Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гордиенко А.Л.
судей Благодатских Г.В, Шабаловой О.Ф.
с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 70RS0003-01-2022-003484-56 по иску Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области к Зыгану Александру Юрьевичу, Зыган Галине Владимировне о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учёта
по кассационной жалобе Зыган А.Ю, Зыган Г.В. на решение Октябрьского районного суда г. Томска от 13 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 18 января 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Благодатских Г.В, выслушав заключение прокурора Самойлова А.А, полагавшего об отсутствии законных оснований для отмены судебных актов, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области (далее - ГУ МЧС России по Томской области) обратилось в суд с иском к Зыгану А.Ю, Зыган Г.В. о признании Зыгана А.Ю, Зыган Г.В. утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по "адрес" выселении их из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета.
Исковые требования мотивированы тем, что здание, расположенное по "адрес" зарегистрировано как нежилое здание с жилыми помещениями (ранее сложившиеся "адрес"). Решением исполнительного комитета Томского городского совета народных депутатов от 10 июля 1987 г. N 564р "О признании квартир и комнат служебными в зданиях пожарных депо по "адрес" Октябрьскому райисполкому г. Томска поручено при заселении квартир и комнат, построенных в здании пожарных депо, выдачу ордеров оформить служебными: "адрес". Собственником специализированного жилищного фонда является Российская Федерация. Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области от 19 декабря 2005 г. N 626 здание пожарного депо, находящееся по "адрес" было передано в оперативное управление ГУ МЧС России по Томской области.
ГУ МЧС России по Томской области заключен договор найма служебного жилого помещения от 8 сентября 2006 г. N 237 с нанимателем Зыганом А.Ю. на занятие служебного жилого помещения по "адрес", состоящего из 1 комнаты, совместно с женой нанимателя Зыган Г.В. и сыновьями Зыганом П.А, Зыганом Е.А. По акту приема-передачи от 8 сентября 2006 г. помещение передано Зыгану А.Ю. для проживания.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области от 27 ноября 2013 г. N 290 спорный объект недвижимости передан в оперативное управление ФГКУ "5 отряд федеральной противопожарной службы по Томской области". До 31 декабря 2019 г. служебные жилые помещения, расположенные по "адрес", находились в оперативном управлении ФГКУ "5 отряд ФПС по Томской области". В соответствии с приказом МЧС России от 26 сентября 2019 г. N 523 "О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Сибирском федеральном округе", ФГКУ "5 отряд ФПС по Томской области" ликвидировано. Распоряжением МТУ Росимущества по Кемеровской и Томской областям от 29 декабря 2019 г. N 42-839-р служебные жилые помещения, расположенные в здании по "адрес" с 1 января 2020 г. переданы в оперативное управление Главного управления МЧС России по Томской области.
В настоящее время по "адрес" зарегистрированы и проживают Зыган А.Ю, Зыган Г.В. Брак между Зыганом А.Ю. и Зыган Г.В. прекращен 30 августа 2016 г. Заключение с ними договора найма служебного жилого помещения на занимаемую квартиру не представляется возможным, поскольку они не состоят в трудовых отношениях с Главным управлением и не относятся к гражданам, определенным ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений. Главным управлением в адрес Зыгана А.Ю, Зыган Г.В. направлены требования о выселении, которыми им предлагалось в срок до 17 апреля 2022 г. освободить занимаемое служебное помещение. До настоящего времени служебное помещение ими не освобождено.
Решением Октябрьского районного суда города Томска от 13 октября 2022 г. исковые требования ГУ МЧС России по Томской области удовлетворены. Зыган А.Ю, Зыган Г.В. признаны утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по "адрес" Зыган А.Ю, Зыган Г.В. выселены из жилого помещения, расположенного по "адрес", без предоставления другого жилого помещения. С Зыгана А.Ю, Зыган Г.В. в доход местного бюджета взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей (по 300 рублей с каждого). Указано, что данное решение является основанием для снятия Зыгана А.Ю, Зыган Г.В. с регистрационного учета по "адрес"
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 18 января 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Зыган А.Ю, Зыган Г.В. ставят вопрос об отмене вынесенных судебных постановлений в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Кассаторы указывают на поверхностное исследование судами вопросов нуждаемости ответчиков в жилом помещении, на отсутствие в договоре найма служебного жилого помещения от 8 сентября 2006 г. N 237 срока, на который он заключен. Ссылаются на наличие у Зыган А.Ю. "данные изъяты" в связи с исполнением трудовых обязанностей, что позволяет отнести его к категориям граждан, которые в силу ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из жилого помещения.
Главным управлением МЧС России по Томской области на кассационную жалобу представлены возражения.
Прокурором Томской области на кассационную жалобу представлены возражения.
В судебном заседании Зыган А.Ю. доводы кассационной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 ГПК РФ предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы ответчиков.
Как установлено судом и следует из материалов дела, жилые помещения по "адрес" (ранее сложившиеся "адрес") принадлежат на праве собственности Российской Федерации, находятся в оперативном управлении Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области, отнесены к специализированному (служебному) фонду.
Решением исполнительного комитета Томского городского Совета народных депутатов от 10 июля 1987 г. N 564р "О признании квартир и комнат служебными в здании пожарных депо по "адрес" Октябрьскому райисполкому г. Томска было поручено при заселении квартир и комнат, построенных в здании пожарных депо выдачу ордеров оформить - служебными: "адрес"
Зыган А.Ю. в период ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы МЧС России, 28 февраля 2017 г. уволен по достижению предельного возраста пребывания на службе в ФПС.
