Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Мызниковой Н.В, судей фио, фио, при помощнике судьи Макушненко В.С, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
гражданское дело по апелляционной жалобе Управления социальной защиты населения адрес
на решение Тушинского районного суда адрес от 12 октября 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований УСЗН адрес (ИНН 7734077659) к Филипповой Татьяне Алексеевне (СНИЛС 025-028-569 28) о взыскании излишне выплаченной региональной доплаты к социальной пенсии - отказать,
УСТАНОВИЛА:
УСЗН адрес обратилось в суд с иском к Филипповой Т.А. и просит взыскать с ответчика в свою пользу излишне выплаченную сумму региональной социальной доплаты к пенсии в размере сумма, ссылаясь на то, что ответчик являлась получателем указанной выплаты, которая была установлена ей в соответствии с ее заявлением от 06.07.2018, к которому были приложены все необходимые документы, в том числе трудовая книжка с последней записью об увольнении 25.05.2018, указанная выплата была назначена с 01.07.2018. 25.08.2019 из ГУ-ОПФР в результате межведомственного взаимодействия были получены сведения о перерасчете пенсии Филипповой Т.А. в связи с осуществлением трудовой деятельности. С 01.09.2019 Филипповой Т.А. была прекращена выплата региональной социальной доплаты к пенсии. Посредством межведомственного взаимодействия истцом были получены сведения о том, что Филиппова Т.А. осуществляла трудовую деятельность в период, в который она подлежала пенсионному страхованию с 05.09.2018 по 31.12.2019, таким образом, в связи с непредоставлением Филипповой Т.А. сведений об осуществлении трудовой деятельности, у нее образовалась переплата в размере сумма за период с 01.10.2018 по 31.08.2019, от возврата которой она уклоняется, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не завили, в связи с чем суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец УСЗН адрес.
В судебное заседания апелляционной инстанции представитель истца УСЗН адрес явилась, поддержала доводы апелляционной жалобы.
Ответчик Филиппова Т.А. в судебное заседание апелляционной инстанции не явилась, извещена, в связи чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца УСЗН адрес, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что 06.07.2018 Филиппова Т.А. обратилась в адрес Митино адрес с заявлением о предоставлении государственной услуги (социальной выплаты за счет средств бюджета адрес), приложив к заявлению необходимые документы.
По результатам рассмотрения указанного заявления с 01.07.2018 Филипповой Т.А. была назначена региональная социальная доплата к пенсии.
Как следует из материалов дела, 25.08.2019 из ГУ-ОПФР в результате межведомственного взаимодействия были получены сведения о перерасчете пенсии Филипповой Т.А. в связи с осуществлением трудовой деятельности в период с 05.09.2018 по 31.12.2019 в ООО "Аптечная сеть "Эвалар", в связи с чем с 01.09.2019 Филипповой Т.А. была прекращена выплата региональной социальной доплаты к пенсии.
21.05.2020 адрес Митино адрес принято решение о взыскании переполученных Филипповой Т.А. сумм региональной социальной доплаты к пенсии за период с 01.10.2018 по 31.08.2019 в размере сумма (исходя из получаемых ею сумма ежемесячно).
Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь, в том числе, полжениями ст. 1102 ГК РФ, п. 3 ст. 1109 ГК РФ, учитывая, что добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется и бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего выплаты, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм; принимая во внимание, что с момента назначения ответчику региональной социальной доплаты к пенсии, орган соцзащиты не истребовал в рамках осуществления межведомственного взаимодействия сведения из ПФР РФ относительно заработка истца и это привело к возникновению переплаты региональной социальной доплаты к пенсии, что именно на управления социальной защиты населения адрес возложена обязанность не допускать переплаты выделяемых бюджетных средств, в том числе на выплату региональной социальной доплаты к пенсии, что стороной истца не представлено доказательств недобросовестности действий ответчика при получении региональной социальной доплаты к пенсии, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.
Положениями ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что региональная социальная доплата к пенсии, которая назначается пенсионеру, проживающему на адрес, не осуществляющему работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", не выплачивается в период выполнения указанной работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N1268-ПП право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в адрес (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в адрес по месту жительства или по месту пребывания; к неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.
В абзаце первом пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты указано, что региональная социальная доплата неработающим пенсионерам назначается управлением социальной защиты населения адрес по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, учитываемых в общей сумме материального обеспечения пенсионера.
В заявлении о назначении региональной социальной доплаты пенсионер дает согласие на проверку сведений, содержащихся в документах, представляемых им для назначения региональной социальной доплаты, и в обязательном порядке подписывает обязательство о своевременном (в течение 10 календарных дней) сообщении в управление социальной защиты населения адрес, выплачивающее региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты или прекращение ее выплаты. Форма заявления утверждается Департаментом труда и социальной защиты населения адрес (абзац второй пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В силу п. 35 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты к пенсии неработающих пенсионеров, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП при поступлении сведений, свидетельствующих о возможной утрате права пенсионера на получение региональной социальной доплаты, управление социальной защиты населения адрес вправе приостанавливать ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты. В случае подтверждения этих обстоятельств выплата региональной социальной доплаты прекращается.
В п. 33 указанного Порядка предусмотрены случаи утраты права на получение региональной социальной доплаты, к которым в числе прочих относится осуществление пенсионером в возрасте старше 18 лет работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пп. "г"), а также установлено, что если пенсионером в какой-либо из периодов утрачивалось право на получение региональной социальной доплаты, то при представлении им документов, подтверждающих вновь приобретение этого права, региональная социальная доплата назначается заново исходя из общей суммы его материального обеспечения на дату обращения.
