Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Захарова Е.И, Никитиной Г.Н, при секретаре судебного заседания Ивановой В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-2/2023) по коллективному административному исковому заявлению Тимошковой Е.В, Ткаченко А.А, в интересах группы лиц о признании недействующими нормативных правовых актов в части, по апелляционной жалобе Тимошковой Е.В. на решение Приморского краевого суда от 12 января 2023 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А,
УСТАНОВИЛА:
решением муниципального комитета Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края от 29 апреля 2013 года N 741 утвержден Генеральный план Надеждинского сельского поселения (далее - Генеральный план).
Постановлением Администрации Приморского края от 20 апреля 2018 года N 178-па внесены изменения в Генеральный план Надеждинского сельского поселения.
Постановлением Правительства Приморского края от 26 июля 2021 года N 478-пп внесены изменения в постановление N 178-па.
Решением муниципального комитета Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края от 06 мая 2013 года N 742 утверждены Правила землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения (далее - Правила землепользования и застройки).
Распоряжение Департамента градостроительства Приморского края от 4 июня 2018 года N 35 внесены изменения в Правила землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края.
Распоряжением Министерства строительства Приморского края от 07 сентября 2021 года N 63-ра внесены изменения в распоряжение N 35.
В Приморский краевой суд обратились административные истцы с коллективным административным исковым заявлением о признании недействующим Генерального плана Надеждинского сельского поселения в редакции постановления N 478-пп в части изменения функциональных зон в границах земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N и признании недействующими Правил землепользования и застройки в редакции распоряжения N 63-ра в части изменения территориальных зон в границах земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N. Исковые требования мотивированы тем, что публичные слушания проведены с нарушением порядка их проведения. При принятии решений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки и Генеральный план в части оспариваемых участков нарушены нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с чем нарушены права административных истцов.
Решением Приморского краевого суда от 12 января 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, административным истцом Тимошковой Е.В. подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. Считает, что вывод суда о соблюдении порядка проведения публичных слушаний основан на неправильном применении норм материального права и не подтверждён доказательствами. Также указывает, что предложения по внесению изменений в территориальные и функциональные зоны в отношении оспариваемых участков отсутствовали в проекте внесения изменений в Генеральный план, Правила землепользования и застройки и в протоколах публичных слушаний, в связи с чем указанные предложения в рамках публичных слушаний не рассматривались, что нарушает нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации и Порядка проведения публичных слушаний в Надеждинском районе. Кроме того, изменения в Правила землепользования и застройки внесены без учета положений Генерального плана в редакции, действующей на момент принятия распоряжения, в связи чем оспариваемое распоряжение не соответствует требованиям градостроительного законодательства. Также не согласна с выводом суда о том, что оспариваемыми нормативными правовыми актам не нарушены права административных истцов, указывая, что оспариваемые изменения создают реальную угрозу нарушения прав на беспрепятственный доступ к водному объекту общего пользования, на комфортные условия проживания, на благоприятную окружающую среду.
В суд апелляционной инстанции административные истцы, представители административных ответчиков Министерство строительства Приморского края, Правительства Приморского края, заинтересованное лицо Зангиев О.Ж. представители заинтересованных лиц АО "Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики", ООО "База отдыха Южная", Администрации Надеждинского муниципального района Приморского края, муниципального комитета Надеждинского сельского поселения, территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшего, что решение подлежит частичной отмене, а исковые требования о признании недействующими нормативных правовых актов в части земельных участков с кадастровыми номерами N, N удовлетворению, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов в 2013 году), пунктам 1 и 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки относится к компетенции представительного органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 20 Устава Надеждинского сельского поселения, принятого решением муниципального комитета Надеждинского сельского поселения от 4 декабря 2005 года N 13 (действовавшего на момент принятия Генерального плана и Правил землепользования и застройки в 2013 году), муниципальный комитет Надеждинского сельского поселения является представительным органом местного самоуправления Надеждинского сельского поселения.
К полномочиям Комитета поселения относятся утверждение генеральных планов Надеждинского сельского поселения, правил землепользования и застройки (подпункт 18 пункта 4 статьи 21 Устава).
Суд первой инстанции с учетом названных норм сделал правомерный вывод, что Генеральный план и Правила землепользования и застройки приняты уполномоченным органом в надлежащей форме, с соблюдением порядка их официального опубликования.
