Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Вольной Е.Ю., рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью " Э." - М. на определение Кемеровского областного суда от 19 апреля 2023 года об отказе в принятии административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью " Э." об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью " Э." (далее - ООО " Э.") обратилось в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является арендатором земельного участка, размер арендной платы определяется из кадастровой стоимости арендуемого земельного участка.
Определением Кемеровского областного суда от 19 апреля 2023 года в принятии административного искового заявления ООО " Э." об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости отказано.
С указанным определением не согласилась представитель административного истца ООО " Э." - М., в частной жалобе просит указанный судебный акт отменить, направить административное исковое заявление в суд первой инстанции для его рассмотрения по существу. В обоснование жалобы указано, что впервые данное административное исковое заявление было подано в суд до введения в действие нового порядка разрешения споров в области кадастровой оценки на территории Кемеровской области, а именно 30 марта 2023 года.
Согласно части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение частной жалобы осуществлено без проведения судебного заседания.
Исследовав материал, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Как следует из содержания административного иска, ООО " Э." является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", кадастровая стоимость которого составляет 20 219 200, 82 рублей.
Полагая, что кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости является необоснованно завышенной, административный истец обратился с вышеназванным административным иском в Кемеровский областной суд, поскольку арендная плата рассчитывается исходя из размера кадастровой стоимости.
Отказывая в принятии административного искового заявления ООО " Э.", суд первой инстанции исходил из того, что статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 года N269-ФЗ) до 1 января 2026 года установлен переходный период применения статей 22, 21 Федерального закона от 03 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 03 июля 2016 года N237-ФЗ, Закон о государственной кадастровой оценке), особенности которого зависят от принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N237-ФЗ.
Согласно положениям статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N237-ФЗ заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости. Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
17 марта 2023 года Правительством Кемеровской области принято постановление N151, пунктом 1 которого на территории Кемеровской области установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 01 апреля 2023 года.
Таким образом, на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о переходе к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N237-ФЗ с 01 апреля 2023 года на территории Кемеровской области полномочиями по принятию решений о пересмотре кадастровой стоимости обладает государственное бюджетное учреждение "Центр государственной кадастровой оценки и технической инвентаризации Кузбасса", решение которого может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства и одновременно с оспариванием которого может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что административным истцом не соблюден порядок оспаривания кадастровой стоимости, предусмотренный статьей 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N237-ФЗ, поэтому в принятии административного искового заявления отказал на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С такими выводами суд апелляционной инстанции соглашается в силу следующего.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N269-ФЗ и постановлением Правительства Кемеровской области от 17 марта 2023 года N151 установлена дата перехода к применению на территории Кемеровской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 01 апреля 2023 года.
При этом, согласно части 15 статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N237-ФЗ предусмотрено оспаривание в судебном порядке решения бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости и лишь одновременно с его оспариванием может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N2, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года, отказ в принятии административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении рыночной стоимости возможен в том случае, если он подан в суд минуя обращение в бюджетное учреждение.
В рассматриваемом случае, как следует из административного иска и приложенных к нему документов, а также не оспаривается в частной жалобе, административный истец в государственное бюджетное учреждение "Центр государственной кадастровой оценки и технической инвентаризации Кузбасса" с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости не обращался, что свидетельствует о не соблюдении внесудебного порядка оспаривания кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции имелись основания для отказа в принятии административного искового заявления по основаниям пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы частной жалобы о том, что датой подачи административного искового заявления необходимо считать 30 марта 2023 года, а именно дату подачи административного иска в Центральный районный суд города Прокопьевска Кемеровской области, признаются судом несостоятельными.
Как следует из материала, определением Центрального районного суда города Прокопьевска Кемеровской области от 31 марта 2023 года административное исковое заявление было возвращено административному истцу, поскольку данный спор не подлежит рассмотрению данным судом в качестве суда первой инстанции.
При этом непосредственно в Кемеровский областной суд административный иск был направлен 12 апреля 2023 года, то есть после перехода в Кемеровской области на новый порядок рассмотрения данной категории дел.
Мнение об иной дате подачи административного иска в Кемеровский областной суд является ошибочным.
В целом доводы частной жалобы не опровергают выводы суда, судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям, определение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Нарушений судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для безусловной отмены определения суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемое определение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение Кемеровского областного суда от 19 апреля 2023 года оставить без изменения, частную жалобу представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью " Э." - М. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Кемеровский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья Е.Ю.Вольная
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.