Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Гусева Д.А, судей: Леонтьевой Т.В, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2039/2021 (42RS0019-01-2021-001153-95) по иску Бурнышева В.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области - Кузбассе (межрайонное) о признании решения незаконным, обязании включить период обучения и прохождения военной службы в специальный стаж, произвести перерасчет пенсии, взыскании компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Бурнышева В.А. на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 2 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 января 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бурнышев В.А. (далее - Бурнышев В.А, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области - Кузбассе (межрайонное) (далее- УПФР в г. Новокузнецке, ответчик) о признании решения незаконным, обязании включить период обучения и прохождения военной службы в специальный стаж, произвести перерасчет пенсии, взыскании компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что 2 февраля 2018 г. Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области-Кузбассе принято решение о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости.
11 марта 2019 г. он подал ответчику заявление о перерасчете размера страховой пенсии в связи с включением в льготный (специальный) стаж периода прохождения действительной военной службы в рядах Советской Армии с 21 мая 1987 г. по 16 мая 1989 г. и периода обучения в СПТУ-24 по профессии "машинист горных выемочных машин" с 1 сентября 1983 г. по 8 января 1987 г. в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке (межрайонное) от 13 марта 2019 г. ему отказано в перерасчете пенсии, при этом ответчик, имея все необходимые документы для перерасчета пенсии, не включил в льготный (специальный) стаж период обучения в СПТУ- 24 г. Новокузнецка, период службы в армии. Истец считает решение ответчика незаконным
С учетом уточнений исковых требований Бурнышев В.А. просил признать решение ответчика от 13 марта 2019 г. об отказе в перерасчете страховой пенсии в связи с включением в льготный (специальный) стаж периода прохождения службы в армии и периода обучения в СПТУ N 24 незаконным, обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж для перерасчета трудовой пенсии в льготных размерах период прохождения действительной военной службы в рядах Советской Армии с 21 мая 1987 г. по 16 мая 1989 г, период обучения в СПТУ-24 по профессии "машинист горных выемочных машин" с 1 сентября 1983 г. по 8 января 1987 г, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 1 000 000 рублей, расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей, почтовые расходы в сумме 242 рубля 84 копейки, произвести перерасчет пенсии с момента назначения, то есть со 2 февраля 2018 г.
Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 2 июня 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 января 2023 г, постановлено обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области - Кузбассе (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" период обучения Бурнышева В.А. в среднем профессионально-техническом училище N 24 г.Новокузнецка с 1 сентября 1983 г. по 18 мая 1986 г.
Взысканы с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области - Кузбассе (межрайонное) в пользу Бурнышева В.А. расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей, почтовые расходы в сумме 148 рублей 84 копейки.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 10 января 2023 г. произведена замена в порядке процессуального правопреемства ответчика по делу с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области.
Бурнышевым В.А. на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 2 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 января 2023 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных. Кассатор полагает, что имеются основания для включения в специальный трудовой стаж для перерасчета трудовой пенсии в льготных размерах периода прохождения им действительной военной службы в рядах Советской Армии с 21 мая 1987 г. по 16 мая 1989 г, перерасчета пенсии с момента ее назначения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явился, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Бурнышев В.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 1 сентября 1983 г. по 8 января 1987 г. проходил обучение в среднем профессионально-техническом училище N 24 г. Новокузнецка по специальности машинист горных выемочных машин.
Согласно записям трудовой книжки на имя Бурнышева В.А, после окончания училища 16 февраля 1987 г. Бурнышев В.А. был принят подземным горнорабочим 3 разряда на шахту "Полосухинская" производственного объединения "Гидроуголь", 23 апреля 1987 г. уволен по пункту 3 статьи 29 КЗоТ РСФСР.
Военным билетом NНВ N на имя Бурнышева В.А. подтвержден факт прохождения им военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
По окончанию службы в рядах Советской Армии Бурнышев В.А. 21 июня 1989 г. принят на работу на Шахту "Полосухинская" машинистом подземных установок.
Со 2 февраля 2018 г. Бурнышев В.А. является получателем досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
11 марта 2019 г. Бурнышев В.А. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о перерасчете размера пенсии за периоды до 1 января 2015 г. по основаниям пункта 1 части 2 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" (за счет изменения сумм расчетного пенсионного капитала в связи с выбором иного варианта определения расчетного размера страховой пенсии и оценки пенсионных прав по документам выплатного дела). В заявлении Бурнышев В.А. просит "армию учесть Списком N1, произвести перерасчет по повышенному коэффициенту".
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) N от 13 марта 2019 г. Бурнышеву В.А. отказано в перерасчете пенсии, поскольку положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц относятся к нормам, регулирующим исчисление размера трудовых пенсий и подлежащим применению в целях определения размера страховых пенсий. При этом право на конвертацию пенсионных прав с использованием стажа на соответствующих видах работ возникает у мужчин по достижении 50 лет при одновременном наличии стажа по Списку N1 - 10 лет и общего страхового стажа - 20 лет.
