Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Шеломановой Л.В, Жудова Н.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Туровской Марины Александровны на решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 15 июня 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 22 сентября 2021 года по административному делу по административному иску Туровской Марины Александровны к управлению энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Рязани, администрации города Рязани, должностному лицу управления энергетики и жилищно- коммунального хозяйства администрации г.Рязани Алтунину Эдуарду Вячеславовичу о признании незаконным и отмене постановления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, об обязании принять решение о постановке на учет (дело N 2а-1220/2021), заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П, объяснения представителя административного истца Туровской М.А, на основании доверенности Туровского С.И, поддержавшего доводы жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Туровская М.А. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным и отмене постановления управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Рязани (далее также Управление) об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, об обязании принять решение о постановке на учет.
В обоснование заявленных требований указала, что 07 октября 2020 г. обратилась в Управление с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с приложенными к нему документами.
2 ноября 2020 г. ею было получено постановление об отказе в принятии ее и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии с п. 1.1 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Туровская М.А. считает вышеуказанное постановление незаконным и необоснованным, нарушающим ее права и интересы. Полагает, что являясь инвалидом и имея обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, она вместе с членами семьи должна быть поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении.
Решением Железнодорожного районного суда города Рязани от 15 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 22 сентября 2021 года, в удовлетворении административного иска Туровской М.А. отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 15 марта 2022 года, заявитель ставит вопрос об отмене судебных актов с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований по мотиву несоответствия выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильного применения норм материального права.
В судебном заседании представитель административного истца кассационную жалобу поддержал, дал объяснения по доводам в ней изложенным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.2 ст.329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно ч.2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Согласно положениям части 2 статьи 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 данного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Часть 4 статьи 52, пункт 1, 1.1 части 1 статьи 54 ЖК РФ предусматривают необходимость представления гражданами вместе с заявлениями о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях документов, подтверждающих право граждан состоять на этом учете, и устанавливают, что отказ в принятии на такой учет допускается в случаях, если не представлены указанные документы или ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса.
Законом Рязанской области N 2-ОЗ от 11 февраля 2020 года N 2-ОЗ "О реализации на территории Рязанской области отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере предоставления малоимущим гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Рязанской области" установлен порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Предоставление государственной услуги осуществляется управлением энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани в соответствии с Положением об управлении, утвержденным решением Рязанской городской Думы от 23 декабря 2010 года N 741-1.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Туровская М.А. и члены её семьи зарегистрированы и проживают в принадлежащей ей с 16 марта 2018 года квартире по адресу: "адрес" общей площадью 34, 9 кв.м.
7 октября 2020 г. Туровская М.А. обратилась в управление энергетики и жилищно- коммунального хозяйства администрации г. Рязани с заявлением о принятии ее с составом семьи 3 человека на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации. В числе прочих документов к заявлению приложена копия справки об инвалидности 3 группы Туровской М.А.
Для рассмотрения заявления Туровской М.А. муниципальным органом в соответствии с ч. 4 ст. 10 Закона Рязанской области от 11 февраля 2020 года N2-ОЗ было запрошено решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим.
Из представленного ответа следует, что решение о признании Туровской М.А. и членов её семьи малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, администрацией города Рязани не издавалось.
Постановлением от 02 ноября 2020 г. N4126 администрацией г.Рязани в принятии Туровской М.А. и членов её семьи Туровского С.И, Туровской А.С. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п. 1.1 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказано.
Рассматривая настоящий спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу (с которым согласился суд апелляционной инстанции), что оспариваемое постановление администрации г.Рязани от 02 ноября 2020 года рассмотрено компетентным органом, решение органа об отказе в принятии Туровской М.А. и членов ее семьи на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма соответствует требованиям действующего законодательства, рассмотрено в соответствии с указанными в заявлении основаниями, прав и законных интересов истца не нарушает.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судами верно, представленным доказательствам дана оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судами обеих инстанций не допущено.
Доводы кассационной жалобы о том, что жилищное законодательство не связывает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях с признанием их малоимущими, а Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусматривает в качестве такого основания признание инвалида малоимущим, основаны на ошибочном толковании норм права, данные доводы были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судами двух инстанций при рассмотрении данного дела и имели бы юридическое значение, влияли на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы, изложенные в апелляционном определении.
Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта судом апелляционной инстанции, предусмотренных часть 1 статьи 310 КАС РФ, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 15 июня 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 22 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Туровской Марины Александровны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.