Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Репиной Е.В, судей Иванова Д.А, Циркуновой О.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО2, представителя административного истца ФИО1 по доверенности - Фоминой Н.Е. на решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 23 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 13 декабря 2022 года, вынесенные по административному делу N 2а-175/2022 по административному иску ФИО1, ФИО2 к ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, ФСИН России о признании действий незаконными, обязании устранить допущенные нарушения, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО.
ФИО2 и ФИО1 обратились в суд с административным иском о признании незаконными действий ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, выразившихся в постановке на текст почтовой корреспонденции штампа цензорской проверки, что делает невозможным прочтение написанного. Такие действия доставляют моральные страдания административным истцам.
Решением Бабушкинского районного суда г. Москвы от 23 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 13 декабря 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 23 марта 2023 года, ФИО2 и представителя ФИО1 - Фомина Н.Е. просят об отмене состоявшихся судебных актов с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Приводят доводы о том, что не представлен Приказ Минюста N 264 ДСП "Об утверждении инструкции по цензуре корреспонденции подозреваемых и обвиняемых содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы". Судами не истребован данный документ, не проверена идентичность текста, на который ссылается административный ответчик. При этом из ответа УФСИН России по ЯНАО следует, что инструкция не предусматривает проставление штампов "проверено" на тексте писем. Прохождение корреспонденцией цензуры подтверждается только штампом обратного почтового адреса учреждения УИС на конверте письма.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами при рассмотрении названного спора.
Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания и исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
На основании частей 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 91 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации исправительного учреждения, за исключением случаев, указанных в части четвертой статьи 15 настоящего Кодекса. Срок осуществления цензуры составляет не более трех рабочих дней, а в случае, если письма, почтовые карточки и телеграммы написаны на иностранном языке, - не более семи рабочих дней.
Судами установлено, что супруги ФИО1 и ФИО8 поддерживают связь, в том числе, с использованием почтовой переписки. Из представленных в материалы дела копий почтовых отправлений следует, что на тексте почтовой корреспонденции цензором проставлен штамп "проверено".
Административными истцами оспариваются действия должностных лиц ФКУ ИК-18, связанные с процедурой цензуры почтовой корреспонденции.
Разрешая заявленные требования, суды двух инстанций, сославшись на положения Уголовно-исполнительного кодекса РФ, приказа Минюста России N 264-дсп "Об утверждении инструкции по цензуре корреспонденции подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы лиц, осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в учреждениях уголовно-исполнительной системы", указали, что отсутствуют основания для признания незаконными действий по проставлению штампа проверено на тексте письма, проставление штампа "проверено" цензором на самом тексте связано с отсутствием свободного места на листе; материалами дела не подтвержден факт нарушения охраняемых законом прав административных истцов, наступление каких-либо негативных правовых последствий, в связи с оспариваемыми действиями.
Вместе с тем судами первой и апелляционной инстанций не учтено следующее.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает обязанность суда определять обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, при этом по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия), принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 62 поименованного кодекса).
Доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Данный принцип выражается, в том числе в принятии судом предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела (часть 2 статьи 14, часть 1 статьи 63, части 8 и 12 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Указанные требования процессуального закона не были выполнены.
Делая вывод об отсутствии факта нарушения охраняемых законом прав административных истцов, наступления каких-либо негативных правовых последствий, судами оставлено без внимания то обстоятельство, что 14 октября 2021 года ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО направлено ФИО2 сообщение, в котором учреждением указывалось на необходимость проставления сотрудниками ФКУ ИК-18 штампа "проверено" максимально в стороне от текста.
В письме от 24 сентября 2021 года УФСИН России по ЯНАО указано, что цензура со стороны администрации исправительного учреждения осуществляется в соответствии с Приказом Минюста России N 264-дсп "Об утверждении инструкции по цензуре корреспонденции подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы лиц, осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в учреждениях уголовно-исполнительной системы". При отправлении почтовой корреспонденции цензор на каждом почтовом отправлении должен проставить штампом обратный почтовый адрес учреждения, означающий, что данное отправление прошло цензуру. Штамп, проставленный на конверте письма, устанавливает персональную ответственность цензоров за проверяемую корреспонденцию.
Мотивируя свою позицию при рассмотрении настоящего административного дела, представитель административного ответчика также указал, что штамп "проверено" цензором учреждения проставляется максимально в стороне от текста, какие-либо отметки (подчеркивания, прокалывания) на корреспонденции запрещаются.
Таким образом, делая вывод об отсутствии нарушения прав, судами не проверено соблюдение процедуры проведения цензуры корреспонденции, установленной Приказом Минюста России N 264-дсп. Установление данных обстоятельств имеет значение для правильного разрешения настоящего административного дела.
Доводы административных истцов о том, что простановка на самом тексте почтовой корреспонденции штампа цензорской проверки делает невозможным прочтение написанного, судами оставлены без внимания.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.
При таких данных выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для признания незаконными действий по проставлению штампа "проверено" на тексте письма и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, являются преждевременными.
Поскольку судами допущены существенные нарушения норм процессуального права, которые повлекли принятие незаконных судебных актов, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда и апелляционное определение подлежат отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 23 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 13 декабря 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в Бабушкинский районный суд г. Москвы.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.