Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО3, судей Курлаевой Л.И, ФИО5, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству экономического развития Российской Федерации об обязании заключить служебный контракт на неопределённый срок о прохождении государственной гражданской службы в должности заместителя начальника отдела, возмещении материального и морального вреда, по кассационной жалобе истца ФИО2 А.Н. на решение Пресненского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО2 А.Н. обратился в суд с иском к Министерству экономического развития Российской Федерации, в котором просил признать обязать заключить служебный контракт на неопределённый срок о прохождении государственной гражданской службы в должности заместителя начальника отдела, возместить материальный и моральный вред в размере 4 000 000 рублей.
В обоснование заявленных требований ФИО2 А.Н. ссылался на то, что проходит государственную гражданскую службу в Министерстве экономического развития Российской Федерации, занимает должность ведущего консультанта отдела Африки Департамента Азии, Африки и ФИО2, в соответствии со служебным контрактом N от ДД.ММ.ГГГГ и Дополнительными соглашениями к нему, ДД.ММ.ГГГГ он был уведомлен работодателем о сокращении замещаемой им должности, в связи с изменением структуры и штатного расписания Минэкономразвития России, а также уведомлен о том, что согласно ч. 1 ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" ему будет предложена возможность замещения иной должности государственной гражданской службы в Минэкономразвития России или другом государственном органе. Однако до настоящего времени служебный контракт с ним не расторгнут, фактически он находится за штатом, что, в частности привело к нарушению его права на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания. Истец неоднократно предпринимал попытки трудоустроиться в центральном аппарате Минэкономразвития РФ в различных Департаментах, что не привело к заключению с ним служебного контракта по соответствующей должности, при этом на личную рабочую почту еженедельно приходит рассылка из Департамента управления делами и кадровой политики о приеме новых сотрудников, ввиду чего, полагал, что бездействие со стороны ответчика по трудоустройству Работника, в период начатой процедуры сокращения численности штата и не расторжении трудового с истцом, влекут к нарушению его трудовых прав, незаконными действиями ответчика связанными с его не трудоустройством, истцу причинен материальный и моральный вред.
Решением Пресненского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО2 А.Н. отказано.
В кассационной жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, истцом ФИО2 А.Н. ставится вопрос об отмене вынесенных судебных постановлений, как незаконных, поскольку по существу его требования не рассмотрены. В обоснование своей позиции указывает, что судом апелляционной инстанции нарушены положения ст. 327 ГПК РФ, а именно суд апелляционной инстанции не провел проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, также представленный истцом отзыв на возражения ответчика на апелляционную жалобу истца не были рассмотрены судебной коллегией, кроме того, доводы не были заслушаны в устной форме, как по отзыву истца так и по комплексу доминирующих противоправных действий и дальнейшего бездействия ответчика по апелляционной жалобе. Кассатор обращает внимание на то, что судом апелляционной инстанции не был поставлен на обсуждение вопрос о предоставлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств.
В материалы дела представителем Министерства экономического развития Российской Федерации Левенталь Э.Б. представлены возражения на кассационную жалобу истца.
Судебное заседание суда кассационной инстанции было назначено на 14 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ, после перерыва объявленного до 14 часов 05 минут ДД.ММ.ГГГГ судебное заседания продолжено в прежнем составе судей.
В судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции истец ФИО2 А.Н. доводы кассационной поддержал, представитель ответчика ФИО6 возражала против отмены судебных актов.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд приходит к следующему.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (статья 2).
К общим основаниям прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы относятся расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статьи 37 настоящего Федерального закона), а также отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29 настоящего Федерального закона) (пункты 4 и 7 части 1 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N79-ФЗ общим основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статьи 37 настоящего Федерального закона).
В силу пункту 8.2 части 1 статьи 37 этого Федерального закона служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки (часть 1). О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2).
Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 5). В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 этого же закона (часть 6).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 822 в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ утверждены Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил при отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы, отвечающих требованиям части 1 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, кадровая служба указанных органов не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения государственного гражданского служащего в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы "Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров", с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.
Уведомление о предложении государственному гражданскому служащему вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах с приложением списка этих вакантных должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, вручается кадровой службой государственному гражданскому служащему под роспись не позднее чем за 25 дней до дня предстоящего увольнения в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или с упразднением государственного органа (пункт 4 Правил).
