Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Репиной Е.В, судей Смирновой Е.Д, Циркуновой О.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 15 февраля 2023 года, вынесенное по административному делу по административному иску Псковской таможни к ФИО14 о взыскании таможенных платежей и пени, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Псковская таможня обратилась в суд с административным иском, в обоснование которого указала, что 13 февраля 2010 года ФИО10, являясь гражданкой Эстонии, на основании документа учета временного ввоза N ввезла на таможенную территорию Таможенного союза через таможенный пост МАПП Куничина Гора Псковской таможни транспортное средство для личного пользования AUDI 80 VTN - N, peг. Номер N, 1991 года выпуска. Срок временного ввоза транспортного средства установлен до 14 марта 2010 года. К обратному вывозу транспортное средство заявлено не было, информация об обратном вывозе транспортного средства в электронной базе данных отсутствует.
Поскольку автомобиль в указанный срок вывезен не был, административный истец просил взыскать с ФИО10 задолженность в сумме "данные изъяты" руб. (в том числе: таможенные платежи - "данные изъяты" руб, пеки - "данные изъяты" руб. (в том числе: пени на дату уведомления- "данные изъяты" руб, пени за период с 23.09.2021 по 25.11.2021 (дата иска) - "данные изъяты" руб, пени за период с 26.11.2021 по 27.01.2022 (дата иска) - "данные изъяты" руб, пени за период с 28.01.2022 по 26.04.2022 - "данные изъяты" руб.).
Решением Конаковского городского суда Тверской области от 01 сентября 2022 года административный иск Псковской таможни оставлен без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 15 февраля 2023 года решение отменено, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 20 марта 2023 г, ФИО15 ставит вопрос об отмене апелляционного определения, в связи допущенными судом нарушениями норм материального права. Указывает на истечение срока давности взыскания заявленной в иске суммы и уничтожение автомобиля в результате самовозгорания в марте 2010 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
По делу установлено, что 13 февраля 2010 года гражданка Эстонии ФИО10 на основании документа учета временного ввоза N ввезла на таможенную территорию Таможенного союза через таможенный пост МАПП Кучинина Гора Псковской таможни транспортное средство для личного пользования AUDI 80 VIN - N, peг. N, 1991 года выпуска. Срок временного ввоза транспортного средства установлен до 14 марта 2010 года.
Указанный автомобиль по истечении срока временного ввоза вывезен не был. Письмами Псковской таможни от 23 сентября 2021 года N, от 10 ноября 2021 года N ФИО10 направлены уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 22 сентября 2021 года N на сумму "данные изъяты" руб. (в том числе: таможенные платежи "данные изъяты" руб, пени - "данные изъяты" руб.) со сроком добровольной уплаты - не позднее 15 рабочих дней со дня получения данного уведомления по адресу: "адрес", N; "адрес", N. Уведомление в добровольном порядке не оплачено, в связи с чем административный истец обратился в суд с приведенными выше требованиями.
Мировым судьей судебного участка N 28 Тверской области 18 февраля 2022 года вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО10 задолженности по таможенным платежам и пени, который отменен определением мирового судьи от 23 марта 2022 года. Настоящий административный иск подан в суд 27 мая 2022 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что пропущен срок обращения в суд для взыскания задолженности, сославшись на положения пункта 1 части 8 статьи 71 Федерального закона N 289-ФЗ, согласно которому меры взыскания таможенных платежей не могут применяться, если уведомление о неуплаченных в срок суммах таможенных платежей не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты платежей. В данном случае суд указал, что обязанность по уплате таможенных платежей должна была возникнуть 15 марта 2010 года. В течение трех лет в адрес административного ответчика уведомление о не уплаченных в срок суммах таможенных платежей не направлялось.
Также отмечено, что согласно справки Администрации сельского поселения "Крупская волость" от 04 августа 2022 года N ввезенное ФИО16 транспортное средство было уничтожено действиями непреодолимой силы в ночь с 8 марта 2010 года на 9 марта 2010 года, а потому обязанность по вывозу автомобиля не исполнена административным ответчиком по независящим от него обстоятельствам. Транспортное средство AUDI 80 с регистрационным знаком N не было зафиксировано ЦАФАП ГИБДД на территории "адрес" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Судебная коллегия апелляционной инстанции с выводами о пропуске таможней срока обращения в суд не согласилась, указав, что временно ввезенное транспортное средство AUDI 80 VTN - N, per. Jte N, 1991 года выпуска на момент вступления в силу ТК ЕАЭС не вывезено с таможенной территории Таможенного союза, не помещено под таможенные процедуры и находится под таможенным контролем, в связи с чем рассматриваемые таможенные правоотношения попадают под нормативно-правовое регулирование ТК ЕАЭС; в отношении транспортного средства AUDI 80 VIN - N, per. Jte N, 1991 года выпуска, временно ввезенного ФИО10 ни одно из обстоятельств, предусмотренных пунктом 7 статьи 14 ТК ЕАЭС, не наступило, в связи с чем, временно ввезенное транспортное средство находится под таможенным контролем с момента пересечения границы по настоящее время; таможенным постом МАПП Куничина Гора составлено решение по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезенного транспортного средства от 14 сентября 2021 года по факту не вывоза транспортного средства AUDI 80 VIN - N, peг. Jte N, 1991 года выпуска; 22 сентября 2021 года составлен расчет таможенных пошлин N, согласно которому размер подлежащих уплате таможенных платежей составляет "данные изъяты" руб.
Днем обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей является дата регистрации расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 74 Федерального закона N 289-ФЗ, а именно 22 сентября 2021 года, в связи с чем срок для обращения за взысканием задолженности таможенным органом не пропущен.
