Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
в составе председательствующего судьи Лукашенко Н.И, судей фио, фио, при секретаре Аликсиной А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукашенко Н.И, административное дело N2а-711/2021 по апелляционной жалобе по апелляционной жалобе административного истца Сокальской Н.М. на решение Кузьминского районного суда от 20 декабря 2021г, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления Сокальской Натальи Михайловны к руководителю Департамента труда и социальной защиты населения фио, Первому заместителю руководителя Департамента фио, начальнику отдела фио, заместителю мэра Москвы по вопросам социального развития фио об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, обязании назначить предусмотренные выплаты, индексации взысканных сумм, взыскании судебных расходов и компенсации за потерю времени - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Сокальская Н.М. обратилась в суд с административным иском к руководителю Департамента труда и социальной защиты населения фио, Первому заместителю руководителя Департамента фио, начальнику отдела фио, заместителю мэра Москвы по вопросам социального развития фио об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, обязании назначить предусмотренные выплаты, индексации взысканных сумм, взыскании судебных расходов и компенсации за потерю времени. Заявленные требования мотивированы тем, что административный истец является многодетной матерью, в связи с чем 24.05.2021 года она обратилась за предоставлением государственной услуги "Ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно" на четверых детей, однако получила решения об отказе в истребуемых выплатах. Указанные решения истец считает не законными, нарушающими права её семьи и не основанными на нормах действующего законодательства.
В судебном заседании суда первой инстанции административный истец Сокальская Н.М. отсутствовала, извещена; представители административных ответчиков против удовлетворения заявленных требований возражали.
По результатам судебного разбирательства районным судом принято решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, с ним не согласна административный истец Сокальская Н.М, ей подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта как незаконного.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей административных ответчиков фио, фио, фио, которые возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая решение районного суда законным, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие административного истца и иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, проверив решение, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям статьи 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Порядок назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, регулируется "Порядком предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 23 марта 2021 г. N348-ПП.
Полномочия по предоставлению государственной функции "Ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно" осуществляются Департаментом труда и социальной защиты населения адрес в лице ОСЗН соответствующего района Управлений социальной защиты населения соответствующего административного округа адрес по месту жительства заявителя.
Ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается семьям, уровень имущественной обеспеченности которых не превышает установленный Правительством Москвы уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, среднедушевой доход которых на члена семьи не превышает величину прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленную в адрес на день обращения за ежемесячной денежной выплатой.
Уровень имущественной обеспеченности заявителя (семьи) оценивается в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2016 г. N 954-ПП "О введении уровня имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченное) семьи и порядке оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям".
Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям являются: наличие недвижимого имущества; наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники; наличие денежных средств во вкладах и (или) на счетах в банках.
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной денежной выплаты определяется как общая сумма доходов семьи за последние 12 календарных месяцев, предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты, исходя из состава семьи на день обращения за назначением ЕДВ.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 15.12.2020 N 2207-ПП "Об установлении величины прожиточного минимума в адрес за адрес 2020 г." величина прожиточного минимума на момент обращения заявителя за мерами государственной поддержки составляла сумма
В соответствии с п. 4.3, 4.4 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты отсутствие доходов от трудовой и (или) иной установленной федеральным законодательством деятельности признается уважительной у заявителя или супруга заявителя по следующим основаниям:
- занят уходом за тремя несовершеннолетними детьми в возрасте до 18 лет, если хотя бы одному из них не исполнилось на дату обращения 7 лет;
- занят уходом за ребенком до 3-х лет;
- занят уходом за ребенком-инвалидом или инвалидом в детства в возрасте до 23 лет;
- занят уходом за лицом, имеющим место жительства в адрес, являющимся инвалидом 1 группы, лицом, достигшим возраста 80 лет, или престарелым, нуждающимся в постоянном уходе в соответствии с заключением медицинской организации, и получает ежемесячную компенсационную выплату в соответствии с федеральным законодательством;
- обратился в органы службы занятости в течение трех месяцев после увольнения и является безработным не более 6 месяцев;
- отсутствие доходов от трудовой и (или) иной установленной федеральным законодательством деятельности признается уважительным у заявителя и (или) супруга (супруги) заявителя при наличии у них инвалидности.
