Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей фио, адресВ., при секретаре Бубновой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
N2а-59/2022 по административному исковому заявлению Кожевникова Андрея Донатовича к территориальному отделу N2 Управления Росреестра по адрес, Управлению Росреестра по адрес об оспаривании решения и обязании осуществить государственную регистрацию
по апелляционной жалобе административного ответчика Управления Росреестра по адрес на решение Гагаринского районного суда адрес от 21 января 2022 года об удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Гордеевой О.В, объяснения представителя административного истца адвоката Трошкина А.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кожевников А.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным уведомления государственного регистратора об отказе в государственной регистрации права на объект недвижимости по адресу: адрес, обязании административного ответчика устранить допущенные нарушения путем осуществления государственной регистрации права на объект недвижимости по адресу: адрес, мотивируя свои требования тем, что выводы государственного регистратора о необходимости удостоверения сделки у нотариуса противоречат нормам действующего законодательства, нарушают права истца.
Решением Гагаринского районного суда адрес от 21 января 2022 года постановлено:
Признать незаконным и отменить решение Управления Росреестра по адрес от 20 июля 2021 года об отказе в осуществлении государственной регистрации права на объект недвижимости с кадастровым номером 50:49:0010104:1313 (квартира по адресу: адрес).
Обязать Управление Росреестра по адрес осуществить государственную регистрацию права на объект недвижимости с кадастровым номером 50:49:0010104:1313 (квартира по адресу: адрес).
В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушении судом норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, не сообщивших об уважительных причинах своей неявки и не просивших об отложении слушания дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно части 1 статьи 14 названного закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 2 части 2 статьи 14).
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в следующем порядке: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов (пункт 1); проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3).
В части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ закреплены основания, препятствующие государственной регистрации прав, в том числе: отсутствие документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав, несоответствие по форме или содержанию документов требованиям законодательства Российской Федерации (пункты 5, 7).
Согласно части 1 статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, Кожевников А.Д. и фио являлись собственниками квартиры по адресу: адрес, кадастровый номер 50:49:0010104:1313 в равных долях (по 1/2 доли каждый).
07 сентября 2019 года фио умерла.
26 октября 2020 года между наследниками умершей фио - Кожевниковым А.Д, фио, фио, фио, паспортные данные, действующей с согласия своего отца фио, было подписано соглашение о разделе наследственного имущества, по условиям которого в том числе в собственность фио перешла принадлежащая наследодателю 1/2 доля в праве собственности на квартиру по адресу: адрес, кадастровый номер 50:49:0010104:1313.
10 марта 2021 года было получено разрешение на заключение сделки от Администрации адрес.
14 апреля 2021 года Кожевников А.Д. обратился с заявлением в Управление Росреестра по адрес о регистрации сделки по переходу права собственности на квартиру, предоставив: заявление в подлиннике - 1 экз.; соглашение о разделе наследственного имущества - 2 экз. в подлиннике и 1 экз. в копии; свидетельства о праве на наследство по завещанию и закону на каждого наследника - 1 экз. в копии; постановление Администрации адрес - 1 экз. в подлиннике; свидетельство о рождении - 1 экз. в копии; квитанция об уплате государственной пошлины.
Решением Управления Росреестра по адрес от 20 апреля 2021 года
N КУВД-001/2021-15262634/1 регистрация сделки была приостановлена, заявителю было предложено предоставить соглашение о разделе наследственного имущества удостоверенное нотариальным образом, а также предоставить оригиналы правоустанавливающих документов. Срок для устранения недостатков установлен до 20 июля 2021 года.
22 июня 2021 года административный истец обратился в Управление Росреестра по адрес с заявлением о предоставлении дополнительных документов, а именно: свидетельство о рождении - 1 экз. в копии; заявление о возобновлении осуществления действий по государственной регистрации права от фио, фио - 2 экз. в подлиннике; заявление о возобновлении осуществления действий по государственной регистрации права от фио, фио - 2 экз. в подлиннике; соглашение о разделе наследственного имущества - 2 экз. в подлиннике; постановление Администрации адрес - 2 экз. в подлиннике; соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности - 4 экз. в подлиннике и 1 в копии; свидетельства о праве на наследство по завещанию и закону на каждого наследника - 1 экз. в подлиннике и 1 экз. в копии.
22 июня 2021 года Управление Росреестра по адрес уведомило, что причины, послужившие основанием для приостановления регистрации сделки не устранены, а именно не было представлено нотариально удостоверенное соглашение о разделе наследственного имущества.
На основании решения от 20 июля 2021 года N КУВД-001/2021-15262634/3 в государственной регистрации права собственности было отказано.
Разрешая настоящий спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об удовлетворении заявленных Кожевниковым А.Д. требований, при этом, суд исходил из того, что обязательной нотариальной формы соглашения о разделе наследственного имущества не требуется, а потому решение Управления Росреестра по адрес от 20 июля 2021 года не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Судебная коллегия находит правомерным вывод суда об удовлетворении заявленных истцом требований, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда первой инстанции не допущено. При этом, судебная коллегия учитывает, что на основании данного соглашения о разделе наследственного имущества государственная регистрация прав на иные объекты недвижимости, подлежащие разделу по указанному соглашению, была осуществлена.
Разрешая спор, судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка; нарушений норм материального и процессуального права не допущено; предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия также не усматривает, поскольку она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
При таких данных, судебная коллегия находит, что решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда адрес от 21 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.