судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО6, судей ФИО2, ФИО3, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики о признании расчета компенсации при увольнении неверными, об обязании произвести повторный расчет, о взыскании излишне уплаченного налога на доходы физических лиц, компенсации морального вреда
(номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N)
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Таганского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО6, объяснения представителя ответчика ФИО4, возразившего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики о признании расчетов компенсации при увольнении неверными и об обязании произвести повторный расчет, о взыскании излишне уплаченного налога на доходы физических лиц из компенсации по причине расторжения служебного контракта в связи с сокращением занимаемой должности и компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указала, что являлась государственным гражданским служащим и осуществляла свою трудовую деятельность в Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (Минвостокразвития).
Приказом N-лс от 26.03.2021 уволена в связи с сокращением должности и при расчете подлежащей выплате компенсации работодателем был удержан налог на доходы физического лица в размере 44 202 руб, затем решением Таганского районного суда "адрес" восстановлена в должности, после чего она освобождена от замещаемой должности гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ и уволена с федеральной государственной гражданской службы на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе) с удержанием из подлежащей выплате компенсации налога в размере 47 874 руб, однако выплачиваемая государственным гражданским служащим компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания не является выходным пособием и средним месячным заработком на период трудоустройства, а является отдельным видом компенсации, при этом ограничение по абз. 7 пункта 1 ст. 217 НК РФ не применяется, что указывает на незаконность произведенных ответчиком удержаний налога с причитающихся ей компенсаций, в связи с чем, просит суд признать указанные расчеты компенсации при увольнении по сокращению занимаемой должности от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ неверными, обязать Минвостокразвития произвести повторные расчеты, взыскать с последнего излишне уплаченный налог на доходы физических лиц в общем размере 92 076 руб. и компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб.
Решением Таганского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и апелляционным определением, ФИО1 обратилась во Второй кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об их отмене как незаконных и необоснованных, просит направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель жалобы ссылается на допущенное судами нарушение норм материального права, ошибочность выводов судов о том, что Минвостокразвития России является ненадлежащим ответчиком по делу, незаконность произведенного зачета выплаченных денежных сумм между первым и вторым увольнением.
В судебное заседание истец и третье лицо, Межрегиональное бухгалтерское управление Федерального казначейства, не явились, о времени и месте проведения заседания извещены надлежащим образом, препятствий к рассмотрению дела в их отсутствие не имеется.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность решения и апелляционного определения, кассационный суд не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
Судами установлено, что ФИО1 занимала должность государственной гражданской службы начальника отдела социально-экономического развития регионов Арктической зоны Департамента развития Арктики Министерства РФ по развитию Дальнего Востока (Минвостокразвития).
29.03.2021 с ФИО1 со стороны Минвостокразвития произведен окончательный расчет на общую сумму 693 090 руб. 98 коп, из которой сумма удержанного налога НДФЛ составила 44 202 руб, что подтверждается расчетным листком за март 2021 года. Из расчетного листка следует, что сумма выплат при расчете, в том числе, включала не облагаемую налогом денежную компенсацию в размере месячного денежного содержания - 450 309 руб. 52 коп, компенсацию при увольнении (выходное пособие свыше 3-х кратного размера) - 116 359 руб. 13 коп.
Решением Таганского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1, ФИО5 удовлетворены частично, постановлено:
"Признать незаконным увольнение ФИО1 приказом N-лс от ДД.ММ.ГГГГ по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Признать незаконным увольнение ФИО5 приказом N-лс от ДД.ММ.ГГГГ по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Восстановить ФИО1 в должности федеральной государственной гражданской службы начальника отдела социально-экономического развития регионов Арктической зоны.
Восстановить ФИО5 в должности федеральной государственной гражданской службы референта отдела государственной поддержки инвестиционных проектов Департамента развития Арктики Минвостокразвития России.
Решение суда в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики в пользу ФИО1 средний заработок за время вынужденного прогула в размере 106 721 руб. 77 коп, компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб.
Взыскать с Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики в пользу ФИО5 средний заработок за время вынужденного прогула в размере 86 928 руб. 56 коп, компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб.
В остальной части исков - отказать".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по апелляционной жалобе Минвостокразвития России решение Таганского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменено в части взыскания среднего заработка за время вынужденного прогула.
В отмененной части по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО5 к Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики об оплате времени вынужденного прогула отказано.
В остальной части решение Таганского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
Приказом Минвостокразвития N-лс от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с федеральной государственной гражданской службы на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О государственной гражданской службе Российской Федерации.
Согласно представленному за июль 2021 года расчетному листку с ФИО1 со стороны Минвостокразвития произведен окончательный расчет на общую сумму 379 903 руб. 44 коп, из которой сумма удержанного налога НДФЛ составила 47 874 руб, из листка следует, что в сумму выплат при расчете, в том числе, была включена компенсация при увольнении (выходное пособие свыше 3-х кратного размера) на период ДД.ММ.ГГГГ, составившая 100 257 руб. 64 коп, компенсация при увольнении (выходное пособие свыше 3-х кратного размера) на период ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ составившая 116 359, 13 руб, а также не облагаемая денежная компенсация в размере месячного денежного содержания, составившая 48 304, 47.
