Судья Второго апелляционного суда общей юрисдикции Кошелева И.Л., рассмотрев, без проведения судебного заседания, частную жалобу представителя Акционерного общества "ЭнСер" на определение судьи Челябинского областного суда от 19 апреля 2023 года об отказе в принятии административного искового заявления Акционерного общества "ЭнСер" к Министерству имущества Челябинской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости (материал 9а-37/2023),
УСТАНОВИЛА:
17 апреля 2023 года в Челябинский областной суд поступило административное исковое заявление Акционерного общества "ЭнСер" к Министерству имущества Челябинской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N (всего 17 объектов недвижимости) в размере их рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке, выполненным 15 февраля 2023 года ООО "Дом оценки и экспертизы", с периодом применения установленной кадастровой стоимости с 1 января 2021 года по 31 декабря 2022 года.
Определением судьи Челябинского областного суда от 19 апреля 2023 года в принятии административного искового заявления Акционерного общества "ЭнСер" отказано по тем основаниям, что оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков, установленная по состоянию на 1 января 2020 года, имеет статус "архивная" и ее оспаривание в соответствии со статьей 22 Федерального закона N237-ФЗ возможно только до внесения результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки; поскольку с 1 января 2023 года применяются новые результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Челябинской области, утвержденные приказом Министерства имущества Челябинской области от 15 ноября 2022 года N187-П, сведения о которой внесены в ЕГРН, истец утратил право на пересмотр архивной кадастровой стоимости.
В частной жалобе представитель Акционерного общества "ЭнСер" просит указанное определение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным при неправильном применении норм материального права.
В жалобе указано, что в соответствии со статьей 403 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости, сведения об изменении кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
В случае изменения кадастровой стоимости 17 земельных участков вследствие установления их рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости внесенные в ЕГРН должны быть учтены при определении налоговой базы для всех налоговых периодов, в которых в качестве налоговой базы применялась изменяемая кадастровая стоимость, то есть, с 1 января 2021 года по 31 декабря 2022 года, в связи с чем, период применения установленной судом кадастровой стоимости в размере рыночной с 1 января 2021 года по 31 декабря 2022 года должен быть указан в решении суда.
Частная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции по правилам, установленным главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, без проведения судебного заседания, судьей единолично (части 2, 2.1. статьи 315 КАС РФ).
Изучив представленные материалы, оценив доводы частной жалобы, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены определения Челябинского областного суда от 19 апреля 2023 года.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" с учетом изменений, внесенных Федеральными законами от 31 июля 2020 N 269-ФЗ и Федеральным законом от 19 декабря 2022 года N546-ФЗ.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других яиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Как следует из части 1 статьи 24 Федерального закона N237-ФЗ, к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года, в течение которого государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом N237-ФЗ или Федеральным законом N135-ФЗ, при этом, как следует из части 6 статьи 24 и части 1 статьи 25 Федерального закона N237-ФЗ, положения данного закона не применяются к оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до 1 января 2017 года.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона N237-ФЗ предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с эти законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Следовательно, если государственная кадастровая оценка проведена после принятия указанного решения в соответствии с положениями Федерального закона N237-ФЗ, оспаривание ее результатов осуществляется по правилам статьи 22 Федерального закона N237-ФЗ.
Пунктом 1 постановления Правительства Челябинской области от 18 июля 2017 года N 377-П "О дате перехода к государственной кадастровой оценке" установлено, что на территории Челябинской области государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом N 237-ФЗ осуществляется с 1 сентября 2017 года.
Как следует из представленных материалов, государственная кадастровая оценка 17 земельных участков, о пересмотре кадастровой стоимости которых путем установления ее в размере рыночной стоимости, просит административный истец, утверждена Приказом Министерства имущества Челябинской области от 9 ноября 2020 года N 180-П, при этом кадастровая стоимость вышеназванных земельных участков была установлена по состоянию на 1 января 2020 года, с датой начала применения - 1 января 2021 года.
Исходя из содержания приказа Министерства имущества Челябинской области от 9 ноября 2020 года N 180-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на землях населенных пунктов Челябинской области" данный акт принят на основании статьи 15 Федерального закона N 237-ФЗ, в связи с чем, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости должно осуществляться в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона N 237-ФЗ.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона N 237-ФЗ, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1); результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде по заявлению об оспаривании (часть 3); заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона (часть 4); результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7).
Из разъяснений, содержащихся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", следует что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость 17 земельных участков является "архивной", поскольку приказом Министерства имущества Челябинской области от 15 ноября 2022 года N 187-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости всех учтенных в Едином государственном реестре недвижимости земельных участков, расположенных на территории Челябинской области" утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, по состоянию на 1 января 2022 года с датой начала применения 1 января 2023 года.
Между тем, на дату обращения в суд у административного истца сохраняется право на применение результатов пересмотра архивной кадастровой стоимости указанных земельных участков для целей, предусмотренных Налоговым законодательством.
Отказывая истцу в принятии искового заявления суд первой инстанции руководствовался положениями части 4 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ, действующего с 19 декабря 2022 года, предусматривающими, что сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Между тем, суд первой инстанции не принял во внимание, что указанная норма закона касается действующей, а не "архивной" кадастровой стоимости, поскольку сведения об "архивной" кадастровой стоимости, установленной судом в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке установленном статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, не подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости.
Указанная норма закона не содержит запрета на пересмотр кадастровой стоимости, ставшей "архивной", а положения пункта 7 статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ позволяют установить "архивную" кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена оспариваемая кадастровая стоимость.
Указание в решении суда даты подачи заявления о пересмотре "архивной" кадастровой стоимости в соответствии с указаниями, содержащимися в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2021 года, не препятствует началу применения кадастровой стоимости объектов недвижимости, установленной по результатам новой государственной кадастровой оценки с 1 января 2023 года, поскольку "архивная" кадастровая стоимость будет определена на дату, по состоянию на которую определена оспариваемая кадастровая стоимость.
Иное толкование норм права приведет к лишению права заинтересованных лиц, оспорить кадастровую стоимость объектов недвижимости, которая уже изменена в результате очередной государственной кадастровой оценке, но имеет значение для решения вопроса о размере налоговых платежей или арендной платы.
При решении вопроса о возможности оспаривания "архивной" кадастровой стоимости в порядке установленном ст.22 Федерального закона N 237-ФЗ, следует также принять во внимание положения пункта 1 части 7 статьи 6 Федерального закона N269 -ФЗ от 31 июля 2020 года, согласно которым очередная государственная кадастровая оценка проводится не ранее чем через три года (в городах федерального значения - не ранее чем через два года) и не позднее чем через пять лет с года проведения последней государственной кадастровой оценки соответствующих видов объектов недвижимости.
Как следует из представленных материалов оспариваемая кадастровая стоимость 17 земельных участков, принадлежащих административному истцу, стала "архивной" в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки земельных участков в Челябинской области менее чем через три года с момента ее установления, что также ограничивает право заинтересованных лиц на своевременное оспаривание действующей кадастровой стоимости, поскольку сокращает срок ее действия.
Учитывая изложенное, оспариваемое определение суда нельзя признать законным и оно подлежит отмене.
Руководствуясь статьей 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Второй апелляционный суд общей юрисдикции
определил:
определение судьи Челябинского областного суда от 19 апреля 2023 года отменить.
Дело направить в Челябинский областной суд для решения вопроса о принятии к производству.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, и может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения в соответствующий суд кассационной инстанции.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.