Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фомина М.В, судей Артамоновой Т.А. и Солдатовой С.В.
при ведении протокола помощником судьи Бахтиновой В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (УИД) 08OS0000-01-2023-000016-85 (3а-21/2023) по административному исковому заявлению Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" об оспаривании отдельных положений перечней объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, по апелляционной жалобе Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия на решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 27 марта 2023 г. об удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Фомина М.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО8 считавшего решение суда первой инстанции не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
приказами Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 6 декабря 2019 г. N 237-од, от 23 ноября 2020 г. N 123-од, от 13 декабря 2021 г. N 163-од, от 29 ноября 2022 г. N 139-од утверждены перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Административный истец, являясь собственником нежилого здания с кадастровым номером N площадью 274, 9 кв. м, наименованием: административно-бытовое помещение, расположенного по адресу: "адрес", обратился в Верховный Суд Республики Калмыкия с административным исковым заявлением, в котором просил признать указанные перечни не действующими в части включения в них здания.
В обоснование требований указал, что здание не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение его в перечни нарушает права административного истца как налогоплательщика, поскольку возлагает обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 27 марта 2023 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение участвующего в деле прокурора, судебная коллегия, рассмотрев административное дело на основании части 5 статьи 213, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 КАС РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, приходит к следующему выводу.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции с таким выводом суда согласна, поскольку он основан на положениях статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Закона Республики Калмыкия от 29 декабря 2003 г. N 3-III-З "О налоге на имущество организаций", Положении о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, утвержденном постановлением Правительства Республики Калмыкия от 20 февраля 2013 г. N 65.
По данному основанию нормативные правовые акты не оспариваются.
Проверяя соответствие содержания перечней в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности включения в них принадлежащего административному истцу объекта недвижимого имущества, что также следует признать обоснованным.
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, названы в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статье 1.2 Закона Республики Калмыкия от 29 декабря 2003 г. N 3-III-3 "О налоге на имущество организаций": административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них.
При этом федеральный законодатель установил, что в целях названной статьи отдельно стоящее нежилое здание, помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается административно-деловым или торговым центром при наличии одного из условий, определенных в пунктах 3 и 4 названной статьи, соответственно.
В силу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Как следует из материалов административного дела и установлено судом, административному истцу принадлежит на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером N площадью 274, 9 кв. м, наименованием: административно-бытовое помещение, расположенное по адресу: "адрес"
Объект недвижимости включен в перечни предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отсутствие установления вида его фактического использования, как административно-деловой центр на основании содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости сведений о назначении и наименовании объекта недвижимости, виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N "под административно-бытовое здание", в соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ.
Удовлетворяя заявленное требование суд, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь вышеуказанными нормами права, исходил из того, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, нельзя считать однозначно отвечающим критериям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, в связи с чем, в рассматриваемом случае в целях указанной статьи необходимо устанавливать предназначение для использования или фактическое использование здания в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 2 февраля 2016 г. N 28.
Фактическое использование здания и помещений в нем на начало налогового периода не устанавливалось.
Между тем, в соответствии с имеющимися в материалах дела ответами Бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Бюро технической инвентаризации" от 21 марта 2023 г, а также Калмыцкого республиканского отделения КПРФ от 1 июня 2023 г. технический паспорт на здание, составленный по состоянию на 3 декабря 2007 г. утратил свою актуальность в юридически значимые периоды ввиду произведенной в неустановленное время перепланировки, в результате которой изменились характеристики объекта недвижимости.
Согласно акту осмотра, составленному 23 марта 2023 г. должностными лицами Администрации г. Элисты Республики Калмыкия с участием представителя правообладателя, 100% общей площади нежилого здания используется в целях размещения и осуществления деятельности местного подразделения политической партии, административно-бытовое помещение состоит из двух этажей, на первом этаже расположены три кабинета с вывеской "Элистинский Горком" и актовый зал; на втором этаже расположены четыре кабинета, где также имеется вывеска с текстом "Комитет Калмыцкого республиканского отделения КПРФ". Здание используется политической партией в уставных целях, коммерческая деятельность не ведется.
В соответствии с Уставом политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", принятым II Чрезвычайным Съездом КПРФ 14 февраля 1993 г, извлечение дохода и принесение прибыли не предусмотрено в качестве направления ее деятельности; основными целями и задачами политической партией являются участие в политической и государственной жизни посредством влияния на формирование политической воли граждан; политическое образование и воспитание граждан (пункт 1.1). Имущество партии используется только для реализации целей и решения задач, предусмотренных Программой и Уставом КПРФ (пункт 10.3).
Давая оценку указанным обстоятельствам в соответствии со статьей 84 КАС РФ, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что имеющиеся в деле доказательства ни в совокупности, ни каждое в отдельности с достоверностью не подтверждают факт размещения в здании помещений, площадью не менее 20 процентов общей площади, предназначением, отвечающем критериям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, позволяющим включить здание в оспариваемые перечни в отсутствие надлежаще оформленного акта о его фактическом использовании.
При таких обстоятельствах, учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 НК РФ), приведенные административным ответчиком в обоснование возражений обстоятельства не могут служить достаточным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления в отсутствие допустимых доказательств, что в юридически значимые периоды 20 и более процентов от общей площади помещений в здании предусматривали размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, а также фактически использовались в этих целях.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, оцененными судом по правилам статьи 84 КАС РФ, согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные отношения.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, по существу повторяет позицию ответчика в суде первой инстанции, которой в решении судом дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии со статьями 11, 373-375 НК РФ, статьей 15 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" административный истец, являясь собственником объекта недвижимости, включенного в перечни, плательщиком налога на имущество организаций, вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов в рамках правоотношений, урегулированных оспариваемыми нормативными правовыми актами.
При принятии решения не допущено нарушений норм материального и процессуального права, следовательно, предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для его отмены в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 27 марта 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции по правилам главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев через суд первой инстанции.
Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 15 июня 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.