В силу пункта 3.1 части 3 статьи 37 ФЗ N "О государственной гражданской службе" в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Исчисление и удержание налогов относится к компетенции работодателя, как налогового агента по удержанию налога из дохода работника и его перечислению в бюджетную систему (ст. 24, 226 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 231 Налогового кодекса Российской Федерации излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма НДФЛ подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика, если иное не предусмотрено главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы НДФЛ производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему РФ в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным физлицам, с доходов которых налоговый агент производит удержание этого налога, в течение трех месяцев со дня получения агентом заявления налогоплательщика (абзац 3 пункта 1 статьи 231 Налогового кодекса РФ). В абзаце 6 пункта 1 статьи 231 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему РФ, недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной суммы НДФЛ налогоплательщику в трехмесячный срок, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему заявления налогоплательщиком, направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога.
Возврат налоговому агенту перечисленного ранее в бюджет НДФЛ осуществляется налоговым органом в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса РФ (абзац 7 пункта 1 статьи 231 Налогового кодекса РФ). До возврата из бюджетной системы РФ излишне удержанной и перечисленной суммы налога налоговый агент вправе осуществить возврат такой суммы налога за счет собственных средств.
Судами установлено также, что в состав выплат, произведенных в месяце окончательного расчета при первом сокращении истца в марте 2021 года, были включены следующие выплаты: денежное содержание гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью; ежегодный оплачиваемый отпуск; компенсация за неиспользованный отпуск; материальная помощь: премия за особо важные и сложные задания; компенсация при увольнении (выходное пособие) по п. 8.1 - 8.3 ч. 1 статьи 37 79-ФЗ.
Сумма подоходного налога, указанная в исковом заявлении ФИО1 исчислена и уплачена со всех выплат окончательного расчета, при этом компенсация при увольнении (выходное пособие) по п. 8.1 - 8.3 ч. 1 статьи 37 79-ФЗ включена в налогооблагаемую базу только в части, не превышающей трехкратного размера среднего месячного заработка.
В состав выплат, произведенных в месяце окончательного расчета при втором сокращении в июле 2021 года включены следующие выплаты: денежное содержание гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью; премия за особо важные и сложные задания; компенсация за увольнение до окончания срока уведомления; перерасчет компенсации при увольнении (выходное пособие) по п. 8.1 - 8.3 ч. 1 статьи 37 79-ФЗ; средний заработок за время вынужденного прогула.
Сумма подоходного налога, указанная в исковом заявлении ФИО1, исчислена и уплачена со всех выплат окончательного расчета, за исключением компенсации за увольнение до окончания срока уведомления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных их казенных учреждений" полномочия Минвостокразвития России по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению переданы Межрегиональному бухгалтерскому управлению Федерального казначейства.
Из сообщения Межрегионального бухгалтерского управления Федерального казначейства в адрес Минвостокразвития от ДД.ММ.ГГГГ следует, что выполнение полномочий по начислению заработной платы обеспечивается с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", в которой используются единые справочники, реестры и классификаторы, используемые участниками системы "Электронный бюджет", перечень и порядок формирования которых устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации, а также иными настройками на основе требований Российского законодательства.
В отношении порядка обложения налогом на доходы физических лиц компенсаций, выплачиваемых государственному гражданскому служащему при увольнении с государственной гражданской службы в случаях расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", при увольнении ФИО1 расчет налоговой базы в системе "Электронный бюджет", производился в соответствии с разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации, только в части превышения указанной компенсации трехкратного размера среднего месячного заработка. Аналогичные разъяснения были предоставлены Федеральному казначейству в письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Принимая обжалуемое решение, районный суд (с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции) исходил из того, что вопросы расчета и выплаты пособий при увольнении гражданских служащих, в том числе ФИО1, отнесены в силу Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, к ведению Межрегионального бухгалтерского управления Федерального казначейства, в результате чего Минвостокразвития России не является надлежащим ответчиком по делу, а истец отказался от замены ответчика надлежащим.
Вопреки позиции кассатора, данный вывод соответствует как установленным судами обстоятельствам, приведенным нормам материального права, положениям ч. 2 ст. 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску), следует из позиции третьего лица - Межрегионального бухгалтерского управления Федерального казначейства, занимаемой управлением в ходе рассмотрения настоящего спора, а также из представленного в материалы дела Положения о Межрегиональном бухгалтерском управлении Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которому отдельные полномочия федеральных органов исполнительной власти, включая спорные, переданы Управлению. Оно находится в подчинении Федерального казначейства, является самостоятельным юридическим лицом и несет самостоятельную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на Управление функций. К полномочиям Управления отнесено не только начисление выплат, но и их перечисление (п. 8.1 положения).
Судом было учтено, что истец не лишена возможности обратиться во внесудебном порядке за возвратом ей автоматически удержанного ГИИС "Электронный бюджет" с сумм компенсации при увольнении налога, что прямо следует из письменных пояснений Межрегионального бухгалтерского УФК, данных суду первой инстанции, однако она с соответствующим заявлением не обращалась. Более того, из позиции Управления в суде первой инстанции следует, что в настоящее время, с учетом изменения правовой позиции Министерства финансов Российской Федерации, отраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ N, право на возврат НДФЛ со всей компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания не оспаривается, поскольку ограничение не облагаемого НДФЛ размера выплат, установленное для выходных пособий абз. 7 п. 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, не применяется.
Довод же кассатора о том, что при повторном увольнении и расчете не должна была быть удержана денежная сумма, ранее выплаченная ей при предыдущем увольнении со ссылкой на то, что средний заработок за время вынужденного прогула не подлежит уменьшению на суммы заработной платы, полученные у другого работодателя, не основан на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, не учитывает субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с государственной гражданской службой, а также фактические обстоятельства дела.
Нарушений либо неправильного применения судами норм процессуального права, предусмотренных в ч. 4 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено. Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Таганского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.