N 88-11490/2023
г. Кемерово 2 июня 2023 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Леонтьевой Т.В.
рассмотрел гражданское дело N 2-1570/2022 (УИД 22MS0145-01-2022-002167-83) по иску Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу" к Фролкиной Марине Васильевне о взыскании неосновательного обогащения, по кассационной жалобе Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу" на решение мирового судьи судебного участка N8 Центрального района г. Барнаула Алтайского края от 13 октября 2022 г. и апелляционное определение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 26 января 2023 г.
установил:
Краевое государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу" (далее - КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу", истец) обратилось в суд с иском к Фролкиной Марине Васильевне (далее - Фролкина М.В.) о взыскании неосновательного обогащения.
В обоснование своих требований указывало на то, что в соответствии с Законом Алтайского края от 27 декабря 2007 г. N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" Фролкиной М.В. выплачивалась ежемесячная денежная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ЕДК) по адресу: "адрес" как члену семьи умершего инвалида (заболевшего) вследствие аварии на ЧАЭС.
Согласно выписке из домовой книги, ответчик снята с регистрационного учета по адресу: "адрес" с 13 ноября 2018 г.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 г. N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" граждане обязаны извещать органы социальной защиты населения по месту жительства о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты ЕДК, в том числе о смене места жительства, в течение 14 дней с момента наступления обстоятельств с предоставлением соответствующих документов.
В связи с тем, что ответчик своевременно не сообщила о снятии с регистрационного учета, за период с 1 декабря 2018 г. по 31 мая 2021 г. ей излишне выплачена компенсация в размере 30245, 02 руб.
КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" просило суд взыскать с ответчика излишне выплаченную ежемесячную компенсацию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 30245, 02 руб.
Решением мирового судьи судебного участка N8 Центрального района г. Барнаула Алтайского края от 13 октября 2022 г. исковые требования КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 26 января 2023 г. решение мирового судьи судебного участка N8 Центрального района г. Барнаула Алтайского края от 13 октября 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" просит об отмене судебных актов как незаконных.
В соответствии с требованиями части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг). Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (пункт 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
В соответствии с частью 9 статьи 4 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 г. N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" выплата компенсаций осуществляется ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи.
Согласно части 10 статьи 3 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 г. N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" компенсации предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Порядок формирования реестра получателей компенсации, порядок исчисления размера компенсации и ее выплаты, порядок взаимодействия с организациями - поставщиками услуг, порядок организации межведомственного взаимодействия при предоставлении компенсации устанавливаются Правительством Алтайского края.
Во исполнение Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 г. N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" Постановлением администрации Алтайского края от 1 апреля 2008 г. N 126 утверждены Правила определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае (далее - Правила).
Согласно названных выше Правил размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (далее - "денежный эквивалент"), на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры.
Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с законодательством в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и жилищным законодательством (рассчитанного без учета повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг) и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента (пункты 14 и 16 Правил).
Правилами предусмотрено, что при наступлении обстоятельств, влекущих утрату права на получение компенсации или изменение условий ее предоставления (изменение места жительства, изменение состава семьи, изменение (утрата) оснований предоставления мер социальной поддержки и др.), льготополучатель обязан сообщить управлению социальной защиты населения о таких обстоятельствах в течение 14 дней с момента их наступления, с представлением соответствующих документов (пункт 23 Правил).
Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 5 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 г. N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае".
При этом на основании положений пункта 24.3 Правил суммы компенсации, излишне выплаченные льготополучателю по его вине (представление документов с заведомо недостоверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право получения и размер компенсации, невыполнение требования, предусмотренного пунктом 23 настоящих Правил), возмещаются гражданином (добровольно возвращаются льготополучателем, засчитываются в счет будущей компенсации). При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску управления социальной защиты населения истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По заявлению льготополучателя в случае изменения им места жительства (пребывания) и при условии оплаты льготополучателем жилищно-коммунальных услуг по день выбытия с прежнего места жительства (пребывания) компенсация выплачивается, исходя из денежного эквивалента, определенного с учетом оплаты жилищно-коммунальных услуг, приходящейся на отрезок времени с начала данного месяца по день выбытия с прежнего места жительства (пребывания).
Согласно приведенным нормативным положениям, право на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан (то есть возмещение произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов), источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Поскольку добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, то бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на социальное обеспечение.
Судами установлено, что Фролкина М.В. проживала в квартире по адресу: "адрес". С 1 ноября 2017 г. Фролкиной М.В. назначена ежемесячная денежная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: "адрес" как члену семьи умершего инвалида (заболевшего) вследствие аварии на ЧАЭС.
С 22 ноября 2018 г. Фролкина М.В. зарегистрирована по адресу: "адрес".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, мировой судья исходил из того, что спорная компенсация была выплачена за период, когда у ответчика имелось право на ее получение. Выплата осуществлялась на основании расчетов денежного эквивалента по коммунальным услугам данных, предоставленных ресурсоснабжающими организациями.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами мирового судьи и их правовым обоснованием согласился.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка. Выводы судов согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
Так судами достоверно установлено, что Фролкина М.В. имела право на получение мер социальной поддержки как член семьи умершего инвалида вследствие аварии на ЧАЭС как на момент снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства с 13 ноября 2018 г, так и сохраняет его по настоящее время.
Стороной истца не представлено доказательств, что в результате перемены места жительства Фролкина М.В. утратила право на получение компенсации, а также доказательств переплаты денежной компенсации в связи со сменой места жительства.
Фролкина М.В, проживая по адресу: "адрес", так же имела право на получение мер социальной поддержки, в том числе за спорный период, поэтому полученные ею суммы денежной компенсации по оплате за жилищные и коммунальные услуги, излишне выплаченными не являются. Фролкина М.В. несла расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг, что подтверждается выпиской из лицевого счета, следовательно, взыскание указанных сумм лишит ответчика возможности получить положенные законом ей выплаты за спорный период.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судами проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы, повторяют позицию КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" в суде первой и апелляционной инстанции, данные доводы были предметом исследования и оценки судов, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы судов не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, фактически сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, тогда как, в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суды разрешили спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами, в связи с чем отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения оспариваемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N8 Центрального района г. Барнаула Алтайского края от 13 октября 2022 г. и апелляционное определение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 26 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу" - без удовлетворения.
Судья Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.