Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д., судей Репиной Е.В., Иванова Д.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившие 21 апреля 2023 года и 17 мая 2023 года кассационные жалобы представителя ООО "Карьер Вески" Бочкина Е.В., Тараненко Н.В. на решение Тверского областного суда от 14 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 февраля 2023 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Карьер Вески", ФИО1 о признании недействующим нормативного правового акта (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 3а-99/2022).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, объяснения представителей административных истцов ООО "Карьер Вески" Шураевой И.В, Тараненко Н.В. - Михайловой А.С, представителя административного ответчика Правительства Тверской области Травкиной О.Н, заключение прокурора Смирновой М.В, судебная коллегия
установила:
Постановлением Правительства Тверской области от 19 июля 2022 года N 406-пп утвержден Генеральный план Лихославльского муниципального округа Тверской области применительно к населенным пунктам д. Крючково, д. Кузьмиха, д. Петрушкино.
Нормативный правовой акт опубликован в газете "Тверские Ведомости" от 3 января 2009 года N 29 (2438) за 27 июля - 2 августа 2022 года, размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
ООО "Карьер Вески" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия постановления Правительства Тверской области от 19 июля 2022 года N 406-пп в части включения арендуемого Обществом земельного участка с кадастровым номером N в функциональную зону сельскохозяйственного использования.
Требование мотивировало тем, что является арендатором указанного земельного участка по соответствующему договору от 19 января 2021 года. заключенному с ФИО11, и правообладателем лицензии "данные изъяты" на пользование недрами с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча кварцевых песков формовочных и строительных на участке "Вески", расположенном в Лихославльском районе Тверской области, сроком до 1 июня 2041 года. Общество 5 апреля 2021 года обратилось в Правительство Тверской области с ходатайством о переводе указанного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения. Распоряжением Правительства Тверской области от 30 марта 2022 года в удовлетворении ходатайства отказано. Генеральный план в оспариваемой части полагает незаконным, поскольку не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, допускает неоднозначное толкование. В Генеральном плане изменена функциональная зона земельного участка с кадастровым номером N с зоны производственного использования, установленной Генеральным планом Вескинского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов Вескинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области от 11 ноября 2016 года N 104, на зону сельскохозяйственного использования. Такое решение принято без учета замечаний арендатора земельного участка и его собственника, поступивших в ходе общественных обсуждений проекта Генерального плана, отраженных в заключении от 3 июня 2022 года, в нарушение требований статьи 9 Градостроительного кодекса РФ, пункта 9 постановления Правительства Тверской области от 19 мая 2020 года N 238-пп.
Изменение функциональной зоны земельного участка проектом Генерального плана не обосновано, в связи с чем нарушены требования пунктов 5.10 и 9.13 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 26 мая 2011 года N 244, поскольку не учтено фактическое состояние территории, не включена информация о месторождениях и проявлениях полезных ископаемых. Оспариваемые положения Генерального плана препятствуют в использовании земельного участка, входящего в горный отвод, по его назначению в соответствии с договором аренды.
Тараненко Н.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления Правительства Тверской области от 19 июля 2022 года N 406-пп в части включения принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером N, площадью 20 324 кв.м, расположенного вблизи д. Берестово Вескинского сельского поселения Лихославльского района в функциональную зону сельскохозяйственного использования.
