Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Леонтьевой Т.В, судей Новожиловой И.А, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2770/2022 (УИД 22RS0066-01-2022-003473-84) по иску Химченко Дмитрия Ивановича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о взыскании денежной компенсации за приобретение технического средства реабилитации инвалида, по кассационной жалобе Химченко Дмитрия Ивановича на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 5 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 февраля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, пояснения представителя истца Химченко Д.И. - Колесниковой О.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю Межеваловой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Химченко Дмитрий Иванович (далее - Химченко Д.И, истец) обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - ОСФО по Алтайскому краю, ответчик) о взыскании денежной компенсации за приобретение технического средства реабилитации инвалида.
В обоснование своих требований указывал на то, что Химченко Д.И. является инвалидом "данные изъяты", инвалидность установлена повторно бессрочно с 7 мая 2014 г.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида N от 17 декабря 2021 г. к протоколу проведения медико-социальной экспертизы N2653.10.22/2021 от 16 декабря 2021 г. в качестве мероприятий по социальной реабилитации и услуг по реабилитации предусмотрено обеспечение истца техническим средством индивидуальной реабилитации - протезом "данные изъяты" в количестве 1 шт. (N в Классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденных приказом Минтруда России от 13.02.2018 N86н). Срок реабилитационного мероприятия с 14 декабря 2021 г. бессрочно.
Химченко Д.И. обратился в организацию, специализирующуюся на изготовлении и обеспечении инвалидов различными техническими средствами - ООО "АлОрто" для изготовления необходимого технического средства индивидуальной реабилитации.
Согласно акту медико-технической комиссии ООО "АлОрто" N 160 от 29 декабря 2021 г. у Химченко Д.И. подтвержден диагноз "данные изъяты" Комиссия учитывала, что Химченко Д.И. работает паяльщиком по свинцу, на протезе передвигается в течении всего дня, без дополнительной опоры, со средней скоростью, преодолевает множество препятствий; продолжительность и дистанция передвижения не ограничены; самостоятельно управляет автомобилем. В связи с этим Химченко Д.И. рекомендован протез "данные изъяты" Аналогичные рекомендации содержатся в акте медико-технической комиссии N44 от 23 марта 2022 г, составленном ООО "АлОрто".
1 февраля 2022 г. между Химченко Д.И. (заказчик) и ООО "АлОрто" (исполнитель) заключен договор N, по условиям которого исполнитель обязуется изготовить и передать в собственность заказчика протезно-ортопедическое изделие/индивидуальное изделие медицинского назначения, наименование изделия: "данные изъяты" в количестве 1 шт. Цена изделия 3980500 руб.
Оплата по договору в размере 3980500 руб. произведена истцом в полном объеме.
31 марта 2022 г. Химченко Д.И. обратился в Фонд социального страхования с заявлением о выплате компенсации оплаты за самостоятельно приобретенное средство реабилитации - N протез "данные изъяты"
Ответчиком выплачена компенсация в размере 3355000 руб.
При этом сумма в размере 625500 руб. не выплачена, что истец находит незаконным.
Химченко Д.И. просил суд взыскать с ответчика денежную компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере 625500 руб.
Определением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 7 сентября 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное учреждение Главное бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ФКУ ГБ МСЭ по Алтайскому краю Минтруда России).
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 5 октября 2022 г. исковые требования Химченко Д.И. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 февраля 2023 г. решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 5 октября 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Химченко Д.И. просит об отмене судебных актов как незаконных.
ОСФР по Алтайскому краю поданы возражения на кассационную жалобу.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Химченко Д.И, представитель третьего лица ФКУ ГБ МСЭ по Алтайскому краю Минтруда России, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Ходатайства ОСФР по Алтайскому краю об участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи, веб-конференции оставлено без удовлетворения по техническим причинам. Представитель ФКУ ГБ МСЭ по Алтайскому краю Минтруда России направил в адрес Восьмого кассационного суда общей юрисдикции ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Химченко Д.И. является инвалидом "данные изъяты", инвалидность установлена повторно бессрочно с 7 мая 2014 г.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида N от 17 декабря 2021 г. к протоколу проведения медико-социальной экспертизы N2653.10.22/2021 от 16 декабря 2021 г. в качестве мероприятий по социальной реабилитации и услуг по реабилитации предусмотрено обеспечение истца техническим средством индивидуальной реабилитации - протезом "данные изъяты" в количестве 1 шт. (N в Классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденных приказом Минтруда России от 13 февраля 2018 г. N86н). Срок реабилитационного мероприятия с 14.12.2021 бессрочно.
