Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Захарова Е.И, Войтко С.Н, при секретаре Ивановой В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-154/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоПаритет" к Региональной энергетической комиссии Кузбасса об оспаривании нормативного правового акта с апелляционной жалобой Региональной энергетической комиссии Кузбасса на решение Кемеровского областного суда от 27 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, возражения представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоПаритет" Зуевой Е.В, представителя заинтересованного лица открытого акционерного общества "КузбассЭлектро" Титовой Е.М, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "ЭнергоПаритет" (далее - Общество, ООО "ЭнергоПаритет") обратилось в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим со дня принятия постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса (далее - РЭК Кузбасса, орган регулирования) от 29 ноября 2022 года N 949 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО "ЭнергоПаритет" и сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год" (далее - Постановление N 949) в части установления пунктами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 приложения к Постановлению N 949 индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО "Кузбасская энергосетевая компания" и ООО "ЭнергоПаритет"; ООО "Регионэнергосеть" и ООО "ЭнергоПаритет"; АО "Северо - Кузбасская энергетическая компания" и ООО "ЭнергоПаритет"; ООО "ЭнергоПаритет" и ООО "Горэлектросеть"; ООО "ЭнергоПаритет" и ООО "ЕвразЭнергоТранс"; ООО "ЭнергоПаритет" и ОАО "КузбассЭлектро"; ООО "ЭнергоПаритет" и ПАО "Россети Сибирь" (филиал ПАО "Россети Сибирь" - "Кубзассэнерго - РЭС"); ООО "ЭнергоПаритет" и ООО "Объединенная компания РУСАЛ Энергосеть"; ООО "ЭнергоПаритет" и ОАО "РЖД" (Западно - Сибирская дирекция по энергообеспечению - СП Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД"); ООО "ЭнергоПаритет" и АО "Электросеть"; ООО "ЭнергоПаритет" и ООО "Энергосервис".
В обоснование заявленных требований указано, что ООО "ЭнергоПаритет" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, и включено в Реестр энергоснабжающих организаций Кемеровской области, в отношении которых осуществляется государственное регулирование. Постановление N 949 является замещающим нормативным правовым актом, принятым во исполнение решения Кемеровского областного суда от 14 июня 2022 года по административному делу N 3а-116/2022.
Административный истец полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу: Федеральному закону от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", Методическим указаниям по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года N 98-э, Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом ФСТ России от 06 августа 2004 года N 20-э/2, поскольку индивидуальные тарифы рассчитаны с нарушением принципов экономической обоснованности и баланса экономических интересов субъектов электроэнергетики, чем нарушены права и законные интересы Общества при осуществлении экономической деятельности.
По мнению административного истца, при принятии замещающего нормативного правового акта органом регулирования неверно определена величина присоединенной (заявленной) мощности Общества, как котлодержателя мини котла, включающего ООО "ЭнергоПаритет" и ОАО "КузбассЭлектро", при этом размер корректировки дополнительных объемов мощности принят равной нулю только в отношении ООО "ЭнергоПаритет", корректировка дополнительных объемов мощности ОАО "КузбассЭлектро" не производилась, что привело к неправомерному распределению добавленной заявленной мощности в размере 9, 6 МВт, установлению суммарно по мини котлу мощности потребителей двухставочников ООО "ЭнергоПаритет" и ОАО "КузбассЭлектро" в размере 120, 083 МВт. и недополучению Обществом тарифной выручки в размере 113531, 598 тыс. руб.
Указывает, что замещающий тариф не устранил недостатков предшествующего тарифного регулирования, установленные оспариваемым нормативным правовым актом индивидуальные тарифы не позволяют обеспечить собираемость необходимой валовой выручки и исполнение обязательств перед смежными территориальными сетевыми организациями за услуги по передаче электрической энергии.
Решением Кемеровского областного суда от 27 февраля 2023 года признано недействующим со дня принятия постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 29 ноября 2022 года N 949 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО "ЭнергоПаритет" и сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год".
В апелляционной жалобе Региональная энергетическая комиссия Кузбасса, ссылаясь на незаконность и необоснованность постановленного судебного акта, просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование доводов жалобы указывает, что при исполнении решения суда по административному делу N 3а-116/2022 орган регулирования учитывал договорную модель между территориальными сетевыми организациями ООО "ЭнергоПаритет" и ОАО "КузбассЭлектро" и факт наличия мини котла, котлодержателем по которому выступает ООО "ЭнергоПаритет".