В период работы Зыгана А.Ю. в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы МЧС России, на основании договора найма служебного жилого помещения N от 8 сентября 2006 г. Зыгану А.Ю. на семью, состоящую из 4 человек, предоставлено право на занятие служебного жилого помещения, состоящего из одной комнаты, площадью 29 кв.м, кв. "адрес", состав семьи: Зыган Г.В. - жена, Зыган П.А. - сын, Зыган Е.А. - сын. Договор выдан на основании решения ЖБК ПИ-5 от 2004 г.
ДД.ММ.ГГГГ. брак между Зыган А.Ю. и Зыган Г.В. был расторгнут, ДД.ММ.ГГГГ брак между ними был вновь заключен.
В настоящее время по "адрес" зарегистрированы и проживают Зыган А.Ю. (наниматель), Зыган Г.В. (жена).
21 марта 2022 г. истцом в адрес Зыган А.Ю, Зыган Г.В. направлено требование об освобождении в срок до 17 апреля 2022 г. жилого помещения, расположенного по "адрес", на том основании, что они не состоят в трудовых отношениях с ГУ МЧС России по Томской области и не относится к категориям граждан, определённым статьей 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
До настоящего момента требования об освобождении жилого помещения ответчики не выполнили, что послужило основанием для обращения ГУ МЧС России по Томской области в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции, исходя из условий договора найма служебного жилого помещения от 8 сентября 2006 г, а также того, что Зыган А.Ю. и члены его семьи не относятся к лицам, которые в соответствии с положениями статей 103 и 104 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения, пришел к выводу о наличии правовых и фактических оснований для удовлетворения иска.
С выводом суда первой инстанции о наличии оснований для выселения ответчиков из спорного жилого помещения согласилась судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов суда первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
Согласно части первой статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду. Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с прохождением службы (статья 93 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьями 103 и 104 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливаются условия предоставления служебных жилых помещений, закрепляются основания и последствия прекращения и расторжения договора найма специализированного жилого помещения, а также круг лиц, которые при прекращении трудовых отношений с наймодателем не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения.
Согласно ч. 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
По смыслу приведенных положений закона, служебные жилые помещения предоставляются на период прохождения службы и по общему правилу подлежат освобождению после ее окончания.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, то есть граждане, признанные малоимущими органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Из материалов дела следует, что служебное помещение Зыган А.Ю. и членам его семьи было предоставлено на основании договора найма служебного помещения, заключённого 8 сентября 2006 года, то есть после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Оценив представленные по делу доказательства, суды пришли к выводу об отсутствии препятствий для выселения ответчиков из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, поскольку необходимая совокупность обстоятельств, препятствующая выселению ответчиков, по делу не установлена.
Данные выводы судов основаны на нормах действующего законодательства, приведенных в обжалуемых судебных актах, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают.
Факт того, что ответчики и их сыновья состоят на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2001 г. (общий список), не является основанием для сохранения за ними права пользования спорным жилым помещением в силу приведённых положений статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку условием выселения из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения является не только факт состояния такого лица на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, но и отнесение лица к установленной категории граждан, определенной законом, что при рассмотрении дела установлено не было.
Кроме того, из материалов дела следует, что в период проживания в служебном помещении ответчиками произведено отчуждение принадлежащих им на праве собственности объектов.
Постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении может свидетельствовать о наличии у ответчиков права на обеспечение жилым помещением, в том числе после увольнения, однако не является основанием для не освобождения жилого помещения, предоставленного по договору найма служебного помещения по окончании трудовых отношений и увольнения со службы.
Как верно указано судами нижестоящих инстанций, отсутствие в договоре найма от 8 сентября 2006 г. N 237 срока его действия, а также пункта, предусматривающего действия наймодателя и нанимателя в случае прекращения трудовых отношений с ГУ МЧС России по Томской области, не свидетельствует о сохранении у ответчиков права пользования спорным жилым помещением, поскольку в данном договоре прямо указано, что ответчику предоставляется для проживания служебное жилое помещение, которое не подлежит приватизации, обмену, разделу, сдаче в поднаем, передаче иному лицу.
Вопреки доводам кассаторов судами надлежащим образом был рассмотрен вопрос о наличии у ответчика Зыган А.Ю. (недостатки здоровья)
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении Зыгана А.Ю. установлена "данные изъяты" При этом, доводы ответчика Зыгана А.Ю. о том, что он (недостатки здоровья) в связи с исполнением им трудовых обязанностей надлежащими доказательствами не подтверждены.
Доводы кассационной жалобы о том, что ответчик относится к категории лиц, которые не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения и в настоящее время не утратил право на проживание в спорном жилом помещении основаны на неверном толковании положений закона.
Доводы кассационной жалобы, направленные к иному толкованию норм материального права, ошибочны и не могут служить основанием к удовлетворению кассационной жалобы.
Суды верно применили к спорным правоотношениям нормы жилищного законодательства об основаниях и порядке выселения из специализированных жилых помещений.
Несогласие заявителей с выводами суда первой и апелляционной инстанции, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
В соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, в связи с чем доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут быть приняты во внимание.
Таким образом, обжалуемые судебные постановления подлежат оставлению без изменения, поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права. Разрешая спор, суды правильно определили юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
С учётом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Томска от 13 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 18 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Зыган А.Ю, Зыган Г.В. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.