Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Курлаевой Л.И, судей ФИО7, ФИО8, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ОПФР по "адрес" о назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационным жалобам представителя истца ФИО1 и представителя ОСФР по "адрес" по доверенности на решение Промышленного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1, уточнив требования, обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" (далее - ОПФР по "адрес") о признании незаконным решения ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, включении в специальный страховой стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве производителя работ строительного объекта СПМК - 1 треста "ТАСМС" Республики Туркменистан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве мастера СМУ "Копетдатводострой Республики Туркменистан", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве прораба на капитальном строительстве в Ашхабадском монтажном управлении РРСМУ МСХТ Республики Туркменистан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве прораба на капитальном строительстве СМУ-2 УС Ашхабадстрой" Республики Туркменистан, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве прораба на капитальном строительстве СМУ N треста ТТС МТ и РТ Республики Туркменистан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве мастера на капитальном строительстве ОАО "Смолстром", а также в страховой стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве заместителя председателя Кооператива "Синтез" "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве инженера по охране труда авиакомпании "Ахал" Республики Туркменистан, назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 4.1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента обращения за ее назначением с ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на необоснованный отказ ответчика ему в этом.
Решением Промышленного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. Судом постановлено: обязать ГУ - ОПФР по "адрес" включить в страховой стаж работы заявителя следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве производителя работ строительного объекта 1 треста "ТАСМС" Республики Туркменистан; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве мастера СМУ "Копетдатводострой Республики Туркменистан", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве прораба на капитальном строительстве в Ашхабадском монтажном управлении РРСМУ МСХТ Республики Туркменистан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве прораба на капитальном строительстве СМУ-2 УС Ашхабадстрой" Республики Туркменистан, со ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ в качестве прораба на капитальном строительстве СМУ N треста ТТС МТ и РТ Республики Туркменистан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве заместителя председателя Кооператива "Синтез" "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве инженера по охране труда авиакомпании "Ахал" Республики Туркменистан
В удовлетворении требования о назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 22 декабря решение Смоленского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ изменено в части включения в страховой стаж ФИО1 периода работы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве инженера по охране труда авиакомпании "Ахал" Республики Туркменистан, резолютивная часть решения суда в указанной части изложена в следующей редакции: включить в страховой стаж ФИО1 период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве инженера по охране труда авиакомпании "Ахал" Республики Туркменистан. В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционные жалобы сторон без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной представителем ответчика ОСФР по "адрес" (правопреемником ОПФР по "адрес") во Второй кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене вынесенных судебных постановлений, как незаконных. В обоснование своей позиции указывает, что судебные акты в части включения периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве заместителя председателя Кооператива "Синтез" "адрес" в страховой стаж ФИО1, приняты с нарушением норм материального права. Суды пришли к ошибочному выводу о возможности зачета в страховой стаж истца периода работы в кооперативе, представленные в материалы дела документы не содержат сведений об уплате страховых взносов в отношении ФИО1 в период в указанный период.
В кассационной жалобе, поданной представителем истца ФИО1 по доверенности ФИО9 во Второй кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене вынесенных судебных постановлений, как незаконных в той части, в которой в удовлетворении требований истцу было отказано. Полагает, что вывод о том, что для включения спорных периодов работы истца в специальный стаж для назначения пенсии необходимо еще и подтверждение этого стажа компетентными органами Республики Туркменистан несостоятельными, поскольку Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ таких требований не содержит.
В материалы дела ОСФР по "адрес" были представлены письменные возражения на кассационную жалобу истца и ходатайство о рассмотрении дела судом кассационной инстанции в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции представитель ФИО1 по доверенности ФИО9 доводы поданной кассационной жалобы поддержал, против доводов кассационной жалобы ответчика возражал.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается сведениями почтового идентификатора, кроме того, информация о месте и времени слушания дела размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с ч. 1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
При рассмотрении дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ГУ УПФР в "адрес" с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 30 Федерального Закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ.
Решением ГУ УПФР в "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии ФИО1 отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа на соответствующих видах работ.
По подсчетам пенсионного органа специальный стаж истца составил 1 год 10 месяцев 16 дней, принят к зачету страховой стаж 29 лет 4 месяца 3 дня.
В специальный стаж истца ответчиком не включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве производителя работ строительного объекта СПМК - 1 треста "ТАСМС" Республики Туркменистан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве мастера СМУ "Копетдатводострой Республики Туркменистан", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве прораба на капитальном строительстве в Ашхабадском монтажном управлении РРСМУ МСХТ Республики Туркменистан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве прораба на капитальном строительстве СМУ-2 УС Ашхабадстрой" Республики Туркменистан, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве прораба на капитальном строительстве СМУ N треста ТТС МТ и РТ Республики Туркменистан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве мастера на капитальном строительстве ОАО "Смолстром", а также в страховой стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве заместителя председателя Кооператива "Синтез" "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве инженера по охране труда авиакомпании "Ахал" Республики Туркменистан.
Сведения о трудовой деятельности в спорные периоды подтверждены истцом, представленной в материалы дела копией трудовой книжки.
