Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Репиной Е.В, судей Ульянкина Д. В, Циркуновой О.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области Баклюк Е.К. на решение Центрального районного суда г. Твери от 24 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 28 сентября 2022 года, вынесенные по административному делу N 2а-458/2022 по административному иску заместителя прокурора Тверской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области и возложении обязанности обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, объяснения представителя прокуратуры Саниной О.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Тверской области, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, выразившегося в непринятии мер по обеспечению проведения государственной историко-культурной экспертизы вновь выявленного объекта культурного наследия "Здание кавалерийских казарм, XVIII в." ("адрес".
В нарушение действующего законодательства Управление не провело в отношении выявленного объекта культурного наследия историко-культурную экспертизу и не приняло решение о включении его в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо об отказе во включении в данный реестр.
Решением Центрального районного суда г. Твери от 24 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 28 сентября 2022 года, признано незаконным бездействие Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению проведения государственной историко-культурной экспертизы вновь выявленного объекта культурного наследия "Здание кавалерийских казарм, XVIII в." ("адрес"); возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы вновь выявленного объекта культурного наследия "Здание кавалерийских казарм, XVIII в." ("адрес"), по результатам которой подлежит принятию одно из решений, предусмотренных пунктом 8 статьи 18 Федерального закона N 73-Ф3.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 27 марта 2023 года, представителем Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области Баклюком Е.К. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований по мотиву несоответствия выводов, изложенных
в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела, а также неправильного применения норм материального и процессуального права.
Приводит доводы о том, что к спорному объекту культурного наследия не могут быть применены положения статьи 18 Федерального закона N 73-Ф3, предусматривающие необходимость проведения государственной историко-культурной экспертизы в целях последующего включения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в соответствующий реестр, поскольку они были введены в действие гораздо позже, чем он был включен в соответствующие списки (перечни) на основании Приказа Комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области
от 30 декабря 1999 года N 68. Полагает, что издание данного приказа исключает необходимость в принятии в отношении данного объекта мер, предусмотренных Федеральным законом N 73-Ф3, и подтверждает, что ранее в отношении него уже проводилась экспертиза.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании Приказа Комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области от 31 октября 2007 года N 151 в перечень вновь выявленных
объектов культурного наследия Тверской области включен объект "Здание кавалерийских казарм, XVIII в." ("адрес").
Вместе с тем в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации сведения о вышеуказанном объекте не содержатся. Государственная историко-культурная экспертиза в целях обоснования включения данного объекта в вышеуказанный реестр также не проводилась, что следует из сообщения Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области от 26 октября 2021 года N.
Разрешая спор, и удовлетворяя административный иск прокуратуры Тверской области, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о наличии у Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области обязанности по проведению государственной историко-культурной экспертизы спорного объекта и последующему принятию решения о включении либо об отказе во включении его в соответствующий реестр, которая в установленный законом срок не была исполнена, в связи
с чем полагал доказанным факт неправомерного бездействия, допущенного административным ответчиком.
При установленных по административному делу обстоятельствах, подтвержденных имеющимися в материалах административного дела доказательствами, оценка которых соответствует требованиям статьи
84 КАС РФ, судебная коллегия находит выводы судов нижестоящих инстанций верными, мотивированными и основанными на правильном применении и толковании норм материального права.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации
и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", который устанавливает требования к государственной охране объектов культурного наследия, к выявлению объектов культурного наследия, их включению в реестр, в том числе
к проведению государственной историко-культурной экспертизы.
В частности, в силу пункта 1 статьи 16.1 Федерального закона
N 73-ФЗ региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии
со статьей 3 данного федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона N 73-ФЗ
после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов
культурного наследия, региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы.
Согласно пункту 3 статьи 18 Федерального закона N 73-ФЗ, региональный орган охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, в котором определяется историко-культурная ценность объекта и предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня получения указанного заключения принимает решение о включении
объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального
или по согласованию с органами местного самоуправления - местного (муниципального) значения, либо об отказе во включении объекта в реестр.
Пунктом 4 статьи 64 Федерального закона N 73-ФЗ установлено, что объекты, являвшиеся на день вступления в силу указанного Федерального закона вновь выявленными памятниками истории и культуры на основании законодательных и иных правовых актов СССР и РСФСР, отнесены к выявленным объектам культурного наследия.
На основании пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", объекты, являющиеся на день вступления в силу названного Федерального закона выявленными объектами культурного наследия, отнесены к выявленным объектам культурного наследия, включенным в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Объект "Здание кавалерийских казарм, XVIII в." ("адрес") признан вновь выявленным объектом культурного наследия в 2007 году, что относит его в силу статьи 64 Федерального закона N 73-ФЗ к выявленным объектам культурного наследия.
Признание объекта вновь выявленным объектом культурного наследия в 2007 году, в силу статьи 18 Федерального закона N 73-ФЗ предусматривает необходимость разрешения вопроса о его включении в единый реестр по результатам государственной историко-культурной экспертизы в соответствии с положениями данного федерального закона.
Проведение государственной историко-культурной экспертизы и решение вопроса о включении объекта культурного наследия в Единый реестр возложено на региональный орган охраны объектов культурного наследия с учетом изменений, вступивших в силу 22 января 2015 года, предусматривающих проведение соответствующих работ и принятие решений в срок не более одного года со дня принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Указанные в кассационной жалобе доводы административного ответчика о том, что к спорному объекту культурного наследия не могут быть применены положения статьи 18 Федерального закона N 73-Ф3, как и довод об отсутствии нарушения чьих-либо прав допущенным бездействием, основаны на неверном толковании подлежащих применению норм права, судами нижестоящих инстанций обоснованно отклонены как несостоятельные.
В целом доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами
судов первой и апелляционной инстанций по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судами норм материального права не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на юридически значимые обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении настоящего дела, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, либо опровергали бы изложенные в них выводы.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 КАС РФ безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Твери от 24 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 28 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в мотивированной форме изготовлено 12 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.