Химченко Д.И. заявление о предоставлении предусмотренного указанной индивидуальной программой технического средства реабилитации не подавал, непосредственно обратившись в ООО "АлОрто" - организацию, специализирующуюся на изготовлении и обеспечении инвалидов различными техническими средствами.
Согласно акту медико-технической комиссии ООО "АлОрто" N 160 от 29 декабря 2021 г. у Химченко Д.И. подтвержден диагноз "данные изъяты" Комиссия учитывала, что Химченко Д.И. работает паяльщиком по свинцу, на протезе передвигается в течении всего дня, без дополнительной опоры, со средней скоростью, преодолевает множество препятствий; продолжительность и дистанция передвижения не ограничены; самостоятельно управляет автомобилем. В связи с этим Химченко Д.И. рекомендован протез "данные изъяты" Аналогичные рекомендации содержатся в акте медико-технической комиссии N44 от 23 марта 2022 г, составленном ООО "АлОрто".
1 февраля 2022 г. между Химченко Д.И. (заказчик) и ООО "АлОрто" (исполнитель) заключен договор N, по условиям которого исполнитель обязуется изготовить и передать в собственность заказчика протезно-ортопедическое изделие/индивидуальное изделие медицинского назначения, наименование изделия: "данные изъяты" в количестве 1 шт. Цена изделия 3980500 руб.
Оплата по договору в размере 3980500 руб. произведена истцом в полном объеме.
31 марта 2022 г. Химченко Д.И. обратился в филиал N5 Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования с заявлением о выплате компенсации оплаты за самостоятельно приобретенное средство реабилитации 8-07-12 протез бедра модульный с микропроцессорным управлением (протез бедра модульный с внешним источником).
Как следует из заключения медико-технической экспертизы N1 от 5 апреля 2022 г, составленного комиссией уполномоченного органа филиала N 5 Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования, приобретенный Химченко Д.И. протез "данные изъяты" выполняет функции по компенсации или устранению стойких ограничений жизнедеятельности инвалида в сравнении с аналогичным техническим средством, предоставляемым уполномоченным органом в порядке, определенном Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N240; соответствует функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам изделию, предоставленному в рамках последнего исполненного контракта N02171000001210001730001 от 30 августа 2021 г. на поставку технического средства (изделия), заключенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по результатам отбора уполномоченным органом в соответствии с Правилами; соответствует виду технического средства, предусмотренному классификацией технических средств в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N8бн.
Указанным заключением подтверждено соответствие приобретенного истцом технического средства реабилитации предоставляемому отделением Фонда социального страхования аналогичному средству реабилитации.
На основании решения Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования от 25 апреля 2022 г. N2 истцу выплачена компенсация за приобретенный протез в сумме 3355000 руб, соответствующей цене аналогичного средства реабилитации, приобретенного по государственному контракту от 30 августа 2021 г.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240, Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N57, оценив представленные доказательства, исходил из того, что ответчиком правомерно компенсирована только часть затрат инвалида по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации, размер компенсации правомерно определен ответчиком исходя из стоимости аналогичного протеза "данные изъяты", приобретенного фондом по государственному контракту N02171000001210001730001 от 30 августа 2021 г, то есть последнему исполненному в полном объеме на дату подачи Химченко Д.И. заявления о выплате такой компенсации.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
При этом суд апелляционной инстанции дополнительного указал на то, что на дату обращения истца с заявлением в Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации последним по времени осуществления закупки технических средств реабилитации, проведенной уполномоченным органом, являлся государственный контракт N02171000001210001730001 от 30 августа 2021 г, заключенный между ООО "АлОрто" и Государственным учреждением - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования, учтенный ответчиком для целей определения суммы компенсации за самостоятельно приобретенные истцом технического средства реабилитации.
В техническом задании к данному государственному контракту (приложение N1) стоимость протеза "данные изъяты" энергии указана 3355000 руб.
Исходя из содержания государственного контракта N02171000001210001730001 от 30 августа 2021 г, заключенного между ООО "АлОрто" и Государственным учреждением - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования, и технического задания к нему указанная цена оплачивается за протез "данные изъяты"
"данные изъяты"
Данный контракт размещен на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте www.zakupki.gov.ru.
Истец ссылается на государственный контракт N02171000001200002160001 от 12 октября 2020 г, заключенный между ООО "АлОрто" и Государственным учреждением - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования, из технического задания к которому следует, что протез "данные изъяты" обладает следующими характеристиками: "данные изъяты"
Проанализировав представленные доказательства, пояснения специалиста, сопоставив технические характеристики средств реабилитации, приобретенных по указанным контрактам, а также протеза, приобретенного истцом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что техническое средство реабилитации, приобретенное истцом по договору от 1 февраля 2022 г, является однородным техническому средству реабилитации, приобретенному ответчиком по контракту от 30 августа 2021 г, поскольку эти протезы схожи не только по наименованию, но и по своим техническим характеристикам, относятся к одному виду, предусмотренному классификацией и предназначены для использования при имеющемся у истца физическом недостатке, являются модульными с микропроцессорным управлением, при этом отличаются только способом выполнения функций и эксплуатационными характеристиками.
