Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3476/2022 (УИД 55RS0006-01-2022-004188-03) по иску Долгушина Валерия Александровича к обществу с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Центр" об установлении факта трудовых отношений, включении периодов в специальный стаж, возложении обязанности, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Долгушина Валерия Александровича на решение Советского районного суда г. Омска Омской области от 3 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 18 января 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Долгушин Валерий Александрович (далее - Долгушин В.А, истец) обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Центр" (далее - ООО "Газпромнефть-Центр", ответчик) об установлении факта трудовых отношений, включении периодов в специальный стаж, возложении обязанности, компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований указывал на то, что Долгушин В.А. работал в ОАО "Сибнефть-Омскнефтепродукт": с 14 февраля 2007 г. по 19 июня 2007 г. оператором заправочных станций 2 разряда в цехе по эксплуатации АЗС отделения розничной реализации нефтепродуктов; с 19 июня 2007 г. по 1 декабря 2007 г. слесарем по эксплуатации и ремонту газового оборудования 5 разряда цеха по эксплуатации АЗС; с 1 декабря 2008 г. по 1 февраля 2010 г. слесарем по эксплуатации и ремонту газового оборудования 6 разряда; с 1 февраля 2010 г. по 1 мая 2011 г. слесарем по эксплуатации и ремонту газового оборудования 6 разряда в бригаде ТОРО систем СУ Г (АДС) Омского участка ТОРО АЗС; с 1 мая 2011 г. по 7 октября 2013 г. слесарем по эксплуатации и ремонту газового оборудования в бригаде по обслуживанию МТ АЗМ.
С 1 апреля 2008 г. ОАО "Сибнефть-Омскнефтепродукт" переименовано в ОАО "Газпромнефть-Омск".
7 октября 2013 г. трудовой договор с Долгушиным В.А. был прекращен в связи с переводом в ОАО "Газпромнефть-Новосибирск".
9 января 2017 г. АО "Газпромнефть-Омск" прекратило свою деятельность путем присоединения к АО "Газпромнефть-Центр".
Долгушин В.А. полагал, что период работы в АО "Газпромнефть-Омск" с 14 февраля 2007 г. по 7 октября 2013 г. должен быть включен в специальный стаж, дающий право для назначения льготной пенсии, так как вредность по указанной должности была предусмотрена на предприятии.
24 сентября 2019 г. Долгушин В.А. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в Советском АО г. Омска от 25 марта 2020 г. N657097/19 Долгушину В.А. отказано в назначении пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, в том числе в период с 14 февраля 2007 г. по 7 октября 2013 г.
По аналогичным основаниям Долгушину В.А. было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости решением УПФР в Советском АО г. Омска от 30 июня 2021 г. N 228371/21 и решением ОПФР по Омской области от 14 января 2022 г. N549522/21.
Долгушин В.А. полагает, что его права нарушены.
Долгушин В.А. просил суд установить факт трудовых отношений между ним и ООО "Газпромнефть-Центр", включить периоды работы с 14 февраля 2007 г. по 7 октября 2013 г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложить на ответчика обязанность произвести отчисления взносов за спорный период в фонд социального и пенсионного страхования и налоговые отчисления, взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 100000 руб.
Решением Советского районного суда г. Омска Омской области от 3 ноября 2022 г. исковые требования Долгушина В.А. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 18 января 2023 г. решение Советского районного суда г. Омска Омской области от 3 ноября 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Долгушин В.А. просит об отмене судебных актов как незаконных.
ООО "Газпромнефть-Центр" поданы возражения на кассационную жалобу.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Долгушин В.А, представитель ответчика ООО "Газпромнефть-Центр", представители третьих лиц ООО "Газпром нефть", ОПФР по Омской области, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Ходатайство ООО "Газпромнефть-Центр" об участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи оставлено без удовлетворения по техническим причинам. ООО "Газпромнефть-Центр" просило рассмотреть дело в свое отсутствие. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Долгушин В.А. осуществлял трудовую деятельность в ОАО "Сибнефть-Омскнефтепродукт" в периоды:
с 14 февраля 2007 г. по 19 июня 2007 г. в должности оператора заправочных станций 2 разряда в цехе по эксплуатации АЗС отделения розничной реализации нефтепродуктов;
с 19 июня 2007 г. по 31 января 2010 г. в должности слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования 5 разряда цеха по эксплуатации АЗС;
с 1 февраля 2010 г. по 30 апреля 2011 г. в должности слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования 6 разряда, в бригаде ТОРО систем СУ Г (АДС) Омского участка ТОРО АЗС;
с 1 мая 2011 г. по 7 октября 2013 г. в должности слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования в бригаде по обслуживанию МТ АЗМ.