На момент обращения Бурнышева В.А. с заявлением о перерасчете пенсии не выполнено условие наличия страхового стажа на 31 декабря 2001 г. в наличии 18 лет 01 месяц 29 дней при требуемом 20 лет), льготного трудового стажа (в наличии 06 лет 02 месяца 15 дней при требуемом 10 лет).
Правовые основания для осуществления оценки пенсионных прав с применением положений пункта 9 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях" отсутствуют.
Из материалов дела следует, что 22 сентября 2020 г. Бурнышев В.А. обращался в Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) с аналогичным заявлением о перерасчете размера пенсии за периоды до 1 января 2015 г. по основаниям пункта 1 части 2 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) N от 28 сентября 2020 г. Бурнышеву В.А. отказано в перерасчете пенсии за счет изменения сумм расчетного пенсионного капитала в связи с включение службы по призыву в страховой стаж по Списку N1, так как в случае включения периода прохождения военной службы в специальный стаж с учетом Положения N590, вариант оценки пенсионных прав у Бурнышева А.В. не изменится, так как на 1 января 2022 г. общий трудовой стаж составит 12 лет 9 месяцев 25 дней при требуемом 20 лет, специальный стаж по Списку N1 - 5 лет 5 месяцев 29 дней при требуемом 10 лет, правовые основания для перерасчета отсутствуют.
Судом установлено, что расчетный размер пенсии Бурнышеву В.А. был определен по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исходя из продолжительности общего трудового стажа на 1 января 2001 г, как наиболее выгодный вариант.
При назначении пенсии истцу в общий трудовой стаж включены периоды работы истца, а также период службы в Армии с 21 мая 1987 г. по 16 мая 1989 г. (1 год 11 месяцев 26 дней), что подтверждается материалами пенсионного дела и ответом ОПФР от 28 декабря 2022 г, в результате чего на 1 января 2002 г. страховой стаж истца составил 12 лет 9 месяцев 25 дней, при этом стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по основаниям пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ составил 5 лет 6 месяцев.
Из представленной ответчиком в суд апелляционной инстанции информации следует, что при включении в стаж истца по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периода учебы и периода службы в рядах Советской Армии размер страхового стажа не изменяется, составляет 12 лет 9 месяцев 25 дней.
Как следует из материалов дела, у Бурнышева В.А. на 1 января 2002 г. отсутствует 20 лет общего трудового стажа (в наличии 12 лет 9 месяцев 25 дней) и не менее 10 лет стажа, дающего право на пенсию по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, в связи с чем отсутствуют основания для перерасчета пенсии.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 18, 30, 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", принимая во внимание ограничение, предусмотренное пунктом 109 Положения N590 от 3 августа 1972 г, согласно которому учеба и служба в армии приравнивается к работе по Спискам N1 и N2, утвержденным в 1956 г, но работа и другая деятельность учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа такой работы, то есть суммарной продолжительности периодов работы по указанным Спискам до 1 января 1992 года; суд первой инстанции пришел к выводу, что учеба истца в среднем профессионально-техническом училище N 24 г.Новокузнецка может быть включена в специальный стаж истца в размере, не превышающем имеющегося стажа работы по Списку N1 до 1 января 1992 г, то есть в размере 2 года 8 месяцев 18 дней, в связи с чем в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" подлежит включению период обучения Бурнышева В.А. в среднем профессионально-техническом училище N 24 г.Новокузнецка с 1 сентября 1983 г. по 18 мая 1986 г, в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода обучения с 19 мая 1986 г. по 8 января 1987 г. и периода прохождения военной службы в рядах Советской Армии с 21 мая 1987 г. по 16 мая 1989 г. следует отказать.
При этом суд первой инстанции указал на то, что включение периода обучения в специальный стаж истца не влияет на размер его пенсии и не может повлечь перерасчет ее размера, поскольку при назначении истцу пенсии по пункту 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", как наиболее выгодному варианту в общий трудовой стаж истца включены периоды работы истца, а также период службы в Армии с 21 мая 1987 г. по 16 мая 1989 г, в результате чего на 1 января 2002 г. страховой стаж истца составил 12 лет 9 месяцев 25 дней, оснований для конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением стажа на соответствующих видах работ не имеется.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований о взыскании компенсации морального вреда, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судебных инстанций соответствующими требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам, исходя из следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (часть 1 статьи 1 указанного федерального закона, далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ размер страховой пенсии по старости определяется по формуле - ИПК * СПК, где:
ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент;
СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 г, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (часть 9 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, определяется в том числе исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (часть 10 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ оценка пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал.
Таким образом, стаж и средний заработок учитывается только до 1 января 2002 г. После 1 января 2002 г. размер пенсии исчисляется с учетом страховых взносов, перечисленных работодателем за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ установлено, что размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", введенный в действие с 1 января 2002 г, устанавливал основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с введением в действие указанного Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по приведенной формуле. При этом, согласно части 2 данной статьи расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 данной статьи.
