Московский городской суд в составе:
председательствующего - судьи
Алисова И.Б, при помощнике судьи
Асфалиди Ю.А, с участием:
прокурора апелляционного отдела уголовно-судебного управления прокуратуры города Москвы
Журавлевой С.Ф, обвиняемого
Ашурбекова Г.А, защитника - адвоката
Брадауцан М.В, рассмотрел в открытом судебном заседании материал по апелляционной жалобе защитника - адвоката Брадауцан М.С. на постановление судьи Останкинского районного суда города Москвы от 10 мая 2023 года, которым в отношении
Ашурбекова.., родившегося.., гражданина РФ, несудимого, женатого, имеющего детей.., трудоустроенного, зарегистрированного по адресу:...
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. "б" ч. 4 ст. 158 УК РФ, продлен срок домашнего ареста на 2 месяца, а всего до 5 месяцев, то есть до 16 июля 2023 года, с сохранением наложенных запретов.
Изложив содержание постановления и доводы апелляционной жалобы, выслушав выступления обвиняемого Ашурбекова Г.А. и защитника - адвоката Брадауцан М.С, поддержавших доводы жалобы, прокурора Журавлевой С.Ф, полагавшей постановление судьи законным, обоснованным и мотивированным, суд апелляционной инстанции
установил:
Настоящее уголовное дело возбуждено 16 февраля 2023 года в СО ЛО МВД РФ на станции Москва-Савеловская города Москвы в отношении других и неустановленных лиц по признакам состава преступления, предусмотренного п. "б" ч. 4 ст. 158 УК РФ, и 17 февраля этого же года по подозрению в совершении данного преступления в порядке ст.ст. 91, 92 УПК РФ был задержан Ашурбеков, с участием защитника допрошен в качестве подозреваемого, а затем ему было предъявлено обвинение в совершении указанного преступления.
Постановлением судьи Останкинского районного суда от 21 февраля 2023 года в отношении Ашурбекова избрана мера пресечения в виде домашнего ареста с возложением соответствующих запретов и обязанностей.
Срок предварительного следствия по уголовному делу продлен руководителем следственного органа до 16 июля 2023 года.
Срок домашнего ареста обвиняемого Ашурбекова продлевался в судебном порядке и постановлением судьи Останкинского районного суда города Москвы от 10 апреля 2023 года продлен на 2 месяца, а всего до 5 месяцев, то есть до 16 июля 2023 года, с сохранением наложенных запретов и обязанностей.
В апелляционной жалобе защитник - адвокат Брадауцан М.С. считает постановление суда незаконным и необоснованным; указывает, что ходатайство следователя о продлении срока домашнего ареста обвиняемого Ашурбекова и постановление судьи не содержат достаточных документов и доказательств, обосновывающих доводы о возможности данного обвиняемого совершить действия, указанные в ст. 97 УПК РФ, а также подтверждающих выводы о невозможности изменения избранной меры пресечения на более мягкую; обращает внимание, что Ашурбеков ранее не судим, имеет постоянное жилье и регистрацию в московском регионе, имел постоянный доход; на его иждивении находятся неработающая жена и пятеро малолетних детей, один из которых является инвалидом и ему требуется постоянный уход и специализированная медицинская помощь, в том числе и стационарная; просит по результатам апелляционного рассмотрения постановление судьи отменить, избрать в отношении Ашурбекова меру пресечения в виде запрета определенных действий.
Изучив представленные материалы, проверив доводы жалобы и выслушав выступления сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 97 УПК РФ мера пресечения избирается при наличии достаточных оснований полагать, что подозреваемый или обвиняемый скроется от предварительного следствия или суда, может продолжать заниматься преступной деятельностью, угрожать свидетелям, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 107 УПК РФ домашний арест в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении обвиняемого при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения.
В представленных материалах имеются ссылки на данные о событии преступления, а также обосновывающие подозрение Ашурбекова в причастности к инкриминируемым деяниям; его задержание по подозрению в совершении преступления произведено при наличии оснований и в порядке, которые предусмотрены ст.ст. 91, 92 УПК РФ; следственные действия с его участием проведены в соответствии с общими правилами их производства.
Порядок предъявления обвинения Ашурбекову следователем не нарушен.
Вместе с тем, в соответствии с вышеуказанными нормами закона домашний арест не может быть избран в качестве меры пресечения, если отсутствуют предусмотренные статьей 97 УПК РФ основания, а именно: данные о том, что подозреваемый или обвиняемый может скрыться от дознания, предварительного следствия или суда, либо продолжать заниматься преступной деятельностью, либо угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, либо уничтожить доказательства, либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
При решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления и определения ее вида при наличии вышеуказанных оснований должны учитываться также тяжесть преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства.