Впоследствии был переведен на аналогичную должность в ОАО "ГазпромнефтьНовосибирск" отделение в г. Омске.
Согласно ответу ООО "Газпромнефть-Центр" от 29 марта 2022 г. ОАО "Сибнефть-Омскнефтепродукт" переименовано с 1 апреля 2008 г. в ОАО "Газпромнефть-Омск". ОАО "Газпромнефть-Омск" переименовано в АО "Газпромнефть-Омск", АО "Газпромнефть-Омск" реорганизовано в форме присоединения к ООО "Газпромнефть-Центр".
Решением УПФР в Советском АО г. Омска от 25 марта 2020 г. N657097/19 Долгушину В.А. отказано в назначении пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, в том числе в период с 14 февраля 2007 г. по 7 октября 2013 г.
По аналогичным основаниям Долгушину В.А. было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости решением УПФР в Советском АО г. Омска от 30 июня 2021 г. N 228371/21 и решением ОПФР по Омской области от 14 января 2022 г. N549522/21.
Долгушин В.А. застрахован в системе индивидуального пенсионного страхования 16 января 2001 г.
Согласно данным индивидуального лицевого счета период работы истца с 14 февраля 2007 г. по 7 октября 2013 г. и все последующие годы, учтены как обычные условия по статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Пенсионным органом проведена документальная проверка достоверности представленных индивидуальных сведений в отношении Долгушина В.А. за период с 14 февраля 2007 г. по 7 октября 2013 г. Факт льготной работы Долгушина В.А. не подтвержден.
Страхователь АО "Газпромнефть-Омск" не был заявлен как организация, имеющая рабочие места, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение. Наблюдательное дело в отделе оценки пенсионных прав застрахованных лиц не заводилось.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьями 3, 8.1, 11, 16, 28 Федерального закона от 1 апреля 1996 г..N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г..N 1015, подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г..N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г..N 10, Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г..N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пунктом 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г..N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г..N 29, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из отсутствия доказательств, подтверждающих выполнение в спорные периоды Долгушиным В.А. работы, указанной в
Списке N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г..N 10 в особых условиях труда при полной занятости в течение полного рабочего дня и отсутствии оснований для внесения соответствующих корректирующих сведений, подтверждающих его работу с особыми условиями труда в сведения индивидуального (персонифицированного) учета, отчислении взносов.
При этом суд первой инстанции исходил из отсутствия надлежащих доказательств факта работы истца во вредных условиях, дающих право на назначение страховой пенсии на льготных условиях.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - Постановление N 665 от 16 июля 2014 г.).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется, в том числе Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (далее по тексту - Список N 2 от 26 января 1991 г.).
В разделе XII "Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца" Списка N2 от 26 января 1991 г, указано, что правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются слесари по ремонту технологических установок (позиция 2130200а-18547), слесари по ремонту технологических установок, занятые в производствах, перечисленных в пункте 1 части 3 раздела XII (позиция 2130301а-18547), слесари по ремонту технологических установок, занятые на переработке нефти, газа, газового конденсата, угля, сланца в производствах, перечисленных в разделе X Списка N 1 (позиция 2130302а-18547).
Согласно части 3 раздела XIII "Бурение, добыча и переработка нефти и газа, переработка угля и сланца" Списка N 2 от 26 января 1991 г, право на назначение пенсии на льготных условиях имеют слесари, занятые полный рабочий день на ремонте и обслуживании технологических установок в производствах, перечисленных в разделе XIII часть 3 пункт 1 "Переработка нефти, газа, угля и сланца".
Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе, для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Учитывая, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров, то внесение изменений в сведения персонифицированного учета, а также возложение на работодателя обязанности по выдаче справки, уточняющей характер работы, возможно только на основании первичных документов работодателя.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что ответчиком-работодателем ООО "Газпромнефть-Центр" не подтверждено осуществление Долгушиным В.А. в период с 14 февраля 2007 г. по 7 октября 2013 г. работы во вредных условиях труда ввиду отсутствия первичных документов, свидетельствующих об отнесении указанной работы к работе во вредных условиях труда и занятости истца на вредных работах в течение полного дня.
