Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО7, судей ФИО5, ФИО6
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" и "адрес" о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" и "адрес" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, Заслушав доклад судьи ФИО7, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению- Главному управлению Пенсионного фонда РФ N по "адрес" и "адрес" (далее- ГУ - ГУ ПФР N по "адрес" и "адрес") об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Просила суд обязать ответчика включить в специальный стаж следующие периоды трудовой деятельности: в календарном исчислении: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в 5 клинической больнице "адрес", Республики Беларусь, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- в в/ч 44444 "адрес" горка, Республики Беларусь, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг.- в 321 Военном клиническом госпитале "адрес", а также в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев- период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- в 321 Военном клиническом госпитале "адрес" и назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости со дня первоначального обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что оснований для отказа в назначении пенсии не имелось, а специальный трудовой стаж подтвержден необходимыми документами.
Решением Лефортовского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N по "адрес" и "адрес" о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью удовлетворены частично.
На Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N по "адрес" и "адрес" возложена обязанность включить в подсчет стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" ФИО1 работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении. В остальной части иска отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в силу ст. 44 ГПК РФ произведена замена ответчика ГУ - ГУ ПФР N по "адрес" и "адрес" на его правопреемника Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" и "адрес" (далее- ОСФР по "адрес" и "адрес").
Апелляционным определением судебной коллегии судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Лефортовского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ОСФР по "адрес" и "адрес" о возложении обязанности по включению в подсчет специального стажа периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначении досрочной страховой пенсии по старости - отменено и принято в отмененной части новое решение, которым на ОСФР по "адрес" и "адрес" возложена обязанность включить в подсчет специального стажа ФИО1 период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ
В остальной части решение Лефортовского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем ОСФР по "адрес" и "адрес" ставится вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного; указывает, что компетентными органами Республики Беларусь периоды работы истца в льготном исчислении как медицинская деятельность не подтверждены, первое обращение истца за назначением пенсии по старости к ответчику было только ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для возложения обязанности назначить истцу пенсию по старости досрочно с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании суда кассационной инстанции истец ФИО1 возражала против доводов кассационной жалобы ответчика
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела по доводам жалобы и материалам дела допущено не было.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсий в установленных законом случаях и размерах, реализация которого обеспечивается в Российской Федерации путем создания систем пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ), вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного Федерального закона, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
До ДД.ММ.ГГГГ основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N-ФЭ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N- ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений ч. 1.1 данной статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
В целях реализации положений ст. ст. 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Как следует из содержания п. 3 данного постановления исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется, в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, согласно подп. "н" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N применяются:
-Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ;
-Постановление ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
-Правила исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
ДД.ММ.ГГГГ государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Беларусь, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также - Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего ФИО4 за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ).
При новом установлении пенсий в рамках названного Соглашения с бывшими республиками ФИО4 территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств-участников Соглашения, а также подтверждение о сохранении института досрочных страховых пенсий путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств. Решение об установлении пенсии должно выносится на основании документов о трудовом (страховом) стаже и только при условии надлежащего их подтверждения.
Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, пенсионные права которых приобретены на территории Республики Беларусь, регулируются Договором между Российской Федерации и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ, который вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со статьями 2, 3 Договора настоящий договор регулирует государственное социальное обеспечение, обязательное (государственное) социальное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон и являющихся их гражданами, а также членов семей этих лиц, подпавших или подпадающих под действие законодательства Договаривающихся Сторон. Настоящий Договор распространяется на отношения, регулируемые законодательством Договаривающихся Сторон о государственном социальном обеспечении, обязательном (государственном) социальном страховании и обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том что относится к трудовым пенсиям по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в "адрес") и социальным пенсиям (п. п. 3 п. 1 ст. 3 Договора).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 указанного Договора каждая Договаривающаяся Сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной пенсии) на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применением положений настоящего Договора и своего законодательства.
В силу статьи 11 Договора при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.
В случае если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает и без учета страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории.
Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.
При этом подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (пункт 2).
Пунктом 1 статьи 23 Договора предусмотрено, что назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в "адрес") после вступления в силу настоящего Договора осуществляется в следующем порядке: за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до ДД.ММ.ГГГГ на территории бывшего ФИО4, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором; за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после ДД.ММ.ГГГГ на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующему страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ Nр "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего ФИО4", утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего ФИО4 (далее - Рекомендации).
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего ФИО4.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N).
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Аналогичное положение закреплено в абзаце 1 пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которому документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
До введения в действие Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде ФИО3" статья 167 КЗоТ ФИО3 предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 постановления ФИО2 и ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ N "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с ДД.ММ.ГГГГ повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты ФИО4 по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ При этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде ФИО3" (вступил в силу года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основаниям п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ - ГУ ПФР N по Москве и "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N в назначении пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа, который был определен как 25 лет 07 мес. 25 дн. При этом в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение не были включены следующие периоды:
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности медсестры физио-терапевтического отделения 5-я клиническая больница "адрес", так как не подтверждено компетентными органами Республики Беларусь;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра госпитального отделения медицинской роты в/ч 44444, так как не подтверждено компетентными органами Республики Беларусь;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- так как в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета отсутствует код льготной работы (л.д.9-10).
ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, при этом истцу были включены в стаж на соответствующих видах работ периоды ее работы общей продолжительностью 28 лет 06 месяцев 25 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
Как следует из трудовой книжки истца, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была принята на должность медицинской сестры госпитального отделения медицинской роты в/ч 44444. ДД.ММ.ГГГГ - уволена по собственному желанию; ДД.ММ.ГГГГ- зарегистрирована в качестве безработной с выплатой пособия по безработице, ДД.ММ.ГГГГ - принята в "321 военный госпиталь" на должность палатной медсестры отделения абдоминальной хирургии по 8 тарифному разряду оплаты труда, ДД.ММ.ГГГГ - переведена на должность палатной медсестры отделения неотложной хирургии по 8 тарифному разряду оплаты труда, ДД.ММ.ГГГГ - в связи с переходом на новый штат переведена на должность палатной медицинской сестры хирургического отделения на 25 коек (неотложной хирургии) по 9 тарификационному разряду оплаты труда, ДД.ММ.ГГГГ - 321 окружной госпиталь клинической хирургии переименован в ФГУ 321 окружной военный клинический госпиталь, ДД.ММ.ГГГГ подтверждена 8 квалификационная категория, ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор прекращен по инициативе работника.
Согласно справке, уточняющей особый характер работы от ДД.ММ.ГГГГ N, выданной ФГКУ "321 военный клинический госпиталь" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работала в должности палатной медсестры отделения абдоминальной хирургии в "321 Военном клиническом госпитале", в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в должности палатной медицинской сестры хирургического отделения (на 25 коек неотложной хирургии) на полную ставку.
Согласно представленной архивной выписке от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была принята с ДД.ММ.ГГГГ в медицинскую роту медицинской сестрой госпитального отделения в в/ч 44444 (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ - уволена по собственному желанию (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ).
Разрешая спор, суд первой инстанции, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о включении в специальный стаж в календарном исчислении периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг, а также в льготном исчислении как один год работы за 1 год и 6 месяцев периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции в части отсутствия оснований для удовлетворения требований истца о включении специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не согласился.
Отменяя решение суда в указанной части и удовлетворяя требования истца, отметил об ошибочности вывода о том, что необходимым условием для включения спорных периодов в специальный стаж является подтверждение компетентного органа о включении этого периода на территории Республики Беларусь в стаж, дающий право на досрочную пенсию, поскольку согласно ст. 23 Договора между РФ и Республикой Беларусь от ДД.ММ.ГГГГ "О сотрудничестве в области социального обеспечения" по желанию и на основании заявлений граждан Договаривающихся Сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора.
Исходя из приведенных выше нормативных актов с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ ФИО3 до внесения изменений в данную норму закона, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из трудовой книжки истца, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была принята на работу в 5-ю Городскую клиническую больницу "адрес", Республики Беларусь на должность медсестры по массажу физиотерапевтического отделения и уволена ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной работодателем, ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала полный рабочий день в качестве медицинской сестры по массажу физиотерапевтического отделения, при этом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по уходу за ребенком, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет.
В справке Управления социальной защиты администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ указаны следующие сведения о страховом (трудовом) стаже ФИО1: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, исходя из приведенного правового регулирования и установленных обстоятельств, а также учитывая совокупность представленных доказательств, в том числе принимая во внимание, что спорный период работы истца по занимаемой должности подтвержден трудовой книжкой, льготной справкой из учреждения здравоохранения Республики Беларусь (работодателя), частично признан компетентным органом Республики Беларусь, отпуск по уходу за ребенком начался у ФИО1 до ДД.ММ.ГГГГ, судебная коллегия пришла к выводу, что правовых оснований для отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 в части возложении на ответчика обязанности по включению в подсчет специального стажа периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, у суда первой инстанции не имелось.
Кроме того, судебная коллегия не согласилась с выводом суда об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 в части возложения на ответчика обязанности назначить ей досрочную страховую пенсию по старости.
При суммировании включенных в подсчет специального стажа истца периодов пенсионным органом с периодами, зачтенными судом первой инстанции (в календарном исчислении- -2 года 03 месяца 19 дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в льготном исчислении 01 год 04 месяца 11 дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом того, что в календарном исчислении данный период уже был зачтен пенсионным органом) и судом апелляционной инстанции (01 год 02 месяца 13 дней-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), всего- 31 год 11 месяцев, необходимый 30-летний специальный стаж, требуемый для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" был выработан истцом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
Как установлено судами и подтверждено материалами дела первоначально за назначением досрочной страховой пенсии по старости ФИО1 обратилась в ГУ- УПФР "адрес" края в декабре 2019 г..
Установив указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции, принимая во внимание положения ч. 3 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии", пришел к выводу о том, что пенсия истцу должна быть назначена на полгода ранее, чем предусмотрено п. 20 ч. 1, ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, Приложение N к указанному Закону, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Ввиду изложенного, оснований не согласиться вышеприведенными выводами суда апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы ответчика суд апелляционной инстанции, правомерно учел факт обращения истца в пенсионный орган по вопросу назначения пенсии по старости досрочно в ГУ- УПФР "адрес" края в декабре 2019 "адрес" этом факт обращения истца в другой территориальный орган пенсионного фонда в данном случае не может умалять прав истца на своевременное пенсионное обеспечение.
При рассмотрении дела судами установлены все обстоятельства, имеющие значение для его правильного разрешения, правильно применены нормы материального и процессуального права; выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Нарушений либо неправильного применения норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, предусмотренных в части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГг. оставить без изменения, кассационную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" и "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.