Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мызниковой Н.В., судей Пильгановой В.М., Жолудовой Т.В.
при помощнике судьи Макушненко В.С, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Управления социальной защиты населения Северо-Западного административного округа Москвы на решение Тушинского районного суда г. Москвы от 07 октября 2022 года, которым постановлено:
Исковые требования Управления социальной защиты населения Северо-Западного административного округа г. Москвы в лице отдела социальной защиты населения района Митино СЗАО города Москвы к Попутникову... оставлены без удовлетворения;
установила:
УСЗН СЗАО города Москвы обратилось в суд с иском к Попутникову В.А. о взыскании излишне полученной суммы региональной социальной доплаты в размере 56897 руб.36 коп.
В обоснование заявленных требований указано, что Попутникову В.А. на основании личного заявления и представленных документов с 01.06.2009 назначена региональная социальная доплата как неработающему пенсионеру. С 01.01.2021 Попутникову В.А. выплата социальной доплаты к пенсии прекращена на основании полученных 23.12.2020 из ГУ-ПФР сведений о перерасчете его пенсии в связи с осуществлением трудовой деятельности. Истцом установлено, что в Пенсионном фонде РФ имеются сведения о факте работы Попутникова В.А, в частности, что он осуществлял трудовую деятельность в ООО "Минино" в качестве генерального директора в период с 01.01.2019 по 31.12.2020. Об осуществлении трудовой деятельности в Отдел в установленные законом сроки пенсионер не сообщил. 31.03.2021 СЗН района Митино города Москвы принято решение о взыскании переплаты Попутникову В.А. сумм региональной социальной доплаты к пенсии за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 в размере 56897 руб. 36 коп.
В судебное заседание суда первой инстанции представитель истца не явился, извещен, ответчик в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец УСЗН СЗАО г. Москвы по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав в судебном заседании представителя истца Храповицкую А.А, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, ответчика Попутникоа В.А, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
На основании пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением гражданами пенсий и других социальных выплат.
Постановление Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1005-ПП, которым была предусмотрена выплата ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы, изложено в новой редакции на основании Постановления Правительства Москвы от 29.12.2009 N 1462-ПП и с 01.01.2010 перестало предусматривать такую выплату неработающим пенсионерам, а в соответствии п. 1 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 г. N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" с 01.01.2010 для неработающих пенсионеров установлена региональная социальная доплата к пенсии (РСД) взамен ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии (ЕКВ).
Этим же Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии (далее - Порядок назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В соответствии с пунктом 5 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. К неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.
В абзаце первом пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты указано, что региональная социальная доплата неработающим пенсионерам назначается управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, учитываемых в общей сумме материального обеспечения пенсионера.
В заявлении о назначении региональной социальной доплаты пенсионер дает согласие на проверку сведений, содержащихся в документах, представляемых им для назначения региональной социальной доплаты, и в обязательном порядке подписывает обязательство о своевременном (в течение 10 календарных дней) сообщении в управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты или прекращение ее выплаты. Форма заявления утверждается Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы (абзац второй пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В пункте 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты названы основания утраты права на получение региональной социальной доплаты до величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве и региональной социальной доплаты до городского социального стандарта. К таким основаниям, в частности, отнесено осуществление пенсионером в возрасте старше 18 лет работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер начал осуществлять указанную работу и (или) иную деятельность (подпункт "г" пункта 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Управления социальной защиты населения города Москвы вправе запрашивать в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях сведения, позволяющие проверить достоверность представленных пенсионерами сведений (абзац третий пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
При поступлении сведений, свидетельствующих об утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты, управление социальной защиты населения города Москвы приостанавливает ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты. В случае подтверждения этих обстоятельств выплата региональной социальной доплаты прекращается (пункт 35 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Пенсионер обязан в письменной форме информировать управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств (пункт 41 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Согласно пункту 42 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты в случаях, если представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в пункте 41 Порядка, повлекло за собой перерасход средств на выплату региональной социальной доплаты, излишне выплаченные суммы возмещаются в следующем порядке: на основании решения управления социальной защиты населения города Москвы об ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20% причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты; пенсионером в добровольном порядке (в объемах и в сроки, согласованные с управлением социальной защиты населения города Москвы); на основании решения суда о возмещении переполученных сумм.
Исходя из приведенных положений нормативного правового акта города Москвы (постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии") право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. Региональная социальная доплата к пенсии назначается неработающим пенсионерам управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании его письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии. На пенсионера возлагается обязанность сообщать управлению социальной защиты населения района города Москвы об обстоятельствах, влекущих прекращение региональной социальной доплаты к пенсии. При этом Порядком назначения и выплаты региональной социальной доплаты установлены не только основания, при которых утрачивается право пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии, но и определено, какие действия надлежит совершить органу социальной защиты после поступления сведений, свидетельствующих о возможной утрате права пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии (проверка поступивших сведений с приостановлением выплаты региональной социальной доплаты, выяснение обстоятельств, проверка фактов, при подтверждении сведений - прекращение выплаты).
