Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N54RS0041-01-2022-000480-82 (2-579/2022) по исковому заявлению М.Ф.И. в лице опекуна Леготиной Тамары Федоровны к администрации рабочего поселка Маслянино Маслянинского района Новосибирской области о возложении обязанности обеспечить жильем участника Великой Отечественной войны, по кассационной жалобе представителя М.Ф.И. - Леготиной Тамары Федоровны на решение Черепановского районного суда Новосибирской области от 5 октября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 10 января 2023 г..
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, представителя М.Ф.И... - Леготиной Т.Ф, представителя М.Ф.И. - Авилова В.А, действующего на основании ордера, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
М.Ф.И. в лице опекуна Леготиной Т.Ф. обратился в суд с иском к администрации рабочего поселка Маслянино Маслянинского района Новосибирской области о возложении обязанности обеспечить жилым помещением.
В обосновании заявленных требований указано, что в ноябре 2021 года М.Ф.И. обратился в администрацию рабочего поселка Маслянино Маслянинского района Новосибирской области о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ветерана - участника Великой Отечественной войны.
7 декабря 2021 г. был получен ответ об отсутствии оснований для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с тем, что он является членом семьи дочери, которой принадлежит на праве собственности квартира по адресу: "адрес", площадью - 37, 4 кв.м, и в указанной квартире он проживает один.
Согласно решению представительного органа от 14 июля 2010 г. N "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения", учетная норма установлена в размере 18 кв.м, общей площади жилого помещения на одного человека.
Истец считает указанный отказ незаконным, просил суд обязать администрацию р.п.Маслянино Маслянинского района Новосибирской области обеспечить его, как участника Великой Отечественной войны, жилым помещением.
Решением Черепановского районного суда Новосибирской области от 5 октября 2022 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 10 января 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представителем М.Ф.И. - Леготиной Т.Ф. ставится вопрос об отмене решения Черепановского районного суда Новосибирской области от 5 октября 2022 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 10 января 2023 г... как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
В обоснование доводов жалобы кассатор ссылается на Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", которым постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее- Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ).
В судебное заседание суда кассационной инстанции ответчики, третье лицо не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ст. ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителей истца, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что доводы кассационной жалобы заслуживают внимания.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами таких нарушений допущено не было.
Как следует из материалов дела, М.Ф.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом "данные изъяты", ветераном Великой Отечественной войны, имеет права и льготы в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Решением Черепановского районного суда Новосибирской области от 30 января 2015 г. М.Ф.И. признан недееспособным.
Согласно удостоверению от 31 марта 2015 г. N на основании постановления администрации Маслянинского района Новосибирской области N N от 31 марта 2015 г. Леготина Т.Ф. является опекуном недееспособного М.Ф.И.
21 сентября 2021 г. Леготина Т.Ф. - опекун М.Ф.И. обратилась администрацию р.п. Маслянино Маслянинского района Новосибирской области с заявлением о выдаче жилого помещения участнику Великой Отечественной войны - М.Ф.И.
Письмом администрации р.п. Маслянино Маслянинского района Новосибирской области от 11 октября 2021 г. законному представителю истца- опекуну Леготиной Т.Ф. отказано в выдаче жилого помещения участнику Великой Отечественной войны - М.Ф.И. в связи с тем, что в администрацию поселка заявлений, а также документов, необходимых для постановки на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, от нее и в интересах М.Ф.И. не поступало.
Леготина Т.Ф. - опекун М.Ф.И. обратилась в администрацию р.п. Маслянино Маслянинского района Новосибирской области с заявлением о принятии Малкова Ф.И. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Постановлением главы администрации р.п. Маслянино Маслянинского района Новосибирской области от 6 декабря 2021 г. истцу Малкову Ф.И. в лице опекуна Леготиной Т.Ф. отказано в признании М.Ф.И. нуждающимся в жилом помещении, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более учетной нормы.
7 декабря 2021 г. постановление направлено М.Ф.И.