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии со служебным контрактом N от ДД.ММ.ГГГГ и Дополнительными соглашениями ФИО2 А.Н. был назначен на должность ведущего консультанта отдела Африки Департамента Азии, Африки и ФИО2 Министерстве экономического развития Российской Федерации.
Приказом N-л от ДД.ММ.ГГГГ истцу присвоен классный чин - советника государственной гражданской службы РФ 3 класса с выплатной оклада в размере 1663 рублей в месяц.
ДД.ММ.ГГГГ истец был уведомлен представителем нанимателя о сокращении замещаемой им должности, в связи с изменением структуры и штатного расписания Минэкономразвития России, а также уведомлен о том, что согласно ч. 1 ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" ему будет предложена возможность замещения иной должности государственной гражданской службы в Минэкономразвития России или другом государственном органе, о чем ФИО2 А.Н. уведомлен под подпись.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 А.Н. проходил собеседование с заместителем директора Департамента секторов экономики в рамках рассмотрения его кандидатуры на должность заместителя начальника отдела развития транспортного комплекса Департамента секторов экономики. По результатам собеседования кандидатура ФИО2 А.Н. не была поддержана к дальнейшему рассмотрению.
Разрешая спор и признавая требования истца необоснованными, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО2 А.Н. имеет действующий служебный контракт государственного гражданского служащего, заключенный на неопределённый срок, и пользуется всеми правами, а также несет обязанности, предусмотренные законом для федеральных государственных гражданских служащих в связи с чем оснований для возложения обязанности на ответчика по заключению с ним служебного контракта на неопределенный срок о прохождении государственной гражданской службы в должности заместителя начальника отдела не имеется. Отметил, что работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения, обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации, закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.
Отклоняя доводы истца, суд первой инстанции указал, что бездействия со стороны ответчика, как нанимателем, и нарушения трудовых прав истца, при разрешении спора не установлено. На момент разрешения спора служебный контракт, заключенный с истцом, не расторгнут, истец получает денежное содержание, согласно условиям служебного контракта, уведомление выдано работнику в рамках соблюдения процедуры сокращения штата работников.
Судом учтено, что Департаментом управления делами и кадровой политики принимались меры к трудоустройству истца на вакантные должности. В указанных целях были направлены служебные письма в структурные подразделения Министерства, а именно, в Департамент аналитического сопровождения внешнеэкономической деятельности от ДД.ММ.ГГГГ N "адрес"вн-6158, в Департамент секторов экономики от ДД.ММ.ГГГГ N "адрес"вн-6154, в Департамент развития двустороннего сотрудничества от ДД.ММ.ГГГГ N "адрес"вн-6152, в Департамент государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ от ДД.ММ.ГГГГ N "адрес"вн-6147 с предложением рассмотреть кандидатуру ФИО2 А.Н. для возможного замещения вакантной должности заместителя начальника отдела в соответствующем структурном подразделении Министерства.
В рамках работы, проводимой Департаментом управления делами и кадровой политики центрального аппарата Министерства с 2019 года кандидатура истца направлялась на рассмотрение во все структурные подразделения Министерства, в функции которых входит работа по международному направлению и транспортному развитию, однако, по результатам собеседований с целью замещения должности государственной гражданской службы кандидатура истца не была поддержана к дальнейшему рассмотрению, о чем было сообщено ФИО2 А.Н. в ответ на его обращение.
В рамках проверки доводов истца, судом также установлено, что в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГN79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) в отношении А.Н. ФИО2, имеющего действующий служебный контракт государственного гражданского служащего, заключенный на неопределённый срок, распространяются как ограничения, связанные с гражданской службой (статья 16 Закона N 79-ФЗ), так и основные государственные гарантии (статья 52 Закона N 79-ФЗ), ведется учет стажа государственной гражданской службы (4 г. 7 мес. 16 дней - стаж в Минэкономразвития России по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, дата назначения на должность - ДД.ММ.ГГГГ), равно как и производится выплата денежного содержания в полном объеме, осуществляются соответствующие отчисления в Пенсионный фонд России и Фонд социального страхования Российской Федерации. На основании уведомления о сокращении замещаемой А.Н. ФИО2 должности гражданской службы ведущего консультанта отдела Африки Департамента Азии, Африки и ФИО2 А.Н. был откреплен от штатного расписания, в настоящее время находится за штатом, при этом открепление работника от штатного расписания было произведено в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений в структуру центрального аппарата Министерства экономического развития Российской Федерации, утв. приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N", в котором Департамент Азии, Африки и ФИО2 был полностью исключен из структуры центрального аппарата Министерства, функции и полномочия, соответствующие должностному регламенту А.Н. ФИО2, в настоящий момент осуществляются Департаментом развития двустороннего сотрудничества.