Так, согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", расчетный размер трудовой пенсии определяется по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет до 1 января 2002 г, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20; из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается по общему правилу в размере не свыше 1, 2.
В соответствии с пунктом 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
В подпункте 7 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав гражданам на трудовые пенсии" содержатся разъяснения, согласно которым право на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1, при условии наличия по состоянию на 1 января 2002 г. у этих лиц страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии (пункт 9 статьи 30 Федерального закона N173-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Таким образом, законодатель при определении порядка пенсионных прав застрахованных лиц и предоставлении гражданам права выбора вида трудового стажа, с учетом которого осуществляется конвертация пенсионных прав в целях исчисления размера страховой части трудовой пенсии, связал его со стажем, требуемым для назначения пенсии. При этом для определения расчетного размера пенсии учитывается продолжительность общего трудового стажа или стажа на соответствующих видах работ до 1 января 2002 г.
Подпунктом "а" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N665 установлено, что в отношении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 настоящего Постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 98, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
Таким образом, из приведенной нормы Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N665 следует, что пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N590 применяется к Списку N1 и Списку N2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (абзац 3 подпункта "а"; абзац 3 подпункта "б" пункта 1), а также к работницам предприятий текстильной промышленности - по списку производств и профессий, работа в которых дает работницам предприятий текстильной промышленности право на получение пенсии по старости по достижении 50 лет и при стаже работы в этих профессиях не менее 20 лет, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1021, - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 марта 1992 г. (абзац 3 подпункта "в" пункта 1 Постановления).
Так, пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N590, предусматривалось при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренными Списком N1 и Списком N2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N1173 приравнивать период службы по призыву - к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода (подпункт "к"), а также приравнивать учебу в профессионально-техническом училище и иных учебных заведениях, указанных в подпункте "з" Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 к работе, дающей право на льготное исчисление пенсии, если работа следовала за окончанием периода учебы в перечисленных в данной норме учебных заведениях.
Абзац 5 пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 содержит указание, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах. Данное Положение фактически утратило свою силу с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", который в соответствии со статьей 130 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N340-1 был введен в действие с 1 января 1992 г. и не предусматривал возможность включения службы в рядах Вооруженных Сил и учебу после 1 января 1992 г. в специальный стаж.
Кроме того, Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" назначение пенсии по старости на льготных условиях, независимо от возраста предусмотрено не было. До 1 января 1992 г. указанным лицам назначалась пенсия на льготных условиях по Спискам N1 иN, утвержденных постановлением Совета Министров СССР 22 августа 1956 г. N1173, по достижении установленного данным законом возраста.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из разъяснений, данных в абзаце 5 пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N590, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о включении в специальный стаж периода учебы в профессионально-техническом училище N 24 г.Новокузнецка с 1 сентября 1983 г. по 18 мая 1986 г. (2 года 8 месяцев 18 дней), то есть в размере, не превышающем продолжительности имеющегося у истца стажа работы по Списку N1 по состоянию на 1 января 1992 г. и отказе в удовлетворении требований о включении в специальный стаж истца периода обучения в училище с 19 мая 1986 г. по 8 января 1987 г. и периода прохождения военной службы с 21 мая 1987 г. по 16 мая 1989 г.
Установив, что оценка пенсионных прав осуществляется на 1 января 2002 г, в то время как у истца отсутствует одно из необходимых условий - наличие на 1 января 2002 г. как страхового стажа, так и стажа на соответствующих видах работ, суды обоснованно пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о перерасчете пенсии истца с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Доводы кассационной жалобы о необходимости включения в специальный стаж периода обучения в полном объеме и периода военной службы, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Указание кассатора на наличие у него необходимого стажа более 20 лет при включении спорных периодов по существу сводятся к иному толкованию норм материального и процессуального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу, а потому не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств. В силу статей 67 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и иная оценка доказательств стороны спора не может послужить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке при отсутствии со стороны судов нарушений установленных процессуальным законом правил их оценки.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в обжалуемых судебных актах.
Судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела дана оценка представленным суду материалам пенсионного дела Бурнышева В.А, результатам расчета пенсионного капитала, а также представленному ответчиком по запросу суда расчету досрочной страховой пенсии истца с учетом включения периода обучения и периода службы в рядах Советской Армии, при этом судом установлено, что страховой стаж истца с учетом указанных спорных периодов не изменится и составит менее требуемого 20 лет, специальный стаж истца по состоянию на 1 января 2002 г. с учетом вышеизложенного составляет менее требуемых 10 лет, в связи с чем отсутствуют основания для перерасчета размера назначенной истцу страховой пенсии по старости с применением конвертации пенсионных прав с использованием стажа на соответствующих видах работ.
Иные доводы кассационной жалобы, направленные на пересмотр установленных обстоятельств дела не свидетельствуют о допущенных нарушениях при разрешении спора судами и имеют целью пересмотр состоявшихся судебных актов по делу.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Само по себе несогласие кассатора с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 2 июня 2021 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 января 2023 г.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 2 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Бурнышева В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.