Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д., судей Репиной Е.В., Ульянкина Д.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 27 апреля 2023 года в суд первой инстанции кассационную жалобу представителя ООО "Карат-II" Егорова Д.Г. на решение Московского городского суда от 14 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 31 января 2023 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Карат-II" об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 3а-3775/2022).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, представителя административного истца ООО "Карат-II" Егорова Д.Г, представителя административного ответчика Правительства Москвы, заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития г. Москвы Чуканова М.О, заключение прокурора Ветлицына Д.А, судебная коллегия
установила:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 года принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованное 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и правительства Москвы" N 67, а также размещено 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Указанным постановлением утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Постановлениями 29 ноября 2016 года N 789-ПП, 28 ноября 2017 года N 911-ПП, 27 ноября 2018 года N 1425-ПП, 26 ноября 2019 года N 1574-ПП, 24 ноября 2020 года N 2044-ПП, 23 ноября 2021 года N 1833-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2017 года, 1 января 2018 года, 1 января 2019 года, 1 января 2020, 1 января 2021 года, 1 января 2022 года соответственно.
В пункты 101, 109, 416, 6005, 3452, 512 Перечней на 2017-2022 годы включено нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 1812, 2 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Печорская, д. 3а, исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, а на 2022 год также исходя из фактического использования здания.
ООО "Карат-II", являясь собственником нежилых помещений в указанном здании, обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы о признании недействующими перечисленных выше пунктов перечней на 2017-2022 годы, мотивируя требование тем, что здание не обладает признаками объектов налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса РФ.
Решением Московского городского суда от 14 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 31 января 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления ООО "Карат-II" отказано.
В кассационной жалобе представителя ООО "Карат-II" Егорова Д.Г. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу статьи 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (пункт 1);
отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 2).
Судами установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат нежилые помещения, площадью 1025, 4 кв.м. в нежилом здании с кадастровым номером N, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Печорская, д. 3а.
Указанное здание размещено на земельном участке с кадастровым номером N, имеющим в спорные налоговые периоды вид разрешенного использования "929 кв.м. - для эксплуатации пристроенных помещений магазина смешанных товаров, 34 кв.м. - для эксплуатации пристроенных помещений парикмахерской, 112 кв.м. - для эксплуатации пристроенных помещений кафе-бара".
Установив, что указанный вид разрешенного использования земельного участка применительно к Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года N 39, соответствует видам разрешенного использования 1.2.5 "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли", 1.2.7 "земельные участки, предназначенные для офисных зданий делового и коммерческого назначения"; применительно к Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 года N 540, соответствует кодам видов разрешенного использования 3.3 "бытовое обслуживание", 4.2 "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)", 4.4 "магазины", 4.6 "общественное питание", суды нижестоящих инстанций пришли к правомерному выводу о том, что вид разрешенного использования земельного участка предусматривает размещение на нем торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, вследствие чего включение спорного нежилого здания в Перечни на 2017-2022 годы является правомерным.
Что касается включения здания в Перечень на 2022 год по виду его фактического использования, то оценив Акт ГБУ г. Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" от 30 декабря 2020 года N 9129411/ОФИ, согласно которому 100% площади здания используется для размещения объектов торговли, приложенные к нему фотографии помещений, из которых однозначно следует размещение в здании объектов торговли, суды нижестоящих инстанций обоснованно признали включение здания правомерным.
В кассационной жалобе представителя административного истца приводятся доводы о том, что здание с кадастровым номером N не имеет зарегистрированных прав собственности, не является отдельно стоящим зданием, а является встроенно-пристроенным помещением в многоквартирном доме площадью менее 3000 кв.м, что подтверждается представленными им доказательствами, которые судами были проигнорированы.
Эти доводы стороной административного истца приводились и в судах нижестоящих инстанций, они являлись предметом проверки и правильно были отклонены на том основании, что согласно сведениям ЕГРН здание с кадастровым номером N не входит в состав здания (многоквартирного дома) с кадастровым номером N, а является отдельно стоящим зданием.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами обеих инстанций по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных актах.
Иных доводов в жалобе не содержится.
С учетом изложенного, кассационная жалоба представителя административного истца оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 14 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 31 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ООО "Карат-II" Егорова Д.Г. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: Е.В. Репина
Д.В. Ульянкин
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 июня 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.