Так, подпункты 1.1, 2.1.3, 2.1.5 и 2.1.7 приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Положения о Департаменте развития двустороннего сотрудничества Министерства экономического развития Российской Федерации" непосредственно утверждают полномочия в сфере деятельности в отношениях со странами Африки, которые ранее были закреплены за ныне упраздненным структурным подразделением.
ФИО2 А.Н. имеет постоянное рабочее место, закрепленное за ним, оборудованное всеми техническими средствами автономного рабочего места, доступ к системе внутреннего документооборота (СЭДО) и иным внутренним системам Минэкономразвития России, необходимым в соответствии с его должностным регламентом, для осуществления его непосредственной служебной функции, что истцом в ходе рассмотрения дела не было оспорено.
Ведение табеля учета рабочего времени указанного сотрудника осуществляет Департамент развития двустороннего сотрудничества Минэкономразвития России.
Отклоняя доводы истца о сокращении размера заработной платы, суд указал, что права ФИО2 А.Н. на оплату труда и другие выплаты Министерством не были нарушены, зарплата истцу выплачена согласно отработанному рабочему времени, исходя из условий служебного контракта и положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в свою очередь основания и порядок премирования гражданских служащих являются компетенцией и правом представителя нанимателя, зависят, в частности, от количества и качества выполненных гражданским служащим особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на государственный орган, состояния фонда оплаты труда и других факторов, которые могут оказывать влияние на принятие решения о премировании и его размере в отношении каждого гражданского служащего персонально, и производится по решению представителя нанимателя с учетом выполнения гражданским служащим особо важных и сложных заданий и исполнения должностного регламента. При этом требований о взыскании премиальных выплат истцом в суде заявлено не было, суд рассмотрел дело в пределах заявленных исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами районного суда и их правовым обоснованием.
Оставляя решение суда без изменения и отклоняя доводы апелляционной жалобы ФИО2 А.Н, судебная коллегия указала, что истец уволен не был, в связи с чем процедура увольнения и предложение вакантных должностей работнику подлежат проверке в судебном порядке при расторжении с государственным служащим служебного контракта.
Также суд апелляционной инстанции признал несостоятельными доводы ФИО2 А.Н. о совершении ответчиком в отношении него дискриминационных действий, препятствующих осуществлению его профессиональной деятельности и переводу на указанную в иске должность, поскольку истцом в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит верными выводы нижестоящих судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о возложении на ответчика обязанности заключить служебный контракт на неопределенный срок о прохождении государственной гражданской службы в должности заместителя начальника отдела, согласно ряду вакантных штатных единиц в соответствии со штатным расписанием центрального аппарата Минэкономразвития Российской Федерации.
Как верно отметили суды, данные требования не подлежали удовлетворению, поскольку между сторонами имеется заключенный служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ N на неопределенный срок, который является действующим, соглашение между работником и работодателем о переводе достигнуто не было.
Вместе с тем, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов в части разрешения требований истца о взыскании компенсации морального и материального вреда на сумму 4000000 руб.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункт 2).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).
Приведенные выше требования закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации по настоящему делу не выполнены, юридически значимые обстоятельства по делу в полной мере не определены и не исследованы.
Полагая свои права нарушенными и обращаясь в суд с иском о взыскании компенсации морального и материального вреда, ФИО2 А.Н. ссылался на отсутствие возможности трудиться и продвижения по службе, а также на снижение заработной платы по причине невыполнения работодателем предусмотренных законодательством мероприятий в рамках процедуры сокращения занимаемой им должности.
Российская Федерация- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Частью 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав (ч.5 ст.75 Конституции РФ).
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; запрещение дискриминации в сфере труда; обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, равенство прав и возможностей работников; обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы; обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (ст.14 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета, бюджета федеральной территории "Сириус" с учетом положений статьи 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 437-ФЗ "О федеральной территории "Сириус" или бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.
Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.
Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.