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Попутников В.А. является получателем пенсии по старости в ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области.
01.06.2009 ОСЗН Митино УСЗН СЗАО города Москвы с Попутникову В.А. назначена ежемесячная компенсационная выплата к пенсии по инвалидности как неработающему пенсионеру.
03.06.2009 Попутников В.А, обращаясь за назначением ежемесячной компенсационной выплаты, предоставил трудовую книжку, содержащую сведения об увольнении 07.04.2009, и обязался сообщить о поступлении на работу в течение 10 дней.
С 2010 года Попутникову В.А. взамен ежемесячной компенсационной выплаты к социальной пенсии по инвалидности в связи с принятием постановления Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП
"О региональной социальной доплате к пенсии" стала предоставляться мера социальной поддержки в виде региональной социальной доплаты к пенсии как неработающему пенсионеру.
С 01.01.2021 на основании п. 35 Порядка выплата региональной социальной доплаты Попутникову В.А. была приостановлена в связи с поступившей информацией о начисленных страховых взносах на индивидуальный лицевой счет пенсионера.
В ходе проверки установлено, что Попутников В.А. осуществляет трудовую деятельность в ООО "Минино" в качестве генерального директора в период с 01.01.2019 по 31.12.2020. Об осуществлении трудовой деятельности в Отдел в установленные законом сроки пенсионер не сообщил.
В результате несвоевременного исполнения обязательства из бюджета города Москвы за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 излишне выплачены денежные средства на выплату региональной социальной доплаты в размере 56897 руб. 36 коп.
31.03.2021 ОСЗН принято решение о взыскании с Попутникова В.А. переполученных сумм региональной социальной доплаты к пенсии.
В ходе рассмотрение дела ответчик не отрицал, что являлся участником ООО "Минино", однако указал, что заработную плату не получал, страховые взносы не уплачивал.
Разрешая заявленные исковые требования УСЗН САО г. Москвы, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении, Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 г. N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии, исходил из того, что взыскание с пенсионера излишне выплаченных сумм региональной социальной доплаты к пенсии возможно, если установлена вина этого пенсионера в представлении недостоверных сведений в пенсионный орган для назначения и выплаты ему региональной социальной доплаты, а также если излишняя выплата явилась следствием недобросовестных действий со стороны пенсионера или счетной ошибки, однако таких обстоятельств по делу не установлено.
Судом верно учтено, Попутникову В.А. 01.06.2009 назначена ежемесячная компенсационная выплата (ЕКВ) к пенсии как неработающему пенсионеру, им было дано обязательство сообщить управлению социальной защиты населения города Москвы о поступлении на работу, а также возместить излишне полученные суммы выплат в случае невыполнения этого обязательства.
Вместе с тем сведений о том, был ли Попутников В.А. проинформирован УСЗН СЗАО г. Москвы о замене ежемесячной компенсационной выплаты (доплаты) к пенсии на региональную социальную доплату к пенсии, разъяснены ли ему были порядок и условия назначения и прекращения выплаты данной доплаты к пенсии, подавал ли Попутников В.А. заявление о переходе на региональную социальную доплату к пенсии, принимал ли Попутников В.А. письменное обязательство, установленное пунктом 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты, то есть об информировании управления социальной защиты населения города Москвы о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств, не представлено.
Поскольку умышленных действий ответчика по незаконному получению РСД не установлено, при этом истец, как уполномоченный орган на приятие решения о выплате ЕКВ, а, в дальнейшем, РСД, обладал полномочиями для проверки соответствия ответчика требованиям к лицам, имеющим право на получение ЕКВ, а, в дальнейшем, РСД, невыполнение своевременно истцом возложенных на него полномочий межведомственного информационного взаимодействия с соответствующими органами и организациями при выплате ответчику региональной социальной доплаты привело к возникновению задолженности в виде излишне полученной ответчиком региональной социальной доплаты к пенсии, в то время как именно на управление возложена обязанность не допускать переплаты выделяемых бюджетных средств, в том числе на выплату региональной социальной доплаты к пенсии, путем проверки обоснованности производимой пенсионеру такой выплаты, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
При таких обстоятельствах, учитывая, что добросовестность гражданина по требованиям о взыскании сумм пособий презюмируется, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о недоказанности истцом недобросовестности в действиях ответчика при получении сумм региональной социальной доплаты и отсутствии оснований предусмотренных законом для взыскания с ответчика излишне выплаченных сумм РСД.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе УСЗН САО г. Москвы, сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств, субъективному толкованию норм права, повторению изложенной в исковом заявлении правовой позиции и не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку не содержат правовых оснований, установленных в ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тушинского районного суда г. Москвы от 07 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения Северо-Западного административного округа г. Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.