Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Кудриной Я.Г, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ФКУ ИК-8 УФСИН России по Хабаровскому краю на решение Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 25 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению исполняющего обязанности Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Хабаровскому краю, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Хабаровскому краю о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, объяснения представителя ФКУ ИК-8 УФСИН России по Хабаровскому краю Макаровой К.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Нишоновой Ф.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
исполняющий обязанности Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Ленинский районный суд г.Комсомольска-на-Амуре с вышеназванным исковым заявлением, просил возложить на ФКУ ИК-8 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю обязанности: устранить нарушения требований ч.2 ст.10, ч.1 ст.82 УИК РФ, оборудовать изолированные локальные участки отрядов N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, столовой банно-прачечного комбината, котельной, шлакоблочного цеха, свинарника, швейного цеха, пекарни, пожарной части в соответствии с требованиями пп.5, 6 п.30 раздела 4 Наставлений по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 4 сентября 2006 года N 279, распашными воротами и калитками, которые блокировать точечными охранными извещателями с выводом сигнала "Тревога" в помещение оперативного дежурного, и оборудовать электромеханическими замками, переговорными устройствами, видеокамерами; устранить нарушения требований ч.2 ст.10, ч.1 ст.82 УИК РФ, оборудовать выходы на крышу общежитий отрядов N 3, 5, 6, 12 штаба промышленной зоны люками и дверьми, которые блокировать точечными охранными извещателями с выводом сигнала "Тревога" в помещение оперативного дежурного и на пульт управления техническими средствами охраны согласно требованиям пп.4 п.30 раздела 4 Наставлений по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 4 сентября 2006 года N 279, установив срок для устранения вышеуказанных нарушений закона в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 25 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 августа 2022 года, исковые требования удовлетворены. Судом постановлено возложить на ФКУ ИК-8 УФСИН России по Хабаровскому краю обязанность по оборудованию: изолированных локальных участков отрядов N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, столовой, банно-прачечного комбината, котельной, шлакоблочного цеха, свинарника, швейного цеха, пекарни, пожарной части распашными воротами и калитками, которые блокировать точечными охранными извещателями с выводом сигнала "Тревога" в помещении оперативного дежурного, и по оборудованию электромеханическими замками, переговорными устройствами, видеокамерами; выходов на крышу общежитий отрядов N 3, 5, 6, 12 штаба в промышленной зоне люками и дверьми, которые блокировать точечными охранными извещателями с выводом сигнала "Тревога" в помещение оперативного дежурного и на пульт управления техническими средствами охраны, в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
2 февраля 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФКУ ИК-8 УФСИН России по Хабаровскому краю, поданная через Ленинский районный суд г.Комсомольска-на-Амуре 18 января 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований со ссылкой на то, что суд не вправе вмешиваться в компетенцию государственного органа и разрешать в судебном порядке вопрос о понуждении ФСИН к исполнению его полномочий. Требования прокурора направлены на вмешательство в бюджетный процесс, не основаны на действующем законодательстве, регулирующем взаимоотношения между казенным учреждением как получателем бюджетных средств и УФСИН как распорядителем, и их удовлетворение приведет к нецелевому использованию бюджетных средств, что недопустимо. УФСИН России по Хабаровскому краю является распорядителем бюджетных средств, который имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными получателями бюджетных средств. Именно ФСИН России осуществляет обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной, предприятий, учреждений, исполняющих наказание, так же иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту УИС, и по жилищному строительству.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 7 февраля 2023 года кассационная жалоба ФКУ ИК-8 УФСИН России по Хабаровскому краю передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явился представитель Управления Федеральной службы исполнения наказания по Хабаровскому краю, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ФКУ ИК-8 УФСИН России по Хабаровскому краю - Макаровой К.А, прокурора Нишоновой Ф.А, изучив письменные возражения первого заместителя прокурора Хабаровского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (часть 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 82 и 83 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации под режимом в исправительных учреждениях понимается установленный законом и нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий, в том числе, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала. Администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных. Администрация исправительных учреждений обязана под расписку уведомлять осужденных о применении указанных средств надзора и контроля. Перечень технических средств надзора и контроля и порядок их использования устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Требования по оборудованию объектов уголовно-исполнительной системы инженерно-техническими средствами охраны и надзора установлены Наставлением по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденным Приказом Минюста России от 4 сентября 2006 года N 279.