По мнению апеллянта, в настоящем административном деле ООО "ЭнергоПаритет" не может являться административным истцом, поскольку каждая сетевая организация действует как самостоятельное юридическое лицо и ООО "ЭнергоПаритет" не вправе обращаться в защиту интересов другой смежной территориальной сетевой организации, в рамках существующих между ними отношений по передаче электрической энергии.
Прокурором, участвующим в деле, представлены письменные возражения, в которых выражено мнение о законности судебного акта и необоснованности доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам России от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания), иных нормативных правовых актов.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Пунктом 1.2 Положения о Региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области-Кузбасса от 19 марта 2020 года N 142 "О Региональной энергетической комиссии Кузбасса", установлено, что РЭК Кузбасса является исполнительным органом Кемеровской области - Кузбасса специальной компетенции, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок, ставок, сборов, платы) на территории Кемеровской области - Кузбасса.
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции, в надлежащей форме с соблюдением требований к порядку его принятия и опубликования, по этим основания сторонами не обжалуется.
Из материалов административного дела следует, что ООО "ЭнергоПаритет" осуществляет деятельность по передаче электрической энергии межсетевого характера на территории Кемеровской области-Кузбасса, являясь территориальной сетевой организацией.
30 декабря 2021 года РЭК Кузбасса принято постановление N 954 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса, поставляемой прочим потребителям на 2022 год", в которое позднее постановлением РЭК Кузбасса от 31 декабря 2021 года N 981 внесены изменения.
Также, 30 декабря 2021 года РЭК Кузбасса принято постановление N 956 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год", пунктами 16, 32, 42, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86 приложения к которому установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области-Кузбасса на 2022 год, а именно между ООО "ЭнергоПаритет" и ООО "Кузбасская энергосетевая компания", ООО "Регионэнергосеть", АО "Северо-Кузбасская энергетическая компания", ООО "Горэлектросеть", ООО "ЕвразЭнергоТранс", ОАО "КузбассЭлектро", ПАО "Россети Сибирь" (филиал ПАО "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго - РЭС"), ООО "Объединенная компания РУСАЛ Энергосеть", ОАО "РЖД" (Западно-Сибирская дирекция по энергосбережению - СП Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД"), АО "Электросеть", ООО "Энергосервис".
Решением Кемеровского областного суда от 14 июня 2022 года по административному делу N 3а-116/2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 сентября 2022 года (N 66а-1494/2022), постановление РЭК Кузбасса от 30 декабря 2021 года N 956 признано недействующим со дня принятия в части пунктов 16, 32, 42, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86 приложения (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области-Кузбасса на 2022 год).
Разрешая административное дело N 3а-116/2022 суд пришел к выводу о том, что при установлении индивидуальных тарифов, вопреки представленным административным истцом для формирования баланса мощности сетевой организации согласованным сведениям о величине присоединенной (заявленной) мощности, административным ответчиком в одностороннем порядке использована итоговая величина больше предложенной, в отсутствии обоснования такого регулирования.
Оспариваемое в настоящем административном деле Постановление N 949 принято во исполнение решения Кемеровского областного суда от 14 июня 2022 года по административному делу N 3а-116/2022.
Пунктом 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
Регулирующие органы при установлении регулируемых цен (тарифов) принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов (пункт 7 Основ ценообразования).
Согласно абзаца 10 пункта 63 Основ ценообразования тариф для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями определяется исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
В соответствии с пунктом 49 Методических указаний N 20-э/2 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
Из пункта 52 Методических указаний N-э/2 следует, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный, одноставочный. Расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение двух ставок: ставки на содержание электрических сетей в расчете на МВА (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям; ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу в расчете на МВт·ч без разбивки по напряжениям.
При этом базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии является плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями. Оплата услуг осуществляется за фактический объем сальдированного перетока.
В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа N 861), под заявленной мощностью понимается величина мощности, планируемая к использованию в предстоящем расчетном периоде регулирования, применяемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и исчисляемая в мегаваттах.
