проведение мероприятий по защите земель от неблагоприятного воздействия.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
В соответствии с ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по делу с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. N 69 согласовано создание на территории Алтайского района Алтайского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (далее также ОЭЗ) на земельных участках, определяемых соглашением об ОЭЗ.
Соглашение о создании на территории Алтайского района Алтайского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа от 2 марта 2007 г. N2778-ГГ/Ф7 заключено между Правительством Российской Федерации, Администрацией Алтайского края и Администрацией Алтайского района Алтайского края.
В этом соглашении указано, что Администрация Алтайского края и Администрация Алтайского района Алтайского края делегируют (передают) Федеральному агентству по. управлению особыми экономическими зонами на срок существования туристско- рекреационной особой зоны свои полномочия по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимости, находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности, в пределах туристско-рекреационной особой зоны.
Дополнительным соглашением от 11 сентября 2012 г. срок существования ОЭЗ продлен до 2055 г.
Дополнительными соглашениями от 25 июля 2007 г, от 29 марта 2008 г. определен состав и границы земельных участков, вошедших в ОЭЗ.
14 августа 2012 г. между Министерством экономического развития Российской Федерации и открытым акционерным обществом "Особая экономическая зона туристско- рекреационного типа "Бирюзовая Катунь" (Управляющая компания) заключено соглашение N С-253-ОС/Д25, в котором предусмотрено, что Управляющая компания обеспечивает создание и функционирование объектов инфраструктуры особой экономической зоны в соответствии с Соглашением о создании особой экономической зоны; привлекает резидентов и иных инвесторов в особую экономическую зону, в том числе для осуществления деятельности по созданию объектов инфраструктуры особой экономической зоны; разрабатывает проект планировки особой экономической зоны (в случае его отсутствия) и представляет его на утверждение в уполномоченный орган в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществляет иные предусмотренные Федеральным законом N 116- ФЗ и данным соглашением.
Заключенным 12 августа 2013 г. между Министерством экономического развития Российской Федерации и АО "ОЭЗ ТРТ "Бирюзовая Катунь" дополнительным соглашением N С-314-ОС/Д14 к ранее подписанному соглашению от 14 августа 2012 г. были предусмотрены те же отдельные полномочия по управлению ОЭЗ.
В июле 2018 г. ураганным ветром на территории АЭЗ были повалены деревья, которые находятся на земельных участках в границах ОЭЗ, кадастровые номера которых перечислены прокурором в исковом заявлении. Большинство этих земельных участков находятся в федеральной собственности, по одному участку - в собственности Алтайского края и Алтайского района.
Разрешая спор и отказывая прокурору в удовлетворении требований о возложении на АО "ОЭЗ ТРТ "Бирюзовая Катунь" обязанности освободить от ветровальной и буреломной древесины породы сосна и береза указанные земельные участки, суд первой инстанции руководствовался п. 3 ст. 209, п. 2 ст. 261 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 9, 10, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 1, ст. 4, ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 15 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. N 2047, исходил из того, что полномочие по совершению таких действий управляющей компании не переданы, при этом ответчик не имеет в отношении земельных участков, перечисленных в исковом, заявлении, каких-либо вещных прав, а также не вправе распоряжаться находящейся на этих земельных участках древесиной и иными лесными насаждениями, следовательно, отсутствуют основания для возложения на него обязанности освободить земельные участки от древесины.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Содержащиеся в обжалуемых судебных актах выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству, юридически значимые по делу обстоятельства судом определены верно, бремя доказывания распределено правильно.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Вместе с тем оценка исследованных доказательств отнесена законом к компетенции судов первой и второй инстанций, тогда как суд кассационной инстанции в силу норм главы 41 ГПК РФ правом переоценки доказательств и установления иных фактических обстоятельств не наделен. Выводы суда основаны на допустимых доказательствах.
Иных доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов кассационная жалоба не содержит, в связи с чем отсутствуют основания для её удовлетворения.
С учетом изложенного обжалуемые судебные постановления подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст.390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Алтайского районного суда Алтайского края от 2 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 14 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.