В качестве оснований для избрания меры пресечения в виде домашнего ареста могут быть признаны такие фактические обстоятельства, которые свидетельствуют о реальной возможности совершения обвиняемым, подозреваемым действий, указанных в статье 97 УПК РФ, и невозможности беспрепятственного осуществления уголовного судопроизводства посредством применения в отношении лица иной меры пресечения.
Кроме того, суд обязан в каждом случае обсуждать возможность применения в отношении лица иной, более мягкой, меры пресечения.
Согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2 ст. 109 УПК РФ домашний арест избирается на срок до двух месяцев, а в случае невозможности закончить предварительное следствие в данный срок и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен на срок до 6 месяцев; дальнейшее продление срока может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения до 12 месяцев.
Данные требования закона судом при решении вопроса о продлении срока домашнего ареста в отношении Ашурбеков не выполнены, в связи с чем признать постановление судьи соответствующим требованиям ч. 4 ст. 7 УПК РФ нельзя.
Так, при том, что Ашурбеков обвиняется в совершении тяжкого преступления, в обжалуемом постановлении не приведены конкретные фактические обстоятельства, свидетельствующие о наличии у него реальной возможности совершить действия, указанные в ст. 97 УПК РФ.
Напротив, как следует из представленных материалов, каких-либо данных, свидетельствующих о предпринятых им действия, препятствующих расследованию уголовного дела, не имеется.
В то же время, судом не дано оценки тому, что Ашурбеков признает свою вину, сотрудничает со следствием, а каких-либо сведений о том, что он как до задержания, так и в период действия избранной меры пресечения предпринимал какие-либо действия, направленные на воспрепятствование расследованию уголовного дела, нарушающие условия избранной меры пресечения, представленные материалы не содержат.
Кроме того, судом первой инстанции не учтены такие обстоятельства как возраст и семейное положение обвиняемого, наличие у него постоянного места жительства и регистрации в городе Москве, источника дохода, отсутствие компрометирующих сведений, а также наличие на иждивении жены, находящейся в послеродовом отпуске, и пятерых малолетних детей, один из которых находится на грудном вскармливании, а другой - инвалид, нуждающийся в постоянном уходе и специализированной стационарной медицинской помощи, что подтверждено документально.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что срок содержания Ашурбекова под домашним арестом продлен без достаточных оснований.
В соответствии с п. 1 ст. 389.15 УПК РФ основанием изменения судебного решения в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда, изложенных в судебном решении, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой инстанции, а не соответствующим фактическим обстоятельствам уголовного дела, согласно п.п. 1 и 2 ст. 389.16 УПК РФ, признается судебное решение если выводы суда не подтверждаются доказательствами, рассмотренными в судебном заседании, суд не учел обстоятельств, которые могли существенно повлиять на выводы суда.
С учетом изложенного постановление суда о продлении срока домашнего ареста Ашурбеков подлежит изменению.
Вместе с тем, принимая во внимание характер и степень общественной опасности инкриминируемых Ашурбекову деяний, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости применения в отношении него меры пресечения в виде запрета определенных действий без ограничения выхода из занимаемого жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 389.13, 389.20, 389.26 и 389.28 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
постановил:
Постановление судьи Останкинского районного суда города Москвы от 10 мая 2023 года в отношении Ашурбекова... изменить.
Меру пресечения в виде домашнего ареста в отношении обвиняемого Ашурбекова.., паспортные данные изменить на запрет определенных действий с возложением обязанности своевременно являться по вызовам следователя, прокурора и суда, а также соблюдать возлагаемые судом запреты.
В соответствии со ст. 105.1 УПК РФ установить Ашурбекову Г.А. следующие запреты:
- общаться по обстоятельствам уголовного дела с участниками судопроизводства по настоящему уголовному делу за исключением близких родственников, следователя, сотрудников контролирующих органов, а также защитников;
- запретить вести переговоры с использованием средств связи, включая стационарные и мобильные телефоны, электронную почту, сеть Интернет, по обстоятельствам, касающимся расследования настоящего уголовного дела, за исключением обращений в неотложных случаях в медицинские учреждения, правоохранительные органы и аварийно-спасательные службы, а также общения с контролирующим органом, защитниками и следователем. О каждом таком звонке обвиняемый Ашурбеков Г.А. должен информировать контролирующий орган.
Возложить осуществление контроля за соблюдением обвиняемым Ашурбековым Г.А. наложенных судом запретов на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
Разъяснить обвиняемому Ашурбекову Г.А, что в случае нарушения возложенных на него запретов, отказа от применения к нему аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля или умышленного повреждения, уничтожения, нарушения целостности указанных средств либо совершения иных действий, направленных на нарушение функционирования применяемых к нему аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, суд по ходатайству следователя, а в период судебного разбирательства по представлению контролирующего органа может изменить эту меру пресечения на более строгую.
Апелляционное постановление может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с требованиями гл. 47.1 УПК РФ.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.