Требование мотивировал тем, что нормативный правовой акт не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, допускает неоднозначное толкование содержания, носящего неопределенный характер, противоречит действующему градостроительному законодательству, нарушает охраняемые законом интересы в области осуществления предпринимательской деятельности. 13 ноября 2019 года обратился в Правительство Тверской области с ходатайством о переводе данного земельного участка в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения. Распоряжением Правительства Тверской области от 25 мая 2022 года N 520-р в удовлетворении ходатайства отказано на том основании, что целевое назначение испрашиваемого земельного участка не соответствует документу территориального планирования. Генеральным планом Вескинского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов Вескинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области от 11 ноября 2016 года N 104, было предусмотрено размещение на территории земельного участка производственной площадки под промышленные объекты, относящиеся к 1 классу опасности. Земельный участок к особо ценным сельскохозяйственным угодьям не относится, длительное время не используется по целевому назначению. Сельскохозяйственных товаропроизводителей, заинтересованных в использовании земельных участков по целевому назначению, на территории поселения нет. Изменение функциональной зоны на зону сельскохозяйственных угодий приводит к невозможности использования данного земельного участка его собственником и цель эффективного использования территории не будет достигнута. Принятый Генеральный план противоречит части 6 статьи 87 Земельного кодекса РФ. Позиция правообладателя земельного участка при принятии градостроительного решения не была учтена.
Установление зоны сельскохозяйственного использования нарушает нормы санитарно-эпидемиологического законодательства, поскольку на земельном участке с кадастровым номером N был расположен полигон ТБО, в санитарно-защитную зону которого полностью включается его земельный участок и он не может использоваться в сельскохозяйственных целях.
Правительством нарушен порядок принятия нормативного правового акта, поскольку оповещение о проведении общественных обсуждений в отношении территории Лихославльского муниципального округа не было опубликовано в соответствии с требованиями части 2 статьи 50 Устава округа - в местной газете "Наша жизнь". Ответчиком не представлены доказательства размещения оповещения о проведении общественных обсуждений на информационных стендах в муниципальном округе, не доказано распространение информационных материалов о проекте изменений в Генеральный план. Публикация сообщения о проведении общественных обсуждений в официальной части газеты "Тверская жизнь" за 11-17 мая 2022 года не обеспечила возможность обсуждения проекта заинтересованными лицами, поскольку тираж официальной части газеты составил 250 единиц. Требование ГрК РФ (часть 22 статьи 5.1) об обязательном обсуждении замечаний и предложений по результатам общественных обсуждений организатором общественных обсуждений не выполнено, в заключении отсутствуют аргументированные рекомендации по замечаниям Тараненко Н.В. и иных лиц. Нарушен установленный частью 25 статьи 5.1 ГрК РФ и пунктом 23 постановления Правительства Тверской области от 19 апреля 2021 года N 227-пп срок проведения общественных обсуждений, который составил менее месяца.
Определением Тверского областного суда от 22 сентября 2022 года административные дела по вышеуказанным искам объединены в одно производство.
Решением Тверского областного суда от 14 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 февраля 2023 года, в удовлетворении требований ООО "Карьер Вески" и Тараненко Н.В. отказано.
В кассационных жалобах представителя ООО "Карьер Вески" Бочкина Е.В. и Тараненко Н.В. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что ООО "Карьер Вески" и Тараненко Н.В. являются арендатором и собственником земельных участков с кадастровыми номерами N соответственно, которые Генеральным планом Лихославльского муниципального округа Тверской области применительно к населенным пунктам д. Крючково, д. Кузьмиха, д. Петрушкино, утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 19 июля 2022 года N 406-пп, включены в функциональную зону сельскохозяйственного использования.
Ранее действовавшая карта функциональных зон Генерального плана Вескинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области, утвержденного решением Совета депутатов Вескинского сельского поселения от 11 ноября 2016 года N 104, производственную зону в местоположении названных земельных участков отображала как вкрапления в зону сельскохозяйственного использования.
Спорные земельные участки на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта граничат с земельными участками, находящимися в зоне сельскохозяйственного использования, земельный участок с кадастровым номером 69:19:0000025:1952 - частично с зоной лесов.
Подробно проанализировав установленные по настоящему делу обстоятельства применительно к нормам действующего законодательства, регулирующим подготовку и утверждение документов территориального планирования, суды нижестоящих инстанций пришли к выводу о том, что процедура проведения общественных обсуждений оспариваемого нормативного акта в оспариваемой части нарушена не была.