По данному делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований ФИО2 А.Н. и их обоснования, возражений ответчика относительно иска и регулирующих спорные отношения норм трудового законодательства Российской Федерации и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" являлись следующие обстоятельства: предоставлена ли работодателем истцу предусмотренная Конституцией Российской Федерации гарантия трудиться, имело ли место снижение истцу заработной платы, в связи с тем, что такая возможность работодателем, по мнению истца, не предоставлена, препятствовало ли реализации права истца на продвижение по службе невыполнение работодателем мероприятий по сокращению занимаемой им должности в сроки и в порядке предусмотренные положениями статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Разрешая исковые требования ФИО2 А.Н, суды первой и апелляционной инстанции указали, что трудовые права истца не нарушены ввиду того, что ФИО2 А.Н. имеет постоянное рабочее место, закрепленное за ним, оборудованное всеми техническими средствами автономного рабочего места, доступ к системе внутреннего документооборота (СЭДО) и иным внутренним системам Минэкономразвития России, необходимым в соответствии с его должностным регламентом, для осуществления его непосредственной служебной функции, зарплата истцу выплачивается согласно отработанному им рабочему времени.
Однако, в нарушение действующего законодательства суды не учли и не проверили изложенные ФИО2 А.Н. в иске и приведенные в ходе судебного заседания доводы о том, что после предупреждения о сокращении занимаемой им должности и вывода за штат без предложения ему на протяжении длительного времени вакантных должностей, которые, как указывал истец, у работодателя имелись, фактически какая-либо работа по обусловленной контрактом функции ему не предоставлялась, он лишен возможности трудиться, получать соответствующее вознаграждение с учетом объема и сложности выполняемых работ; влияет ли на трудовые права истца длительность процедуры сокращения численности штата (более трех лет), непредложение ему вакантных должностей.
Приведенные истцом доводы в совокупности с иными доказательствами по делу своей оценки не получили.
Кроме того, истцом заявлены требования о взыскании морального и материального вреда в размере 4000000 руб.
Разрешая спор, суды не выяснили, что входит в объем указанных требований, не предложили разграничить данные требования с учетом правового регулирования.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Из разъяснений пунктов 5, 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" (в его действующей редакции) следует, что под уточнением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, следует понимать действия судьи и лиц, участвующих в деле, по определению юридических фактов, лежащих в основании требований и возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению. В случае заблуждения сторон относительно фактов, имеющих юридическое значение, судья на основании норм материального права, подлежащих применению, разъясняет им, какие факты имеют значение для дела и на ком лежит обязанность их доказывания (статья 56 ГПК РФ). При определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.
В пункте 7 того же Постановления Пленума разъяснено, что судья обязан уже в стадии подготовки дела создать условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, но с учетом характера правоотношений сторон и нормы материального права, регулирующей спорные правоотношения. Судья разъясняет, на ком лежит обязанность доказывания тех или иных обстоятельств, а также последствия непредставления доказательств. При этом судья должен выяснить, какими доказательствами стороны могут подтвердить свои утверждения, какие трудности имеются для представления доказательств, разъяснить, что по ходатайству сторон и других лиц, участвующих в деле, суд оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (часть 1 статьи 57 ГПК РФ).
Вышеназванные обстоятельства свидетельствуют о формальном подходе суда первой инстанции к рассмотрению настоящего дела, что в результате привело к искажению задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных ст. 2 ГПК РФ, и нарушению права истца на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту, гарантированную каждому ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также ч. 1 ст. 46 Конституции РФ. Спор по существу остался неразрешенным, суд первой инстанции от его разрешения, фактически, уклонился.
В силу положений ст. ст. 67, 71, 195 - 198 ГПК РФ суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требования относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные ст. 2 названного кодекса.
Данные требования закона не выполнены.
Если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств. Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела (п. 2 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания (ч. 2 ст. 56 ГПК РФ) (п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Из приведенных норм процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что суд апелляционной инстанции должен исправлять ошибки, допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела, поэтому он наделен полномочиями по повторному рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных законом для производства в суде апелляционной инстанции.
Вместе с тем указанные требования судом апелляционной инстанции не выполнили.
Ввиду изложенного обжалуемые судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, что согласно ст. 379.7 ГПК РФ является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть все приведенное выше и разрешить спор на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1. ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационной суда общей юрисдикции, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ - отменить в части разрешения требований ФИО2 А.Н. о возмещении материального и морального вреда, дело направить в отмененной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции - в Пресненский районный суд "адрес".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.