Судом были направлены запросы в Управление Пенсионного фонда и Государственный архив "адрес" Республики Туркменистан, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Туркменистан, Центральный государственный архив Республики Туркменистан о предоставлении справок, уточняющих условия работы ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из архивной справки усматривается, что в приказах по личному составу архивного фонда Акционерного общества открытого типа "Авиакомпания "Туркменистан" значится ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р, который с ДД.ММ.ГГГГ принят на должность инженера охраны труда ОТ АУП - приказ N/л от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ уволен по ст. 31 КЗоТ Туркменистана, по собственному желанию - приказ от ДД.ММ.ГГГГ N/л.
Центральный архив Министерства сельского хозяйства Туркменистана не располагает архивными документами следующих организаций и предприятий системы Агропромышленного комплекса Туркменистана, где, согласно записи в трудовой книжке, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р, работал: специализированная передвижная механизированная колонна (СПМК)-12 Треста "Туркменагроспецмонтажстрой" (ТАСМС) в качестве производителя работ строительного объекта СПМК-12 треста "ТАСМС" с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ; Ашхабадское монтажное управление Республиканского ремонтно-строительно-монтажного управления (РРСМУ) Министерства сельского хозяйства Туркменской ССР в качестве прораба на капитальном строительстве с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Подтвердить трудовой стаж выписками из приказов или оформить справку о з/пл ФИО1 не представляется возможным, т.к. архивные документы указанных организаций и предприятий: СПМК-12 треста "ТАСМС" Госагропрома - Минсельстроя ТССР, Ашхабадского монтажного управления (РРСМУ) Минсельхоза Туркменистана не передавались на хранение в Центральный архив Министерства сельского хозяйства и охраны окружающей среды Туркменистана, после упразднения или реорганизации.
СМУ-3 Хякимлика "адрес" не имеет возможности подтвердить стаж работы и заработную плату ФИО1, в архивных документах государственного Архива "адрес" с 1993 г. по 1995 г. он не значится.
Архивной справкой Производственного Управления "Ашгабадсувгурлушик" - правопреемника упраздненного СМУ треста "Копетдагводстрой" на основании приказа по Министерству Водного Хозяйства Туркменистана N от ДД.ММ.ГГГГ "О передаче СМУ треста "Копетдагводстрой" в состав Производственного Управления "Ашгабатсувгурлушик"" подтверждено, что ФИО1 действительно работал в СМУ треста "Копетдагводстрой" с ДД.ММ.ГГГГ мастером, с ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию. Стаж работы подтверждают на основании записи по начислению заработной платы за 1992 год и 07/1992. В связи с реорганизацией предприятия книги приказов не сохранились.
По сведениям государственного архива "адрес" документы кооператива "Синтез" на государственное хранение в архив не поступали.
Архивной справкой N подтвержден факт работы истца в качестве слесаря-монтажника по СМУ-3 треста "Туркменторгстрой", куда приказом от ДД.ММ.ГГГГ NК он был принят на указанную должность по 6-му разряду на объект "Собственная база", приказом N К уволен по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с записями в трудовой книжке ФИО1 РТ-1 N в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в РСУ мастером по капитальному строительству, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ мастером Гнездовского производства; приказом ОАО Смолстром" от ДД.ММ.ГГГГ N принят в РСУ на должность плотника 4 разряда с ДД.ММ.ГГГГ, переведен с ДД.ММ.ГГГГ на должность мастера РСУ (приказ ОАО Смолстром" от ДД.ММ.ГГГГ N), с ДД.ММ.ГГГГ - мастером на Гнездовское производство (приказ ОАО Смолстром" от ДД.ММ.ГГГГ N), с ДД.ММ.ГГГГ - главным инженером Гнездовского производства (приказ ОАО Смолстром" от ДД.ММ.ГГГГ N). В лицевых счетах по начислению заработной платы за 1999-2000 г.г. имеются ежемесячные начисления заработной платы с июля 1999 г. по декабрь 2000 г, в которых также фигурирует должность мастера.
Истец в системе обязательного пенсионного страхования зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о его работе в ОАО "Смолстром" поданы работодателем без кода льготы, как "работа обычная"; сама организация не состояла на учете, как организация, имеющая перечни льготных профессий и должностей.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу об отсутствии у ответчика оснований для отказа истцу во включении периодов работы в "адрес", имевших место до ДД.ММ.ГГГГ, подтвержденных записями, содержащимися в трудовой книжке, в страховой стаж ФИО1
Вместе с тем, суд первой инстанции оснований для удовлетворения требований истца о включении о включении в специальный стаж периодов работы в "адрес" не усмотрел. Приходя к выводу об отказе истцу в удовлетворении требований в указанной части, исходил из отсутствия у ФИО1 подтвержденного в предусмотренном законом порядке страхового стажа по должностям, поименованным в разделе XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов Списка N, утвержденным постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N (код 22900006-23419, код 22900006- 24441), для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ в связи с осуществлением работы в тяжелых условиях в "адрес", имевшей место в период до ДД.ММ.ГГГГ. Справки, уточняющие характер работы или условия труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости с особыми условиями труда, за спорные периоды истцом не представлены, компетентными органами Республики Туркменистан не подтверждены.