В соответствии с частью 1.2 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент внесения изменений в 2018 году и в настоящее время), законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно Закону Приморского края от 29 июня 2009 года N 446-КЗ "О градостроительной деятельности на территории Приморского края", части 3 статьи 2 Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края" Правительство Приморского края или уполномоченные органы исполнительной власти Приморского края осуществляют полномочия органов местного самоуправления Надеждинского муниципального района по подготовке и утверждению схем территориального планирования муниципальных районов, в том числе внесение изменений в них; подготовке и утверждению генеральных планов сельских поселений, в том числе внесение изменений в них, за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний; подготовке и утверждению правил землепользования и застройки сельских поселений, в том числе по внесению изменений в них, за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний.
Таким образом, внесение изменений постановлением Правительства Приморского края от 26 июля 2021 года в Генеральный план Надеждинского сельского поселения и внесение изменений распоряжением Министерства строительства Приморского края от 07 сентября 2021 года в Правила землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения проведено уполномоченными органами, в надлежащей форме, с соблюдением порядка их официального опубликования и по этим основаниям не оспариваются.
Из материалов дела следует и судом установлено, что оспариваемыми нормативными актами внесены изменения относительно земельных участков, находящихся в границах поселка Де-Фриз Надеждинского сельского поселения, с кадастровыми номерами N, N, N.
Так, в Генеральный план внесены следующие изменения: функциональная закона земельного участка с кадастровым номером N изменена с "зона застройки индивидуальными жилыми домами" на "жилые зоны"; функциональная зона земельного участка с кадастровым номером N изменена с "зона сельскохозяйственного использования" на "зона застройки индивидуальными жилыми домами", "зона озелененных территорий специального назначения", "общественно-деловая зона", "зона рекреационного назначения"; функциональная зона земельного участка с кадастровым номером N частично изменена с "зона рекреационного назначения" на "зона застройки индивидуальными жилыми домами".
В карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки внесены следующие изменения: территориальная зона земельного участка с кадастровым номером N изменена с "зона застройки индивидуальными жилыми домами" на "зона застройки малоэтажными жилыми домами (Ж2)"; территориальная зона земельного участка с кадастровым номером N изменена с "зона занятая объектами сельскохозяйственного назначения (СХ2)" на "зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1)"; территориальная зона земельного участка с кадастровым номером N изменена с "зона объектов отдыха и туризма (Р3)" на "зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1)".
Административные истцы, подписавшие коллективный административный иск, являются собственниками земельных участков, находящихся в границах поселка Де-Фриз и, следовательно, изменение вносимые в Генеральный план и Правила землепользования и застройки относительно земельных участков, находящихся в границах данного населенного пункта затрагивают их права и законные интересы.
Частью 11 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса.
Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи (часть 12 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 2 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.
Из части 5 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов: оповещение о начале публичных слушаний; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; проведение собрания или собраний участников публичных слушаний; подготовка и оформление протокола публичных слушаний; подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
Согласно части 3 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования, за исключением случаев, установленных частью 3.1 настоящей статьи.
Постановлением Администрации Приморского края от 25 августа 2015 года N 303-па утвержден Порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территориях Владивостокского, Артемовского городских округов, Надеждинского, Шкотовского муниципальных районов Приморского края (далее - Порядок проведения публичных слушаний).
Подпунктом "б" пункта 8 Порядка установлено, что публичные слушания или общественные обсуждения назначаются в отношении рассмотрения проектов на территориях сельского поселения Надеждинского муниципального района главой Надеждинского муниципального района.
27 января 2021 года и.о. главы администрации Надеждинского муниципального района было принято постановление "О проведении публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края, по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края".
Приложением N 3 к данному постановлению был утвержден график проведения публичных слушаний, согласно которому определено место, дата и время собрания жителей поселка Де-Фриз - Надеждинский район, "адрес"), 01 марта 2021 года в 18 часов (том 2 л.д. 144-149).
Данное постановление было официально опубликовано в газете Надеждинского района "Трудовая слава" (выпуск от 30 января 2021 года) и на официальном сайте администрации Надеждинского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, как правильно установлено краевым судом, жители населенных пунктов муниципального образования были извещены о времени и месте проведения публичных слушаний.
При этом, то обстоятельство, что публичные слушания относительно изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки, касающиеся поселка Де-Фриз, не были проведены в самом поселке Де-Фриз нарушением процедуры проведения публичных слушаний не является, так как жители указанного поселка были приглашены для проведения публичных слушаний в село Вольно-Надеждинское.
Доводы апелляционной жалобы о несвоевременном опубликовании заключения о результатах публичных слушаний основаниями для признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующими не являются.
В данном случае целью официального опубликования заключения является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования не может признаваться нарушенным по мотиву несвоевременного опубликования.
Учитывая, что заключение о результатах публичных слушаний официально опубликовано, судебная коллегия приходит к выводу о том, что все заинтересованные лица имели возможность ознакомиться с его содержанием.