Инженерно-технические средства охраны и надзора применяются с целью создания условий для предупреждения и пресечения побегов, других преступлений и нарушений установленного режима содержания осужденными и лицами, содержащимися под стражей, повышения эффективности надзора за ними и получения необходимой информации об их проведении, а также для обеспечения выполнения других служебных задач, возложенных на учреждения и органы УИС (п.3 Наставлений).
В соответствии с разделом 4 Наставлений, на территории жилой зоны учреждения уголовно-исполнительной системы устраивается предупредительное ограждение и оборудуются инженерно-техническими средствами охраны и надзора изолированные участки с различными условиями отбывания наказания. В ограждениях изолированных участков устраиваются распашные ворота и калитки, которые блокируются точечными охранными извещателями с выводом сигнала "Тревога" в помещение оперативного дежурного и оборудуются: электромеханическими замками, переговорными устройствами, видеокамерами. Жилые, коммунально-бытовые, производственные здания и другие постройки располагаются не ближе 15, 0 м от ограждения внутренней запретной зоны объекта. Окна зданий, обращенные в сторону запретной зоны объекта, в необходимых случаях оборудуются металлическими решетками, а стекла окрашиваются. Жилые и коммунально-бытовые объекты оборудуются видеокамерами. Все выходы на крыши, имеющиеся в зданиях и сооружениях, оборудуются люками или дверьми и блокируются точечными охранными извещателями с выводом сигнала "Тревога" в помещение ОД и на ПУТСО (пульт управления техническими средствами охраны).
Как установлено судами и следует из материалов настоящего административного дела, в ходе проведенной 15 февраля 2022 года Комсомольской-на-Амуре прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проверки соблюдения уголовно-исполнительного законодательства в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Хабаровскому краю установлены нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства.
Из справки от 21 февраля 2022 года врио начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Хабаровскому краю следует, что учреждение разделено на 2 части: промышленную и жилую зоны. Калитка выхода в промышленную зону оборудована электромеханическим замком и переговорным устройством с выводом сигнала в дежурную часть. В жилой зоне имеется 12 ограждений изолированных участков, из них распашные ворота имеются только на 2 участках. Каждый изолированный участок имеет видеонаблюдение с выводом на пост видеоконтроля. Точечными охранными извещателями с выводом сигнала "Тревога" в помещении дежурной части, электромеханическими замками, переговорными устройствами не оборудовано ни одно из ограждений изолированных участков жилой зоны. В промышленной зоне имеется 6 ограждений изолированных участков, из них распашные ворота имеются на 5 участках. Точечными охранными извещателями с выводом сигнала "Тревога" в помещении дежурной части, электромеханическими замками, переговорными устройствами не оборудовано ни одно из ограждений изолированных участков промышленной зоны. Все выходы на крыши, имеющиеся в зданиях жилой и промышленной зоны, оборудованы люками и запорными устройствами.
Полагая, что в связи с выявленными нарушениями требований законодательства по оборудованию исправительной колонии инженерно-техническими средствами охраны и надзора нарушаются права и законные интересы осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Хабаровскому краю, прокурор обратился в суд.
Удовлетворяя административный иск прокурора, суд первой инстанции, с позицией которого согласился апелляционный суд, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, руководствуясь положениями части 2 статьи 10, части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, подпунктов 5, 6 пункта 30 раздела 4 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от 4 сентября 2006 года N 279, пришел к выводу о том, что в ходе рассмотрения настоящего дело нашли подтверждение доводы прокурора о том, что на территории ФКУ ИК-8 УФСИН России по Хабаровскому краю имеются перечисленные в административном исковом заявлении нарушения требований по оборудованию исправительной колонии инженерно-техническими средствами охраны и надзора.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции применено соответствующее законодательство, исследованы обстоятельства дела и все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы административного истца, доводы административных ответчиков и сделаны соответствующие мотивированные выводы.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к утверждению о том, что ФКУ ИК-8 УФСИН России по Хабаровскому краю не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку ФСИН России осуществляет обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий, учреждений, исполняющих наказание, также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание и реализацию возложенных на нее функций, и функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту УИС, и по жилищному строительству.
Вместе с тем, данные доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права, по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в апелляционном определении.
Само по себе несогласие кассатора с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 25 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-8 УФСИН России по Хабаровскому краю - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.