Кроме того, суд пришел к выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих о льготном характере истца в период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве мастера на капитальном строительстве РСУ ОАО "Смолстром".
Поскольку на момент обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости специальный стаж истца составлял 1 год 10 месяцев 16 дней, право на досрочную пенсию у него не возникло, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Проверяя постановление суда первой инстанции по доводам апелляционных жалоб истца и ответчика, судебная коллегия по гражданским делам суда апелляционной инстанции пришла к выводу о наличии оснований для его изменения в части указания периода подлежащего взысканию в страховой стаж истца периода работы в качестве инженера по охране труда авиакомпании "Ахал" "адрес", поскольку по данным архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 значился работающим в указанной должности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не имеет оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационных жалоб сторон.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 665 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Методическим рекомендациям по применению имеющихся на предприятиях и в организациях документов для подтверждения права на льготное пенсионное обеспечение работников с особым характером работы и условиями труда в соответствии со Списками N 1 и N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденными Постановлением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N 1173", объявленных Информационно-методическим письмом Минздрава РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 21 о применении имеющихся на предприятиях и в организациях документов для подтверждения права на льготное пенсионное обеспечение, документами, подтверждающими права трудящегося на льготное пенсионное обеспечение, являются трудовая книжка, документы выдаваемые работодателями на основании первичных документов: приказов, штатных расписаний, ведомостями, журналами и т.д, а также справками, уточняющими льготный характер работы, выдаваемыми работодателями.
Пунктом 2 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1, утвержденных Приказом Министерства труда и занятости РСФСР N 3, Министерства социальной защиты населения РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 235, установлено, что право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня.
До ДД.ММ.ГГГГ ранее действующее пенсионное законодательство указанных требований не содержало.
Согласно разделу XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" Списка N, утвержденного постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 10, предусмотрены- мастера строительных и монтажных работ.
Документальное подтверждение того, что заявитель выполнял работы, предусмотренные для ЕТКС для должности "мастер строительных и монтажных работ", отсутствует.
Положениями статьи 14 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25 8н.
Из положений статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый-третий статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
ДД.ММ.ГГГГ между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее по тексту - Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со статьей 1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего ФИО4 за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с пунктом 15 Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших "адрес" ССР" (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный N 1056) документы о стаже работы и заработке, предоставляемые из государств - бывших республик ФИО4 должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вышеизложенное означает, что данные документы, в частности, должны содержать все необходимые реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом форма документа может быть произвольной.
Российская Федерация и "адрес" являются государствами- участниками Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая возникший спор, суды обоснованно исходили, из того, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы истца органы, осуществляющие пенсионное обеспечение вправе предъявлять соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом стаже, приобретенном на территории государств-участников соглашения. После распада ФИО4 необходимо документальное подтверждение включения периодов работы в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости по законодательству Республики Туркменистан.
Ни записи в трудовой книжке истца, ни представленные в материалы дела справки не содержат информации о характере выполняемой истцом работы и не подтверждают занятость истца на работах, предусмотренных положениями Списка N от 1991 года.
Положения норм материального права, регулирующих порядок и условия назначения страховых пенсий, в том числе досрочных, гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность на территории государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами Российской Федерации, и прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, в данном случае из Республики Туркменистан, судом первой инстанции при разрешении исковых требований учтены и применены правильно.
Судебная коллегия полагает, что выводы нижестоящих судов о включении спорных периодов работы истца на территории Республики Туркменистан, на основании записей содержащихся в трудовой книжке и представленных архивных справок, в страховой стаж истца для назначения пенсии является обоснованными, а приведенные доводы истца о необходимости включения указанных периодов в специальный стаж, и приведенные доводы в жалобе ответчика об отсутствии основания для включения в страховой стаж периода работы в кооперативе "Синтез" несостоятельными.
Вопреки доводам кассационной жалобы оснований для включения в специальный стаж истца периода работы с 23 июля 199 года по ДД.ММ.ГГГГ в качестве РСУ мастера на капитальном строительстве ОАО "Смолстром", у нижестоящих судов не имелось. Льготный характер работы работодателем не подтвержден, выполнение работы в данной профессии, не дает права на досрочное назначение пенсии, наименование должности Списком N, утвержденного Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено.
Ввиду отсутствия необходимой продолжительности стажа суды обоснованно отказали истцу в удовлетворении требований о назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Несогласие кассаторов с выводами судов по существу спора полностью повторяет правовую позицию сторон в нижестоящих судах, которые являлась предметом всесторонней проверки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалоб, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием, изложенную в обжалуемых судебных актах.
Мотивы, по которым суды частично удовлетворили требования истца и отклонили доводы апелляционных жалоб, исчерпывающе подробно приведены судами в обжалуемых судебных постановлениях и дополнительной аргументации не требуют. Суд кассационной инстанции с выводами нижестоящих судов соглашается.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
С учётом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб сторон.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Промышленного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в части оставленной без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ - оставить без изменения, кассационные жалобы ОСФР по "адрес" и ФИО1 без удовлетворения
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.