Согласно части 3 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации городского округа в представительный орган местного самоуправления городского округа (часть 12 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением (часть 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, основанием для рассмотрения вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются: 1) федеральными органами исполнительной власти в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства федерального значения; 2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения; 3) органами местного самоуправления муниципального района в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения; 4) органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях; 5) физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (часть 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из части 4 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что комиссия в течение двадцати пяти дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
Частью 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение двадцати пяти дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы местного самоуправления при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно и должны, учитывая соответствующие финансово-экономические возможности, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов муниципального образования, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, и анализа приведенных норм градостроительного законодательства, следует вывод, что изменения в генеральный план, правила землепользования и застройки подлежат доработке в той части, в которой на публичных слушаниях или в заключении о результатах публичных слушаний высказаны предложения, замечания по проекту изменений в генеральный план, правила землепользования и застройки.
Согласно пункту 15 Порядка проведения публичных слушаний участники общественных обсуждений или публичных слушаний, прошедшие в соответствии со статьей 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания по проектам в период размещения в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 и подпунктом "б" подпункта 6 настоящего Порядка проекта и информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта: а) посредством официального сайта уполномоченного органа местного самоуправления или информационных систем (в случае проведения общественных обсуждений); б) в письменной или устной форме в ходе проведения собрания или собраний участников публичных слушаний (в случае проведения публичных слушаний); в) в письменной форме или в форме электронного документа в адрес организатора общественных обсуждений или публичных слушаний; г) посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта.
Предложения и замечания, внесенные участниками общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии с настоящим пунктом, подлежат регистрации, а также обязательному рассмотрению организатором общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случая выявления факта представления участником общественных обсуждений или публичных слушаний недостоверных сведений.
Из пункта 26 Порядка проведения публичных слушаний следует, что в ходе публичных слушаний организатором публичных слушаний подготавливается и оформляется протокол публичных слушаний, в котором указываются, в том числе все предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний.
Как указано выше, 27 января 2021 года и.о. главы администрации Надеждинского муниципального района было принято постановление "О проведении публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края, по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края".
Данное постановление, проекты внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения были размещены на официальном сайте администрации Надеждинского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
18 марта 2020 года в Администрацию Надеждинского муниципального района поступило обращение ООО "База отдыха "Южная" с просьбой отнесения земельного участка с кадастровым номером N к функциональной зоне "зона застройки индивидуальными жилыми домами" и к территориальной зоне "зона застройки индивидуальными жилыми домами Ж1".
На фрагментах "Карты планируемого размещения объектов местного значения поселения, в границах территории населенных пунктов" в составе проекта Генерального плана Надеждинского сельского поселения и фрагмента "Карты градостроительного зонирования Надеждинского сеьского поселения" указанное предложение отражено и жители поселка Де-Фриз, в том числе административные истцы имели возможность ознакомиться с ним и высказать свое мнение.
Таким образом, оснований для отмены решения Приморского краевого суда в части земельного участка с кадастровым номером N по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Между тем, 01 марта 2021 года в Администрацию Надеждинского муниципального района поступило обращение Зангиева О.Ж, датированное 26 февраля 2021 года (том 2 л.д. 225) являющегося собственником земельного участка с кадастровым номером N об изменении территориальной зоны данного земельного участка с зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1) на зону застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей и более) (Ж4).
25 февраля 2021 года в Администрацию Надеждинского муниципального района поступило обращение АО "Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики" содержащее предложение о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения, в том числе в границах земельного участка с кадастровым номером N предлагают предусмотреть установление функциональной зоны - зона застройки индивидуальными жилыми домами.
Таким образом, указанные предложения Зангиева О.Ж. и АО "Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики" поступили после опубликования постановления о проведении публичных слушаний, проектов внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения и соответствующих картографических материалов.
На фрагментах "Карты планируемого размещения объектов местного значения поселения, в границах территории населенных пунктов" в составе проекта Генерального плана Надеждинского сельского поселения и фрагмента "Карты градостроительного зонирования Надеждинского сельского поселения" планируемые изменения, в соответствии с поступившими предложениями Зангиева О.Ж. и АО "Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики", не отражены для всеобщего ознакомления.
Публичные слушания с жителями поселка Де-Фриз состоялись 01 марта 2021 года, по результатам которых составлен протокол N 3 и заключение.
Как следует из протокола публичных слушаний председателем публичных слушаний вопрос об изменении функциональных и территориальных зон земельных участков с кадастровыми номерами N, N на публичных слушаниях не объявлялся, в повестку дня не вносился и фактически участниками публичных слушаний не обсуждался (том 2 л.д. 163-168).