В ходе рассмотрения административного дела N 3а-116/2022 было установлено, что для тарифного регулирования ООО "ЭнергоПаритет" были представлены в числе приложений к заявлению об открытии дела на установление тарифов, плановый баланс электроэнергии и мощности, структура полезного отпуска, отраженные в формах П1.4, П1.5, П1.6, которые впоследствии, в связи с заключением договора оказания услуг по передаче электрической энергии между ООО "ЭнергоПаритет" и ОАО "КузбассЭлектро" и изменением модели взаимоотношений между территориальными сетевыми организациями и созданием мини котла были направлены в РЭК Кузбасса в скорректированном виде.
Как следует из договора оказания услуг по передаче электрической энергии N 01/ТСО/2022 от 17 ноября 2021 года заключенного между ООО "ЭнергоПаритет" как заказчиком и ОАО "КузбассЭлектро" как исполнителем, последний обязуется оказывать услуги по передаче электрической энергии от точек приема и до точек поставки путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании, а заказчик обязуется принимать и оплачивать услуги исполнителю в порядке, установленном настоящим договором (п.1.1)
В ходе разрешения настоящего административно-правового спора стороной административного ответчика не оспаривалось, что при установлении индивидуальных тарифов и сложившейся между ООО "ЭнергоПаритет" и ОАО "КузбассЭлектро" договорной модели, заявленная мощность двух входящих в мини котел организаций складывается регулирующим органом и учитывается административному истцу, который, как держатель котла обеспечивает наполнение необходимой валовой выручки ОАО "Кузбассэлектро", не имеющего договорных отношений ни с потребителями ни и гарантирующими поставщиками.
Как следует из экспертного заключения, содержащего экономическое обоснование принятого оспариваемого нормативного правового акта, экспертная оценка балансовых показателей электрической энергии и мощности, принимаемых для расчета тарифов на 2022 год, производилась на основе анализа данных, представляемых в материалы тарифного дела ООО "ЭнергоПаритет", информации, полученной от сбытовых и смежных сетевых компаний.
Кроме того, во исполнение балансовых показателей, утвержденных ФАС России (заявленная мощность потребителей 2483 МВт), произведена корректировка баланса мощности электросетевого котла, повлекшая за собой необходимость корректировки отдельных балансов мощности электросетевых организаций Кемеровской области.
Дополнительный объем мощности (как разница между показателем, утвержденным ФАС России в 2483, 00 МВт, и показателем по сумме заявок сетей в 2189, 78 МВт) в количестве 293, 22 МВт, был подвергнут недискриминационному распределению равномерно на все организации пропорционально полезному отпуску конечным потребителям, присоединенным к электрическим сетям сетевой организации.
Объем дополнительной мощности, приходящейся на каждую организацию, представлен в таблице 1 "Заявленная мощность потребителей" экспертного заключения, из которой следует, что объем мощности (полезный отпуск конечным потребителям) для ООО "ЭнергоПаритет" установлен в 62, 17 МВт с корректировкой 8, 32 МВт, при этом в связи с решением Кемеровского областного суда от 14 июня 2022 года размер корректировки принимается равным нулю. При установлении объема мощности в отношении входящего в мини котел ОАО "КузбассЭлектро" в 71, 72 МВт применена корректировка в 9, 60 МВт.
Таким образом, вопреки представленным административным истцом для формирования его баланса мощности согласованным сведениям о величине присоединенной (заявленной) мощности с учетом договорных отношений и формирования мини котла с ОАО "КузбассЭлектро", в нарушение требований пункта 52 Методических указаний N 20-э/2, пункта 2 Правил недискриминационного доступа N 861, РЭК Кузбасса при расчете индивидуальных тарифов в одностороннем порядке использована итоговая величина больше предложенной на 9, 60 МВт, в отсутствие обоснования такого регулирования.
При таком положении, является верным вывод суда первой инстанции о том, что определение объема заявленной мощности (полезного отпуска) входящего на основании сложившейся договорной модели в мини котел ОАО "КузбассЭлектро" больше предложенной, ведет к завышению баланса мощности всего мини котла, неверному расчету избытка/недостатка и как следствие, определению индивидуального тарифа в экономически необоснованном размере, что, вопреки утверждению апеллянта, не может не затрагивать права административного истца, как держателя мини котла выступающего по нему единственным плательщиком.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы Кемеровского областного суда, они аналогичны позиции стороны административного ответчика в суде первой инстанции, которой суд дал необходимую правовую оценку, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кемеровского областного суда от 27 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии Кузбасса - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Кемеровский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 16 июня 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.