Признавая необоснованным вывод суда об уничтожении временно ввезенного ФИО17 транспортного средства в результате действий непреодолимой силы, судебная коллегия суда апелляционной инстанции указала, что о полной гибели временно ввезенного транспортного средства AUDI 80 VIN - N, perJte N, 1991 года выпуска и невозможности в данной связи его вывоза ФИО10 таможенному органу не сообщала. При этом имеющаяся в материалах дела справка Администрации сельского поселения "Крупская волость" от 04.08.2022 исх. N, вопреки выводам суда первой инстанции, не подтверждает гибель автомобиля AUDI 80 VIN N, per. Jte N, 1991 года выпуска в ночь с 8.03.2010 на 9.03.2010, поскольку в ней указано на уничтожение огнем автомобиля иностранного производства без указания его марки и каких-либо идентифицирующих признаков.
Судебная коллегия не находит оснований согласиться с указанными выводами суда апелляционной инстанции.
Согласно части 2 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного Союза иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) допускается временный ввоз на таможенную территорию ЕАЭС иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом ЕАЭС, на срок не более 1 года без уплаты таможенных пошлин, налогов.
Исходя из положений пункта 5 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза, действовавшего в указанный период, сроком уплаты таможенных платежей в отношении не вывезенного транспортного средства является ДД.ММ.ГГГГ - день истечения срока, в течение которого транспортное средство могло временно находится на таможенной территории Таможенного Союза.
Аналогичное регулирование установлено с 1 января 2018 года пунктом 5, подпунктом 3 пункта 6 статьи 268 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
На момент истечения срока уплаты таможенных платежей правоотношения по поводу их взыскания были урегулированы положениями Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 части 5 статьи 150 названного закона принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Аналогичный трехлетний срок для взыскания таможенных платежей предусмотрен и частью 8 статьи 71 действующего Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Ввоз транспортного средства был осуществлен административным ответчиком 13 февраля 2010 года, срок временного ввоза транспортного средства, установленный таможенным органом - 14 марта 2010 года. Ни до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза - 15 марта 2010 года, ни до истечения предельно допустимого срока - 13 февраля 2011 год, транспортное средство вывезено не было.
Расчет таможенных платежей осуществлен таможенным органом от 22 сентября 2021 года, о чем письмами Псковской таможни от 23 сентября 2021 года ФИО10 уведомлена.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об истечении в настоящее время трехгодичного срока, исчисляемого с момента предельного срока временного ввоза транспортного средства, и считает подлежащими отклонению как основанные на неверном толковании закона доводы административного истца о необходимости исчисления трехлетнего срока со дня обнаружения неисполнения обязанности по уплате таможенных платежей, который был зафиксирован расчетом от 22 сентября 2021 года.
Согласно подпункту 8 пункта 7 статьи 14 ТК ЕАЭС товары, указанные в пунктах 1 и 3 настоящей статьи, а также указанные в пункте 4 настоящей статьи товары, не признанные товарами Союза в соответствии со статьями 210 и 218 настоящего Кодекса, находятся под таможенным контролем до наступления такого обстоятельства как признание таможенным органом в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты этих товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС дано определение "авария" - вредное по своим последствиям происшествие технического, технологического или иного характера, произошедшее с транспортными средствами и (или) иными товарами, находящимися под таможенным контролем, повлекшее за собой не предусмотренные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования их количественные и (или) качественные изменения, которые не вызваны преднамеренными действиями собственника и (или) лица, во владении которого товары находились на момент таких изменений, за исключением естественных изменений при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, а также изменений вследствие действия непреодолимой силы.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), утвержденного Постановлением Правления ТПП Российской Федерации от 23 декабря 2015 года N 173-14, обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) - чрезвычайные, непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства, возникшие в течение реализации договорных (контрактных) обязательств, которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора (контракта), либо избежать или преодолеть, а также находящиеся вне контроля сторон такого договора (контракта).
В частности, к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данных в п. 39 постановления от 26 ноября 2019 года N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", следует, что при разрешении споров, связанных с уплатой таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных на таможенную территорию Союза транспортных средств для личного пользования в связи с невывозом с таможенной территории Союза в день истечения срока, в период которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 264 Таможенного кодекса, судам следует учитывать положения пп. 7 п. 2 ст. 268 Таможенного кодекса, предусматривающие возможность прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, если до наступления срока уплаты названных платежей имели место такие факты, как уничтожение и (или) безвозвратная утрата транспортного средства вследствие аварии или действия непреодолимой силы.
Рассматривая административное дело, суд первой инстанции учел приведенное правовое регулирование при оценке доводов ФИО18, которая неоднократно указывала, что в ночь с 8 на 9 марта 2010 года произошло уничтожение транспортного средства огнем, о чем представила соответствующие доказательства.
Возложение обязанности по уплате таможенной пошлины за отсутствующее транспортное средство, выбывшее из владения декларанта помимо его воли, ставит его в неравное положение с другими участниками таможенных правоотношений, освобожденными от уплаты таможенной пошлины в связи с временным ввозом транспортного средства, фактически является возложением финансовых обременений на декларанта при необеспечении государством защиты от посягательства на имущество добросовестного участника отношений, регулируемых таможенным законодательством.
При установленных судом первой инстанции обстоятельствах факта уничтожения транспортного средства, следует признать обоснованным вывод о наличии оснований для прекращения у ФИО19 обязанности по уплате таможенных платежей и пеней.
По указанным основаниям, судебная коллегия находит, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов ФИО20, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 15 февраля 2023 года подлежит отмене, с оставлением в силе решения Конаковского городского суда Тверской области от 01 сентября 2022 года.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 15 февраля 2023 года отменить, оставить в силе решение Конаковского городского суда Тверской области от 01 сентября 2022 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 19 мая 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.