Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Лукашенко Н.И., судей адресВ., фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи адресВ., административное дело N 2а-1261/2022 по апелляционной жалобе административного истца Певчева А.О. на решение Чертановского районного суда адрес от 15 декабря 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении требований Певчева Александра Олеговича о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии адрес о призыве на военную службу от 22.11.2022 г, признании незаконным и отмене решения призывной комиссии муниципального образования "Чертаново адрес Москвы о призыве на военную службу от 01.11.2022 г, обязании призывной комиссии адрес, призывной комиссии муниципального образования "Чертаново Южное" выдать направление в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, на амбулаторное или стационарное обследование для уточнения диагноза увечья, заболевания, признании незаконным действия призывной комиссии муниципального образования "Чертаново адрес Москвы, выразившееся в вынесении решения о призыве без учета медицинской документации, признании незаконным действия призывной комиссии муниципального образования "Чертаново адрес Москвы, выразившееся в призыве на военную службу без учёта результатов обязательных диагностических исследований, признании незаконным бездействия Объединенного военного комиссариата адрес, выразившееся в ненадлежащем и несвоевременном направлении административного истца на сдачу обязательных диагностических исследований, признании незаконным бездействия Объединенного военного комиссариата адрес, выразившееся в отказе проведения переосвидетельствования с целью оценки текущего состояния здоровья, признании незаконным действия призывной комиссии муниципального образования "Чертаново адрес Москвы, выразившееся в отказе выдачи направления в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, на амбулаторное или стационарное обследование для уточнения диагноза увечья, заболевания - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Певчев А.О. обратился в суд с указанным административным иском, указав, что решением призывной комиссии муниципального образования "Чертаново Южное" адрес от 01.11.2022 г..он был призван на военную службу, считает решение комиссии незаконным, поскольку весной 2022 года ему было выдано направление на обследование - рентгенографии обоих стоп в Городскую поликлинику N52 адрес Москвы, в результате проведенного обследования врачом был выставлен диагноз "Двустороннее продольное плоскостопие второй степени". С данным диагнозом и с проведенным обследованием он был не согласен, 06.06.2022г. сделал повторную рентгенографию обоих стоп в медицинском учреждении в ГБУЗ адрес "ГКБ им. фио адрес Москвы", результат которой показал 456 градусов на левой ноге, 156 градуса на правой ноге. 15.08.2022г. он подал заявление в ОВК адрес с целью проведения переосвидетельствования. В ходе рассмотрения данного заявления, он был вызван на контрольное медицинское освидетельствование, назначенное на 22.11.2022 г, по результатам которого решение призывной комиссии муниципального образования "Чертаново Южное" адрес от 01.11.2022г. оставлено без изменения, поданная жалоба- без удовлетворения. Врачам-специалистам он сообщил о наличии жалоб по состоянию здоровья, диагноз, а именно: "Плоскостопие 3 степени". Жалобы по состоянию, как и наличие диагноза, были проигнорированы врачами-специалистами, направления на амбулаторное или стационарное обследования для уточнения диагноза ему не были выданы. В результате врачами-специалистами не были учтены данные по имеющимся у него заболеваниям. Оспариваемые решения приняты с грубым нарушением процедуры медицинского освидетельствования призывников и тем самым ставят под сомнение объективность медицинского заключения о годности к военной службе.
Просил признать незаконным и отменить решение призывной комиссии адрес о призыве на военную службу от 22.11.2022; признать незаконным и отменить решение призывной комиссии муниципального образования "Чертаново адрес Москвы о призыве на военную службу от 01.11.2022; обязать призывную комиссию адрес, призывную комиссию муниципального образования "Чертаново Южное" выдать направление в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, на амбулаторное или стационарное обследование для уточнения диагноза увечья, заболевания; признать незаконным действие призывной комиссии муниципального образования "Чертаново адрес Москвы, выразившееся в вынесении решения о призыве без учета медицинской документации; признать незаконным действие призывной комиссии муниципального образования "Чертаново адрес Москвы, выразившееся в призыве на военную службу без учёта результатов обязательных диагностических исследований; признать незаконным бездействие Объединенного военного комиссариата адрес, выразившееся в ненадлежащем и несвоевременном направлении административного истца на сдачу обязательных диагностических исследований; признать незаконным бездействие Объединенного военного комиссариата адрес, выразившееся в отказе проведения переосвидетельствования с целью оценки текущего состояния здоровья; признать незаконным действие призывной комиссии муниципального образования "Чертаново адрес Москвы, выразившееся в отказе выдачи направления в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, на амбулаторное или стационарное обследование для уточнения диагноза увечья, заболевания.
Судом постановлено приведенное выше решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить административный истец, указывая на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам административного дела.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя административного истца по доверенности фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, об уважительных причинах неявки не уведомивших, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 2 статьи 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Названный Федеральный закон, конкретизируя положения пункта 2 его статьи 22, определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определенный срок или без указания срока - от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву: в силу его статьей 23 и 24 от исполнения воинской обязанности освобождаются граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья; от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу, прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; на освобождение от призыва на военную службу имеют право граждане, имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень, являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, а также граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, и граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов; не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, граждане, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, а также граждане, имеющие
право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с семейными обстоятельствами, получением образования и по иным перечисленным в статье 24 основаниям.
