Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Абрамовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N2а-132/2022
по административному исковому заявлению Орябинского Дмитрия Сергеевича к объединенном военному комиссариату адрес о признании решения незаконным, обязании устранить допущенные нарушения
по апелляционной жалобе представителя административного истца Орябинского Д.С. по доверенности Орябинского Я.С. на решение Савеловского районного суда адрес от 25 января 2022 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи фио, объяснения административного истца Орябинского Д.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Орябинский Д.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение о признании его гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; обязать устранить допущенные нарушения, выдать военный билет.
В обоснование требований административный истец указал, что 10 декабря 2018 года в отношении него принято решение о зачислении в запас как гражданина, не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Вместе с тем, в отношении истца призывные мероприятия не предпринимались, повестки для явки ему не вручались, действующее законодательство не предусматривает обязанности призывника самостоятельно без повестки явиться в военный комиссариат для призыва на военную службу, порядок направления повесток был нарушен военным комиссариатом. В связи с направлением повесток по ненадлежащему адресу, административный истец не проходил военную службу по не зависящим от него причинам.
Решением Савеловского районного суда адрес от 25 января 2022 года в удовлетворении административного иска Орябинского Д.С. было отказано.
В апелляционной жалобе административный истец, действуя через представителя, просит об отмене решения суда, утверждая о нарушении судом норм материального права, несоответствии выводов суда обстоятельствам дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в дела, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщивших об уважительных причинах своей неявки, проверив решение, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке имеются.
Так, согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон
от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.
Пунктом 34 названного Положения предусмотрено, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Пунктом 17 этого же Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 названного выше Положения).
Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункт 19).
Организация призыва граждан на военную службу регламентирована положениями статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", согласно пункту 1 которой призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 указанной статьи).
Согласно положений статьи 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 указанной статьи).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400, было предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению N 30 к настоящей инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.
Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений законодательства возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Материалами дела подтверждается, что Орябинский Д.С, паспортные данные, состоял на воинском учете в объединенном военном комиссариате адрес.
27 лет административному истцу исполнилось 25 сентября 2018 года.
Решением призывной комиссии адрес от 10 декабря 2018 года, Орябинский Д.С. зачислен в запас, как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, по достижению им возраста 27 лет.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд пришел к выводу, что решение призывной комиссии о признании Орябинского Д.С. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, соответствует требованиям закона, при этом исходил из того, что в материалах личного дела призывника представлены корешки повесток, направленных по адресу: адрес, о вызове Орябинского Д.С. в военный комиссариат в период с 2015 по 2018 год для прохождения медицинского освидетельствования и призывных мероприятий; при этом имеются соответствующие акты и рапорты, что по указанному адресу Орябинский Д.С. не проживает; Головинским ОВК в указанный период времени проводились все необходимые розыскные мероприятия для установления местонахождения Орябинского Д.С, в связи с отсутствием такого по адресу: адрес, о чем имеются обращения в ОМВД по адрес, при таких данных, призывная комиссия при зачислении Орябинского Д.С. в запас правомерно признала его гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований согласиться не может.
Согласно личному делу призывника Орябинского Д.С, копия которого представлена в материалах административного дела, данных об извещении административного истца о необходимости явки в комиссариат, направления повесток по надлежащему адресу, не имеется.
Так, в материалах личного дела призывника представлена справка УВМ ГУ МВД России о том, что Орябинский Д.С. зарегистрирован по адресу: адрес, адрес, а также обращение объединенного военного комиссариата адрес от 18 мая 2018 года Военному комиссару адрес по адрес с просьбой поставить призывника фиоС, на воинский учет и запросить призывной материал, в связи с тем, что административный истец убыл по новому месту жительства и проживает по указанному адресу.
Таким образом, призывной комиссией был достоверно известен адрес места жительства призывника, однако не представлено доказательств совершения надлежащих действий, направленных на проведение мероприятий по призыву на военную службу в отношении административного истца с 2014 года по 25 сентября 2018 года (дата достижения истцом возраста 27 лет).
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате; явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 N 53-ФЗ).
Следовательно, законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанное в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует.
При таких данных, в материалах административного дела отсутствуют документы, подтверждающие соблюдение призывной комиссией требований законодательства по извещению Орябинского Д.С. о призыве, необходимости и обязательности его явки на прохождение медицинского освидетельствования. Оснований полагать, что Орябинский Д.С. в данном случае действовал недобросовестно и уклонялся от призыва, не имеется.
При таких данных, судебная коллегия считает, что решения суда, которым указанные обстоятельства не были учтены, нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением по административному делу нового решения о признании незаконным решения призывной комиссии ОВК адрес от 10 декабря 2018 года, которым Орябинский Д.С. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. При этом, суд не подменяет собой иные органы государственной власти, а потому, в рассматриваемом случае, не может обязать призывную комиссию принять конкретное решение.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Савеловского районного суда адрес от 25 января 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать незаконным и отменить решение призывной комиссии ОВК адрес от 10 декабря 2018 года о признании Орябинского Дмитрия Сергеевича не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 февраля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.