При этом в обжалуемых судебных актах содержатся мотивированные выводы относительно размещения в средствах массовой информации сведений о начале общественных обсуждений проекта Генерального плана, сроков размещения соответствующей информации, размещения самого проекта, поступивших замечаний по изменению функциональной зоны спорных земельных участков, срока проведения общественных обсуждений.
Исходя из того, что по смыслу действующего законодательства Генеральный план является документом территориального планирования, несет функцию определения назначения территории с учетом планов развития территории в целом и не направлен на фиксацию существующего положения, суды признали, что несоответствие установленной оспариваемым Генеральным планом функциональной зоны осуществляемой административными истцами на спорных земельных участках деятельности: ООО "Карьер Вески" - пользование недрами на основании имеющейся у него лицензии на разведку и добычу кварцевых песков формовочных и строительных, Тараненко Н.В. - строительство биотопливного завода не противоречит действующему правовому регулированию в данной сфере.
Относительно нарушения санитарно-защитной зоны при установлении функциональной зоны сельскохозяйственного использования земельного участка с кадастровым номером N относительно полигона твердых бытовых отходов, располагавшегося на земельном участке с кадастровым номером N, установлено, что данный земельный участок не включен в государственный реестр объектов размещения отходов, в связи с чем суды опровергли возможность применения к первому земельному участку установленных СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная квалификация предприятий, сооружений и иных объектов" ограничений.
Суды отклонили доводы о неправомерности подготовки Генерального плана применительно к отдельным населенным пунктам муниципального округа со ссылкой на положения статьи 2 Федерального закона от 1 мая 2019 года N 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой муниципальные округа приравнены к городским округам при разрешении вопросов местного значения, а также со ссылкой на положение части 2 статьи 23 ГрК РФ, согласно которой подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав городского округа.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов обеих инстанций, как основанными на правильном применении норм материального права.
В этой связи отклоняет повторяющиеся в кассационной жалобе представителя ООО "Карьер Вески" доводы о невозможности использования Обществом земельного участка с кадастровым номером N для недропользования в результате изменения его функциональной зоны, непринятия во внимание фактического состояния и сложившегося землепользования участка; в кассационной жалобе Тараненко Н.В. - доводы о нарушении требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами судов нижестоящих инстанций судебная коллегия не усматривает по основаниям, подробно изложенным в судебных актах.
Вопреки доводам жалобы судами не допущено нарушений части 2 статьи 6.1 ГрК РФ, Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 26 мая 2011 года N 244.
По мнению представителя ООО "Карьер Вески", при разработке оспариваемого Генерального плана административный ответчик обязан был использовать сведения Росгеолфонда и других источников о наличии на рассматриваемой территории месторождения полезных ископаемых.
В соответствии с частью 2 статьи 6.1 ГрК РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к сфере переданных полномочий, а также издавать методические указания и инструктивные материалы по их осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обязательные для исполнения.
Согласно пункту 5.10 названных Рекомендаций для подготовки проектов генеральных планов могут использоваться имеющиеся в соответствующих информационных ресурсах сведения о результатах инженерных изысканий, о месторождениях и проявлениях полезных ископаемых, иная информация о состоянии, об использовании, ограничениях использования территорий с актуализацией в случае необходимости.
Таким образом, упомянутыми Методическими рекомендациями предусмотрена возможность использования сведений о месторождениях полезных ископаемых, но не обязанность, ввиду чего доводы жалобы о нарушении судами в этой части норм материального права несостоятельны.
Приводимые в кассационных жалобах доводы фактически повторяют позицию стороны административного истца в нижестоящих судебных инстанциях, которой судами дана надлежащая правовая оценка, она не свидетельствует о противоречии оспариваемого Генерального плана федеральному закону или имеющим большую юридическую силу иным нормативным правовым актам.
В связи с изложенным кассационные жалобы административных истцов оставляются без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тверского областного суда от 14 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы представителя ООО "Карьер Вески" Бочкина Е.В. и Тараненко Н.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: Е.В. Репина
Д.А. Иванов
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 июня 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.