Как следует из карты аттестации рабочего места по условиям труда N354а слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования, в строке под номером 041 значится, что право на досрочное назначение трудовой пенсии - "нет". Из указанной карты аттестации рабочего места по условиям труда за 2012 год и протоколами к карте оценки условий труда по показателям напряженности трудового процесса, также следует, что истец осуществлял трудовую деятельность в управлении технического обслуживания и ремонтов оборудования, выполняет слесарные работы по замене бытовых газовых плит, водонагревателей, производит пуск газа, обслуживание, регулировку и текущий ремонт бытовых газовых плит всех систем, газобаллонных установок сжиженного газа, газовых каминов, стиральных машин, холодильников и горелок инфраструктурного излучения, горелок отопительных печей, квартирных отопительных котлов. Составляет дефектные ведомости на ремонт газооборудования. Осуществляет обслуживание и текущий ремонт газопровода. Выполняет слесарные работы по врезке и вырезке действующих газопроводов. Производит испытание и наладку на заданных режимах работы. Участвует в подготовке газооборудования к инспекторской проверке Гостехнадзора. Осуществляет наладку контрольно-измерительных приборов.
На рабочем месте имеются вредные химические факторы углеводороды алифатические предельные С-10, при этом максимальная разовая доза составляет 135 при ПДК 900, среднесменная 40, 5 при ПДК 300, продолжительность воздействия 30% и 100% соответственно. По результатам аттестационной комиссии условия труда были признаны допустимыми.
Указанные в трудовой книжке Долгушина В.А. должности оператора заправочных станций и слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования в спорный период соответствуют его должностям, указанным в личной карточке, представленной ответчиком.
В Списке N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, занимаемые истцом должности не поименованы.
Согласно трудовому договору от 14 февраля 2007 г, работа истца протекала в отделении розничной реализации нефтепродуктов, цех по эксплуатации автозаправочных станций, что не связано с добычей и переработкой нефти и газа.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии доказательств соответствия должности и характера производства занимаемых истцом должностей Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценивая по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации совокупность представленных доказательств по вопросу постоянной и непосредственной занятости истца на работах с тяжелыми условиями труда, пришли к обоснованному выводу о том, что документально не подтверждена занятость истца на работах с на работах с тяжелыми условиями труда и непосредственно в течение полного рабочего дня.
Ссылка истца на то, что работодателем нарушены требования трудового и пенсионного законодательства, подача сведений в пенсионный орган осуществлялась без указания кода особых условий труда, не представлены документы за спорные периоды, которые бы подтверждали льготный характер работы, также являются несостоятельными, поскольку основанием к отмене судебных актов не являются.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако, в нарушение указанных положений при рассмотрении данного дела истцом не были представлены бесспорные доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости, свидетельствующие о занятости в спорный период в течение полного рабочего дня на тяжелых работах.
Приведенные истцом доводы носят субъективный, оценочный, предположительный характер, какими-либо доказательствами не подтверждены, а поэтому обоснованно не приняты судами во внимание.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали все представленные доказательства в совокупности, дали оценку всем доводам сторон, оснований не соглашаться с которой, у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, нормы процессуального права не нарушены. Само по себе несогласие истца с оценкой доказательств, данной судами, не свидетельствует о незаконности судебных актов.
Установив, что доказательства того, что Долгушин В.А. в спорные периоды работы был занят на работах с тяжелыми условиями труда не менее 80 процентов рабочего времени материалы дела не содержат, судебные инстанции пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности внесения корректировки в сведения персонифицированного учета.
Получение истцом предусмотренных трудовым законодательством льгот за вредность не влияет на правильность принятого решения, указанные обстоятельства не свидетельствуют о непосредственной занятости истца на работах, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, и не могут являться основанием для зачета спорных периодов в льготный стаж, поскольку доплата установлена в связи с определенными производственными факторами.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности и взаимосвязи, в отсутствие документального подтверждения работы истца в спорные периоды в течение полного рабочего дня в должности и в условиях труда, предусмотренных Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для внесения соответствующих корректирующих сведений, подтверждающих работу истца в особых условиях труда в сведения индивидуального (персонифицированного) учета и включения спорного периода в стаж, дающий истцу право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", возложении обязанности оплатить взносы.
В связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанции не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Омска Омской области от 3 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 18 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Долгушина Валерия Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи Л.П. Кожевникова
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.