Доказательств того, что протез, предусмотренный контрактом от 30 августа 2021 г, не соответствует индивидуальной программе реабилитации истца, не представлено.
Доводы истца со ссылкой на контракт от 12 октября 2020 г. судом апелляционной инстанции отклонены, поскольку этот контракт не является последним по времени осуществления закупки технического средства реабилитации.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции об отказе в иске, исходил из того, что на дату обращения истца к ответчику с заявлением о выплате ему компенсации, имел место исполненный государственный контракт N02171000001210001730001 от 30 августа 2021 г, заключенный между ООО "АлОрто" и Государственным учреждением - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования о приобретении технического средства реабилитации - протеза бедра модульного с внешним источником энергии, обладающего однородными функциональными, техническими характеристиками техническому средству реабилитации, приобретенному истцом самостоятельно.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В Классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденных приказом Минтруда России от 13 февраля 2018 г. N86н указан протез "данные изъяты" (N).
К техническим средствам реабилитации инвалидов в силу статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются, в том числе протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты).
Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В абзаце втором пункта 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью 14 статьи 11.1 названного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что Компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N 86н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2018 г, регистрационный N 50338), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 мая 2019 г. N 307н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2019 г, регистрационный N 54799), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления характеристик, а также наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.
Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме) (пункт 4 Порядка).
Согласно части 14 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован.
В целях определения размера данной компенсации уполномоченный орган устанавливает аналогичность технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом, техническому средству реабилитации, предоставляемому уполномоченным органом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, приобретенного инвалидом, и вида технического средства реабилитации, предусмотренного классификацией технических средств реабилитации, а также сопоставления характеристик. Размер компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации (конкурса, аукциона, запроса котировок), проведенного уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Возможность получения инвалидами компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в размере, который превышает стоимость аналогичных средств реабилитации, рекомендованных индивидуальной программой реабилитации инвалида и предоставляемых уполномоченными органами по результатам осуществляемых ими закупок этих средств, законодательством, регулирующим отношения в сфере обеспечения инвалидов техническими средства реабилитации, не предусмотрена.
С учетом указанных нормативных положений следует, что определение размера компенсации, подлежащей выплате за приобретенное истцом средство реабилитации, подлежало осуществлению на основании последнего исполненного государственного контракта на выполнение работ по изготовлению модульного протеза бедра с микропроцессорным управлением.
Разрешая спор при указанных обстоятельствах, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, руководствуясь приведенными выше нормами закона, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что самостоятельно приобретенный истцом протез бедра модульного с внешним источником энергии техническим характеристикам не отличается от протеза бедра модульного с внешним источником энергии, приобретенного в рамках исполнения государственного контракта N02171000001210001730001 от 30 августа 2021 г. по цене 3355000 руб. за одну единицу, пришли к правильному выводу о том, что размер компенсации за самостоятельно приобретенную истцом средство технической реабилитации не может быть более стоимости предоставляемого уполномоченным органом технического средства реабилитации, в котором нуждается истец в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Вопреки доводам жалобы истца суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали на то, что выбор определения размера компенсации в установленном законом порядке ответчиком произведен на основе анализа документов и обоснования, с учетом характеристик средства реабилитации - протеза "данные изъяты", обладающего однородными функциональными, техническими характеристиками техническому средству реабилитации, приобретенному истцом самостоятельно исходя из стоимости аналогичного технического средства реабилитации в соответствии с последним исполненным государственным контрактом N02171000001210001730001 от 30 августа 2021 г.
Исходя из сравнительного анализа технических характеристик приобретенного истцом протеза бедра модульного с внешним источником энергии, суды первой и апелляционной инстанций сделали верный вывод о том, что государственный контракт N02171000001210001730001 от 30 августа 2021 г. содержит характеристики протеза максимально приближенные к характеристикам протеза, приобретенного истцом и соответствует видам средств, предусмотренных классификацией.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно отклонили доводы истца об определении стоимости возмещения самостоятельно приобретенного технического средства реабилитации исходя из цены контракта от 12 октября 2020 г, поскольку данный контракт не являлся последним исполненным контрактом на момент обращения истца к ответчику с заявлением о возмещении понесенных расходов.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полностью соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции необоснованными, так как выводов судебных инстанций не опровергли.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судами обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 5 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Химченко Дмитрия Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Леонтьева
Судьи И.А. Новожилова
Д.А. Гусев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.