Согласно п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
В соответствии с п. п. 15, 16, 17, 19 по направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностические исследования в порядке и объеме, устанавливаемых Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, отоларинголог, стоматолог, а в случае необходимости - врачи других специальностей.
Врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе.
Гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. По завершении медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья.
Согласно п. 9 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года N 123, при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии), а также с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 574.
Призывник Певчев Александр Олегович... паспортные данные, состоит на учете в военном комиссариате адрес.
В соответствии с п.1 ст.5.1 Федерального закона от 28.03.1998г. N53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" граждане при призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
В соответствии с п.2 ст.5.1 Федерального закона от 28.03.1998г. N53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
В соответствии с п.5 Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2006г. N663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с "Положением о военно-врачебной экспертизе".
Согласно п.4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013г. N565 при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.11.2022 г. по результатам медицинского освидетельствования, Певчеву А.О. была определена категория годности "Б-3" (годен к военной службе с незначительными ограничениями).
После чего, решением призывной комиссии муниципального образования "Чертаново Южное" адрес от 01.11.2022г. он призван на военную службу.
В соответствии с п.1 ст.28 Федерального закона от 28.03.1998г. N53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службы" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
о призыве на военную службу;
о направлении на альтернативную гражданскую службу;
о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
об освобождении от призыва на военную службу;
о зачислении в запас;
об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В обязанности призывной комиссии не входит функция определения и вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья.
Согласно п.2 ст.5.1 Федерального закона от 28.03.1998г. N53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" заключение о годности гражданина к военной службе дает врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, по результатам медицинского освидетельствования.
В соответствии с п.13 Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2006г. N663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.
Вышеуказанное решение призывной комиссии адрес о призыве на военную службу Певчев А.О. обжаловал в призывную комиссию адрес.
В соответствии со ст.29 Федерального закона от 28.03.1998г. N53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" призывная комиссия субъекта Российской Федерации: организует медицинский осмотр и контрольные мероприятия профессионального психологического отбора граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, граждан, получивших освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и (или) заключениями об их профессиональной пригодности; осуществляет методическое руководство деятельностью призывных комиссий; проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья; контролирует обоснованность направления граждан для прохождения военной службы в видах и родах войск Вооруженных Сил Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах; рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения (заключения) призывных комиссий. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения.
При этом при принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта Российской Федерации определяет вид и род Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу.
Согласно п.22 2 Положения о военно-врачебной экспертизе (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013г. N565) врачи-специалисты военного комиссариата, включенные в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации, осуществляют контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, в отношении которых призывной комиссией субъекта Российской Федерации принято решение о вызове на контрольное освидетельствование, граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования.
Контрольное (повторное) освидетельствование указанных граждан осуществляется врачами-специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации из числа врачей-специалистов соответствующего военного комиссариата: врачом-хирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-оториноларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом.
Военные комиссары муниципального образования (муниципальных образований) обеспечивают явку граждан на контрольное освидетельствование.
Личные дела призывников, а также медицинские документы, характеризующие состояние здоровья граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования, представляются военными комиссариатами муниципальных образований в призывную комиссию субъекта Российской Федерации.
По результатам контрольного освидетельствования граждан, указанных в абзаце первом настоящего пункта, врачами, руководящими работой по контрольному освидетельствованию граждан при призыве на военную службу, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение в соответствии с пунктом 18 настоящего Положения.
Результаты контрольного освидетельствования гражданина при призыве на военную службу вносятся в учетную карту призывника, карту медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, протокол заседания призывной комиссии субъекта Российской Федерации и в случаях, установленных настоящим пунктом, - в лист медицинского освидетельствования.
По окончании контрольного освидетельствования личные дела призывников, а также медицинские документы, характеризующие состояние здоровья граждан, прошедших контрольное освидетельствование, возвращаются в военные комиссариаты муниципальных образований.
22.11.2022г. в отношении призывника Певчева А.О. проведено контрольное медицинское освидетельствование, где он был освидетельствован всеми врачами- специалистами военно-врачебной комиссии военного комиссариата адрес, о чем в личном деле имеется запись.
По результатам контрольного медицинского освидетельствования Певчеву А.О. определена категория годности "Б-3" (годен к военной службе с незначительными ограничениями). Решение призывной комиссии муниципального образования "Чертаново Южное" адрес от 01.11.2022 г. о его призыве на военную службу, решением призывной комиссии адрес, оставлено без изменения, жалоба Певчева А.О. оставлена без удовлетворения (протокол N10 от 22.11.2022г.)
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что решение призывной комиссии муниципального образования "Чертаново Южное" адрес о призыве на военную службу от 01.11.2022 г, утвержденное решением призывной комиссии адрес от 22.11.2022 г, является законным и обоснованным, незаконных действий и бездействий со стороны административных ответчиков в отношении истца допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, какого-либо несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела судебная коллегия не усматривает; судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, материальный закон, подлежащий применению к рассматриваемым правоотношениям.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чертановского районного суда адрес от 15 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 апреля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.