Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Магжановой Э.А., судей Колосовой С.И., Тюриной Е.П., при помощнике судьи Александровой А.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Магжановой Э.А. гражданское дело N2-9471/2022 по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности фио на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 03 ноября 2022 года, которым постановлено:
Исковое заявление Зоткина Николая Юрьевича к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании действий незаконными, признании малоимущей и нуждающейся в постановке на жилищный учет, удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Департамента городского имущества г. Москвы от 30.06.2022г. N 33-5-60680/22-(0)-1 об отказе в предоставлении государственной услуги.
Возложить обязанность на Департамент городского имущества г. Москвы повторно рассмотреть заявление Зоткина Николая Юрьевича о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В остальной части иска отказать,
УСТАНОВИЛА:
Зоткин Николай Юрьевич обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы, просит признать действия адрес Москвы недобросовестными, признать семью в составе Зоткин Н.Ю, фио, фио, фио, зарегистрированых по месту жительства по адресу: адрес, пом. 1421-1422 малоимущей и нуждающейся в постановке на учет на получение по договору социального найма жилого помещения.
В обоснование требований истец ссылается на то, что в составе семьи из 6 человек: Зоткин Николай Юрьевич, фио, фио. фио, фио, фио, фио обратились с запросом (заявлением) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Зоткин Н.Ю, фио, фио, фио зарегистрированы по месту жительства по адресу: адрес, пом. 1421-1422. ДГИ отказал в предоставлении государственной услуги. Истец считает указанный отказ незаконным.
Истец в заседание суда первой инстанции не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика в заседание суда первой инстанции не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представил отзыв на иск, в котором просил отказать в удовлетворении требований.
Третьи лица в заседание суда первой инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь ст. ст. 167-169 ГПК РФ суд первой инстанции счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Суд первой инстанции постановилвышеприведенное решение, об отмене которого как незаконного и необоснованного просит представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности фио
Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем суд апелляционной инстанции счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как усматривается из материалов дела, заявители в составе из 6-ти человек: Зоткин Николай Юрьевич, фио, фио, фио, фио, фио, фио обратились с заявлением в Департамент городского имущества города Москвы о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Зоткин Н.Ю, фио, фио, фио зарегистрированы по месту жительства по адресу: адрес, пом. 1421-1422.
Брак между Зоткиным Н.Ю. и фио прекращен в 2021 году.
Брак между фио и фио прекращен в 2021 году.
Согласно копии паспорта фио регистрации по месту жительства на адрес не имеет.
Уведомлением Департамента от 11.04.2018г. N 33-525386\18-101-1 отказано в предоставлении государственной услуги на основании п. 2.10.1.4 административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", ввиду наличия в представленных документах противоречивых либо недостоверных сведений, если указанные обстоятельства были установлены Департаментом городского имущества города Москвы в процессе обработки документов и информации, необходимых для предоставления государственной услуги", а именно, согласно представленной справке от 04.05.2022 N 1347, выданной Администрацией Бакшеевского адрес, фио зарегистрирована по месту жительства по адресу: адрес. В справке не указана площадь занимаемого жилого помещения; согласно данным, полученным из Единого государственного реестра недвижимости, по вышеуказанному адресу имеется два объекта недвижимости (назначение: жилое): кадастровый номер - 44:07:022805:93, площадью 27, 7 кв. м.; кадастровый номер - 44:07:022801:120, площадью 52, 0 кв. м.
В соответствии со статьями 49, 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановка на учет, предоставление жилых помещений, снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и условия постановки граждан на учет, предоставление жилых помещений из жилищного фонда города Москвы, а также снятие жителей города Москвы с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в жилых помещениях определены Законом города Москвы N 29 от 14.06.2006 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
В соответствии со ст. 7 Закона города Москвы N 29 от 14.06.2006 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они:
подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом;
имеют гражданство Российской Федерации;
проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы, если иное не предусмотрено федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 статьи 2 Закона г. Москвы от 25.01.2009 N 7 "О порядке признания жителей г. Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", малоимущими гражданами признаются жители г. Москвы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.
Имущественная обеспеченность определяется как сумма стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и денежного выражения дохода всех членов семьи за расчетный период. При этом стоимость принадлежащих членам семьи на праве собственности жилых помещений или их частей не учитывается.
Порядок определения дохода за расчетный период и стоимости имущества устанавливается настоящим Законом. Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, утверждается Правительством Москвы.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 06 июня 2006 года N 362-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" утверждена Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, учитываемых при признании жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - Методика).
Согласно п. 1.2 Методики малоимущими гражданами признаются жители города Москвы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.
адрес жилого помещения, необходимого для обеспечения члена семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, которое может быть предоставлено членам семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной Законом города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", и размером общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности.
Стоимость жилого помещения, необходимого семье, определяется как произведение общей площади жилого помещения, необходимого семье, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра типового жилья.
В соответствии с п. 2.2 Методики общая площадь жилого помещения, необходимого для обеспечения членов семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека (Пл.необх), определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, которое может быть предоставлено членам семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной законом города Москвы, и размером общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности либо является нанимателем по договору социального найма, по формуле:
Пл.необх = (Пл. чел адрес) - Пл.соб.сем, где:
Числ.чл.сем - число членов семьи, определяемое в соответствии с пунктом 3.3 настоящей Методики;
Пл.чел - норма предоставления на одного человека (18 квадратных метров);
Пл.соб.сем - общая площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых члены семьи обладают правом собственности либо являются нанимателями по договору социального найма.
В случае, если размер общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности либо является нанимателем по договору социального найма, больше общей площади жилого помещения, определяемой по учетной норме, установленной законом города Москвы на каждого члена семьи, выносится решение об отказе в признании малоимущими.
Из вышеприведенных положений закона следует, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в материалы дела не представлено и судом не установлено доказательств того, что расторжение брака между Зоткиным Н.Ю. и фио, фио и фио привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений, а соответственно к ухудшению данными действиями жилищных условий, в связи с чем решение Департамента городского имущества г. Москвы нельзя признать законным, соответственно, исковые требования в части признания его незаконным подлежат удовлетворению.
В своей апелляционной жалобе представитель ответчика указывает на то, что судом не была дана оценка тому обстоятельству, в каком именно жилом помещении проживает фио, при этом рассчитать жилищную обеспеченность фио не представляется возможным. Кроме того, фио и фио не зарегистрированы по месту жительства по адресу: адрес, пом. 1421-1422, в связи с чем не могли выступать заявителями по вопросу принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по данному адресу.
Суд апелляционной инстанции находит указанные доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимания и учитывает, что при рассмотрении обращения ответчик действовал в пределах поданного заявителями заявления и исходил из числа заявителей, проверяя нуждаемость каждого из них в жилом помещении, и принял решение, в том числе и с учетом того, что заявители фио и фио не зарегистрированы по месту жительства по адресу: адрес, пом. 1421-1422, и рассчитать жилищную обеспеченность фиоВ не представляется возможным, в связи с чем было принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги, поскольку расчет имущественной обеспеченности производится из состава семьи, обратившейся за получением такой услуги (6 человек).
В связи с этим суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 03 ноября 2022 года отменить, принять по делу новое решение:
В удовлетворении исковых требований Зоткина Николая Юрьевича к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании действий незаконными, признании малоимущей и нуждающейся в постановке на жилищный учет отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.