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что были нарушены нормы градостроительного законодательства, положения Порядка проведения публичных слушаний, нарушены права и законные интересы административных истцов, которые, являясь жителями поселка Де-Фриз, были лишены возможности ознакомиться с оспариваемыми изменениями, участвовать в публичных слушаниях, высказывать свое мнение относительно планируемых изменений функциональных и территориальных зон земельных участков с кадастровыми номерами N, N.
При этом, отражение вопроса изменения функциональных и территориальных зон в отношении указанных земельных участков в заключении о результатах публичных слушаний не свидетельствует о соблюдении процедуры проведения публичных слушаний.
Как указано выше, из протокола публичных слушаний следует, что данные предложения не обсуждались и доказательств этому стороной ответчика не представлено.
Таким образом, выводы суда первой инстанции об отсутствии нарушения процедуры публичных слушаний в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N, N не соответствуют установленным в ходе судебного разбирательства обстоятельствам административного дела, что в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения Приморского краевого суда от 12 января 2023 года в данной части и вынесения нового решения о признании оспариваемых нормативных правовых актах недействующими в соответствующей части.
Принимая во внимание положения пункта 1 части 2, пункта 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснения, содержащиеся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50, то обстоятельство, что Генеральный план в редакции Постановления Правительства Приморского края от 26 июля 2021 года N 478-пп, Правила землепользования и застройки в редакции распоряжения Министерства строительства Приморского края от 07 сентября 2021 года N 63-ра приняты с нарушением процедуры, судебная коллегия считает, что оспариваемые в части нормативные правовые акты подлежит признанию не действующими со дня их принятия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приморского краевого суда от 12 января 2023 года отменить в части отказа в удовлетворении административных исковых требований о признании недействующими Генерального плана Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края, утвержденный Решением муниципального комитета Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края от 29 апреля 2013 года N 741, в редакции Постановления Правительства Приморского края от 26 июля 2021 года N 478-пп "О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 20 апреля 2018 года N 178-па "О внесении изменений в генеральный план Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края" в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N функциональной зоны "жилые" зоны", установления в границах земельного участка с кадастровым номером N функциональных зон: "зона застройки индивидуальными жилыми домами", "зона сельскохозяйственного использования", "зона лесов", "зона рекреационного назначения", "общественно-деловые зоны", "зона акваторий", "зона транспортной инфраструктуры", "зона смешанной и общественно деловой застройки";
о признании недействующими Правил землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края, утвержденные решением Муниципального комитета Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края от 6 мая 2013 года N 742, в редакции распоряжения Министерства строительства Приморского края от 07 сентября 2021 года N 63-ра "О внесении изменений в распоряжение Департамента градостроительства Приморского края от 4 июня 2018 года N 35 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N территориальной зоны - зона застройки малоэтажными домами (до 4 этажей, включая мансардный) (Ж2), в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N территориальной зоны - застройка индивидуальными жилыми домами (Ж1).
В данной части принять новое решение.
Признать недействующим с даты принятия Генеральный план Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края, утвержденный Решением муниципального комитета Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края от 29 апреля 2013 года N 741, в редакции Постановления Правительства Приморского края от 26 июля 2021 года N 478-пп "О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 20 апреля 2018 года N 178-па "О внесении изменений в генеральный план Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края" в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N функциональной зоны "жилые" зоны", в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N функциональных зон: "зона застройки индивидуальными жилыми домами", "зона сельскохозяйственного использования", "зона лесов", "зона рекреационного назначения", "общественно-деловые зоны", "зона акваторий", "зона транспортной инфраструктуры", "зона смешанной и общественно деловой застройки".
Признать недействующими с даты принятия Правила землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края, утвержденные решением Муниципального комитета Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края от 6 мая 2013 года N 742, в редакции распоряжения Министерства строительства Приморского края от 07 сентября 2021 года N 63-ра "О внесении изменений в распоряжение Департамента градостроительства Приморского края от 4 июня 2018 года N 35 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N территориальной зоны - зона застройки малоэтажными домами (до 4 этажей, включая мансардный) (Ж2), в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N территориальной зоны - застройка индивидуальными жилыми домами (Ж1).
В остальной части решение Приморского краевого суда от 12 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тимошковой Е.В. - без удовлетворения.
Сообщение о принятии указанного решения подлежит опубликованию в официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, в печатном издании "Приморская газета" в течение одного месяца с даты принятия апелляционного определения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Приморский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
мотивированное апелляционное определение составлено 14 июня 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.