Судами установлено, что М.Ф.И. зарегистрирован по адресу: "адрес" "адрес", в квартире площадью 37, 4 кв.м, где и проживает. Собственником жилого помещения является Леготина Т.Ф. - дочь истца (опекун), которая получила указанную квартиру 24 апреля 2014 г. в дар от М.Ф.И.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что М.Ф.И. не является лицом, нуждающимся в жилом помещении, поскольку является членом семьи собственника квартиры, состоящей из двух человек, в которой зарегистрирован и проживает, и на его долю приходится 18, 7 кв.м. общей площади квартиры, что превышает установленную законодателем норму для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, отсутствуют основания для обеспечения участника Великой Отечественной войны М.Ф.И. жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав, что М.Ф.И. являясь членом семьи Леготиной Т.Ф, имеет право пользования жилым помещением, находящимся в собственности и пользовании дочери, соответственно, на его долю приходится 18, 7 кв.м, общей площади квартиры, что превышает установленную законодателем норму для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. Отсутствие в собственности истца жилого помещения само по себе не свидетельствует о нуждаемости в жилом помещении, поскольку при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитываются жилые помещения, которыми лицо имеет право пользоваться (ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции нормы материального права при разрешении спора применены правильно.
Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (ст. 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.
Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов.
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, предусмотрены ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ.
Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 данного федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (подп. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ).
Статьей 23.2 упомянутого федерального закона определен порядок предоставления указанной меры социальной поддержки.
Согласно п. 1 и 2 ст. 23.2 названного федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 15, 17 - 19 и 21 этого федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п. 1 поименованной статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
В соответствии с п. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ. объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных на реализацию переданных полномочий по обеспечению жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (подп. 4 и 5 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которые определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами 12 января 1995 г. N 5-ФЗ. и от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г, а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (далее - Правила от 15 октября 2005 г. N 614).
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ.
Данным нормативно-правовым актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ.
Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 5 Правил от 15 октября 2005 г. N 614).
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета такой категории граждан, как "вставшие на учет ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принад нежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно разъяснений, содержащихся в п.11 постановления Пленума Верховного суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющая граждан, относящихся к членам семьи собственника жилого помещения, направлена на соблюдение баланса их интересов (определения от 22 марта 2012 г. N 506-0-0, от 24 января 2013 г. N70-0, от 20 ноября 2014 г. N 2598-0, от 22 декабря 2015 г. N 2796-0 и др.). Кроме того, данная норма, рассматриваемая в системной связи с иными законоположениями, регламентирующими жилищные гарантии, призвана обеспечить предоставление этих гарантий лишь реально нуждающимся в них лицам, что соответствует требованиям, закрепленным в ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации.
Установив, что М.Ф.И. не нуждается в улучшении жилищных условий, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Доводы кассационной жалобы о том, что в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ. "О ветеранах" ветеран Великой Отечественной войны должен быть обеспечен жильем вне зависимости от присвоения статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий, как правильно отметил суд апелляционной инстанции, основаны на неверном толковании положений указанного закона.
Согласно пп.3 ч.1 ст. 15 Федерального закона "О ветеранах" (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 6 мая 2010 г. N 79- ФЗ) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Из указанных положений прямо следует, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем производится в отношении участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Указание в данном пункте на неприменение условий об имущественном положении означает, что для предоставления жилого помещения не требуется признание гражданина малоимущим, при этом наличие статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий является обязательным для предоставления жилья.
Федеральным законодательством для вышеуказанной категории исключена необходимость подтверждать статус малоимущих при постановке на жилищный учет. Других исключений (включая нуждаемость в улучшении жилищных условий) при постановке на учет действующим законодательством не предусмотрено
Доводы жалобы о неприменимости к спорным правоотношениям Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" ввиду действительности их положений до 6 мая 2010 г, также не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы, поскольку упомянутый Указ Президента является действующим, утратившим силу в установленном законом порядке не признан, а изменения в Федеральный закон "О ветеранах", внесенные Федеральным законом от 6 мая 2010 г. N 79-ФЗ, о том, что обеспечение жильем участников Великой Отечественной войны осуществляется независимо от их имущественного положения, как указывалось выше, означает, что для предоставления жилого помещения не требуется признание гражданина малоимущим, при этом наличие статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий является обязательным для такого предоставления.
Получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета реализуется в порядке очередности путем принятия лиц на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и требованиями жилищного законодательства.
Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
В силу положений ч.3 ст.390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Черепановского районного суда Новосибирской области от 5 октября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 10 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя М.Ф.И. - Леготиной Тамары Федоровны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.