Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Репиной Е.В, судей Рахманкиной Е.П, Смирновой Е.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области - Люкова А.Е. на решение Костромского районного суда Костромской области от 5 октября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 18 января 2023 года, вынесенные по административному делу N 2а-332/2022 по административному иску прокурора Костромского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о возложении обязанности принять комплекс мер по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, бесхозяйного недвижимого имущества - газопроводов, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, объяснения представителя администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области Дунаевой О.В, представителя прокуратуры Ветлицына Д.А, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Прокуратурой Костромского района по обращению генерального директора АО "Газпром газораспределение Кострома" от 23 марта 2021 года проведена проверка, в ходе которой на территории Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области в населенных пунктах Ильинское, Сельцо и Ивакино выявлены бесхозяйные газопроводы.
15 апреля 2021 года в адрес главы Самсоновского сельского поселения внесено прокурором представление об устранении нарушений, которое не исполнено.
Прокурор Костромского района обратился в суд в порядке статьи 39 КАС РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным иском, мотивируя требования тем, что отсутствие лица, ответственного за содержание и эксплуатацию газопроводов, влечет отсутствие их надлежащего материального обеспечения и должного контроля за их состоянием, что создает угрозу возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций.
С учетом уточнений, сделанных в ходе рассмотрения дела, просил обязать администрацию Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области принять в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу комплекс мер по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права, бесхозяйного недвижимого имущества: - подземного газопровода к жилым домам N N по "адрес", протяженностью "данные изъяты" м, введенного в эксплуатацию в 1985 году; подземного газопровода к домам Ж N по "адрес", протяженностью "данные изъяты" м, введенного в эксплуатацию в 1985 году; подземного газопровода к 8-квартирному дому N по "адрес", протяженностью "данные изъяты" м, введенного в эксплуатацию в 1985 году; подземного газопровода в "адрес", а также по "адрес"; протяженностью "данные изъяты" м, введенного в эксплуатацию в 1989 году; подземного газопровода к жилым домам в "адрес", протяженностью "данные изъяты", введенного в эксплуатацию в 1989 году; подземного газопровода в "адрес" вдоль всего поселка, подведенного к домам N N, введенного в эксплуатацию в 1989 году, протяженностью "данные изъяты"; перекладки газопровода, проходящего между объектом капитального строительства N "адрес" и гаражом на 5 автомашин ЛПУ " "данные изъяты"", введенного в эксплуатацию в 1990 году, протяженностью "данные изъяты"; наружного газопровода с отпайками к домам в "адрес" N к дому N, протяженностью "данные изъяты", введенного в эксплуатацию в 2009 году.
Решением Костромского районного суда Костромской области от 5 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 18 января 2023 года, на администрацию Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области возложена обязанность принять комплекс мер по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права, вышеперечисленного бесхозяйного недвижимого имущества, в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 28 апреля 2023 года, представитель администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области - Люков А.Е. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на неверное применение судами норм материального и процессуального права.
Приводит доводы о том, что газораспределительные сети находятся на балансе АО "Газпром газораспределение Кострома", иным лицам объекты не передавались, оснований для признания эксплуатируемых объектов бесхозяйным имуществом не имелось. Администрация Самсоновского сельского поселения является ненадлежащим ответчиком, поскольку передача полномочий в области газоснабжения сельскому поселению не осуществлялась.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела допущены такие нарушения.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что перечисленные газопроводы, расположенные на территории Самсоновского сельского поселения, являются недвижимым имуществом; не являются объектом муниципальной собственности, не закреплены за кем-либо на ином имущественном праве, на балансе муниципальных предприятий и предприятий иной формы собственности не состоят, его собственники не определены, в связи с чем являются бесхозяйными, а потому на администрации Самсоновского сельского поселения лежит в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ обязанность принять меры к постановке этих газопроводов на учет соответствующим органом регистрационного учета.
Судебные инстанции, указали на допущенное администрацией Самсоновского сельского поселения незаконное бездействие в связи с длительным непринятием установленных статьей 225 ГК РФ мер по признанию в установленном законом порядке имущества бесхозяйным, что приводит к их ненадлежащему содержанию и эксплуатации, и создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия полагает заслуживающими внимание доводы кассационной жалобы о том, что администрация Самсоновского сельского поселения является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку передача полномочий в области газоснабжения сельскому поселению не осуществлялась.
Суды первой и апелляционной инстанций не дали оценку указанным обстоятельствам по делу с учетом положений, как федеральных законов, так и законов Костромской области относительно полномочий органов муниципального района и сельского поселения, в связи с чем вывод о незаконном бездействии администрации сельского поселения и возложения на нее соответствующей обязанности, нельзя признать обоснованным.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Статьей 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" также установлено, что организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами (абзац 3 статьи 7 указанного Федерального закона).
В части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные подпунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 указанной статьи).
В силу части 4 статьи 14 этого же закона только в случае отсутствия указания об отнесении иных вопросов местного значения, предусмотренных частью 1 данной статьи для городских поселений, к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 поименованной статьи они решаются на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
При рассмотрении дела суду следовало установить, кто является надлежащим ответчиком по делу, на котором лежит обязанность по обращению в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного спорных объектов газопроводов; определить закон, на основании которого осуществлено перераспределение полномочий между органами местного самоуправления.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела суды не обеспечили полноту исследования всех обстоятельств.
Исходя из изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для полного и правильного установления фактических обстоятельств настоящего административного дела.
Допущенные нарушения повлияли на исход настоящего административного дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, что является в силу статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду надлежит учесть изложенное и разрешить административное дело в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Костромского районного суда Костромской области от 5 октября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 18 января 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в Костромской районный суд Костромской области.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в мотивированной форме изготовлено 16 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.