Порядок возмещения ущерба, в случаях, когда представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в п. 41 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" повлекло за собой перерасход бюджетных средств на выплату региональной социальной доплаты, установлен в п. 42 указанного Постановления и предусматривает, что управление социальной защиты населения адрес определяет сумму излишне выплаченных средств.
Исходя из приведенных положений нормативного правового акта адрес (постановления Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии") право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в адрес (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в адрес по месту жительства или по месту пребывания. Региональная социальная доплата к пенсии назначается неработающим пенсионерам управлением социальной защиты населения адрес по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании его письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии. На пенсионера возлагается обязанность сообщать управлению социальной защиты населения района адрес об обстоятельствах, влекущих прекращение региональной социальной доплаты к пенсии.
Положения ст. ст. 1102, 1103 ГК РФ регулируют отношения из обязательств вследствие неосновательного обогащения.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, с заявлением о предоставлении государственной услуги в виде выплаты региональной социальной доплаты, ответчик 06.07.2018 года подписала собственноручно расписку-уведомление с обязательством сообщить в течение 10 календарных дней о УСЗН адрес обо всех изменениях, влияющих на право получения государственной услуги и ее размер, в том числе, о поступлении на оплачиваемую работу, заключение договора на оказание услуг.
При этом, менее чем через два месяца после подписания указанного обязательства, ответчик приступила к осуществлению трудовой деятельности с 05.09.2018 в ООО "Аптечная сеть "Эвалар", где работала по 31.12.2019, за период работы получила доход: в 2018 г. - сумма, в 2019 г. - сумма, с указанного дохода были перечислены страховые взносы в пенсионный фонд, в связи с чем судебная коллегия полагает, что вывод суда об отсутствии недобросовестности в действиях ответчика при получении региональной социальной доплаты к пенсии с одновременным скорым трудоустройством, является неправомерным. При этом, судебная коллегия учитывает, что нормами действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, именно на пенсионера возлагается обязанность сообщать органам социальной защиты населения об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты региональной социальной доплаты к пенсии, что ответчиком сделано не было.
Положением о Департаменте труда и социальной защиты населения адрес, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 8 сентября 2015 г. N 566-ПП, предусмотрено, что Департамент труда и социальной защиты населения адрес является отраслевым органом исполнительной власти адрес, осуществляющим функции, в частности, по реализации государственной политики в сфере труда и социальной защиты населения, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов, иных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей с детьми.
В пункте 4.22 этого Положения определено, что Департамент выполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств адрес, главного администратора доходов бюджета адрес по источникам, закрепляемым в соответствии с возложенными полномочиями.
Согласно пункту 10 названного положения Департамент создает территориальные подразделения - управления социальной защиты населения адрес, являющиеся юридическими лицами. Управления социальной защиты населения адрес действуют на основании положений о них, утверждаемых правовыми актами Департамента.
Приказом ДТСЗН адрес от 30.01.2017 N 63 утверждено Положение о УСЗН адрес, которым предусмотрено, что УСЗН адрес наделено полномочиями, в том числе, по контролю за правильным и рациональным расходованием средств, выделяемых из бюджета адрес на реализацию функций в сфере социальной защиты граждан, а также осуществляет работу по обеспечению межведомственного информационного взаимодействия для оказания государственных и иных услуг в адрес с использованием отраслевых информационных систем, входящих в состав Распределенной автоматизированной системы обработки информации по социальной защите населения Москвы (РАСОИ "Соцзащита" Москвы) и Автоматизированной системы государственных и муниципальных услуг и функций (фио).
Из объяснений представителя истца и имеющихся в материалах дела документов усматривается, что, именно выполняя свои функции по межведомственному взаимодействию с целью контроля рационального расходования средств, выделяемых из бюджета адрес на реализацию функций в сфере социальной защиты граждан, УСЗН адрес и выявило факт необоснованного получения Филипповой Т.А. суммы региональной социальной доплаты к пенсии за период с 01.10.2018 по 31.08.2019 г, а выявив указанное обстоятельство, своевременно приняло решение о прекращении выплат ответчику региональной социальной доплаты. Соответственно, отсутствуют основания для вывода о невыполнении возложенных на УСЗН адрес функций по запросу в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях данных, позволяющих проверить достоверность имеющихся у органа социальной защиты населения сведений, касающихся пенсионера, в отношении ответчика истцом такие меры предприняты в полной мере.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при наличии неправомерных действий Филипповой Т.А. и отсутствия счетной ошибки, при исполнении УСЗН адрес возложенных на него функций по осуществлению межведомственного взаимодействия, своевременному выявлению переплаты и прекращению выплаты, с учетом положений приведенных правовых норм и положений ст. 1102 ГК РФ, п. 3 ст. 1109 ГК РФ, являются правомерными и подлежащими удовлетворению заявленные исковые требования УСЗН адрес.
Соответственно, вынесенное по делу решение подлежит отмене, как постановленное при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильном применении норм материального права, с вынесением по делу нового решения о взыскании с Филипповой Татьяны Алексеевны в доход бюджета адрес сумм излишне выплаченной региональной доплаты к пенсии в размере сумма, согласно представленному истцом расчету и сведениям о фактически произведенных выплатах за спорный период, согласующихся с расчетом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Тушинского районного суда адрес от 12 октября 2022 года отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Взыскать с Филипповой Татьяны Алексеевны в доход бюджета адрес сумму излишне выплаченной региональной социальной доплаты к пенсии в размере сумма
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.