В соответствии с п.4.5. Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты периоды отсутствия доходов от трудовой деятельности по основаниям, указанным в пункте 4.3 настоящего Порядка, оцениваются в совокупности с периодами наличия доходов от трудовой деятельности. В случае если период наличия доходов от трудовой деятельности и период отсутствия доходов по основаниям, указанным в пункте 4.3 настоящего Порядка, составляет в совокупности не менее 12 месяцев расчетного периода, предусмотренного пунктом 4.1 настоящего Порядка, решение об отказе в назначении выплаты не принимается.
В соответствии с п.2.4.12. Порядка предоставление ежемесячной денежной выплаты осуществляется на основании заявления и следующих необходимых документов для назначения данной выплаты:
- сведения о состоянии счетов (вкладов) в кредитных организациях (справка из личного кабинета клиента кредитной организации), а именно:
- выписки по счетам (вкладам) заявителя и членов семьи в кредитных организациях на первое число месяца, в котором подается заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты;
- сведения о движении средств по счетам (вкладам) заявителя и членов его семьи в кредитных организациях за последние 12 календарных месяцев, предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты.
Сведения о состоянии счетов предоставляются заявителем самостоятельно.
Сведения об имуществе, доходах членов семьи запрашиваются посредством межведомственного взаимодействия.
В объеме движения денежных средств не учитываются единовременные страховые суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц, единовременные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, единовременная материальная помощь за счет средств бюджета адрес семьям погибших (умерших) в результате катастроф, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, трагических событий и пострадавшим в результате таких событий, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, а также средства, поступившие на счета (вклады) члена семьи с других его счетов (вкладов) в кредитных организациях.
Судом установлено, что Сокальская Н.М. является матерью пятерых детей, находится в браке с фио
Семья проживает на территории адрес, обслуживает которую районный отдел УСЗН адрес.
Истец обратилась в уполномоченный орган - отдел СЗН адрес с заявлениями о предоставлении ежемесячных денежных выплат на детей - фио, паспортные данные, фио, паспортные данные, фио, паспортные данные, фио, паспортные данные
Решениями начальника ОСЗН адрес в назначении выплат было отказано по основаниям п. 5.4.7 приложения N1 к Постановлению Правительства Москвы от 23.03.2021 N348-ПП в связи с отсутствием у отца детей дохода от трудовой или иной деятельности без уважительной причины за январь, февраль, апрель, июнь, август, сентябрь, октябрь 2020г; отсутствие сведений по счетам матери детей, по счету отца детей за период с 01.01.2020 по 19.05.2020, не предоставлением сведений по зарплатному счету отца детей, не предоставлением сведений по счету для перечисления субсидии (л.д. 11 оборот-13).
Сокальская Н.М. не работает, осуществляет уход за пятью несовершеннолетними детьми, и имеет уважительную причину отсутствия дохода.
Супруг истца - фио, состоит в трудовых отношениях с ООО "ЯНДЕКС МАРКЕТ", о чем предоставлена справка по форме 2-НДФЛ. Согласно данной справке заработная плата начислена за период - март, май, июль, ноябрь, декабрь 2020 г.
Поскольку обращение за ежемесячной денежной выплатой последовало в мае 2021 года, среднедушевой доход был рассчитан органом социальной защиты населения за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 г. Доход у фио за январь, февраль, апрель, июнь, август, сентябрь, октябрь отсутствует, доказательств уважительности причины отсутствия дохода органу социальной защиты населения не предоставлено.
Также органом социальной защиты населения было установлено, что Сокальской Н.М. предоставлены сведения не по всем имеющимся у нее и супруга банковских счетах, сведения по счету, на который перечисляется заработная плата фио и другие счета Сокальской Н.М, на которые ранее перечислялись пособия на детей - не предоставлены. При этом факт предоставления сведений по одному из вышеперечисленных счетов в ходе рассмотрения дела правового значения не имеет.
В силу п. 5.4.7 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты основанием к отказу в назначении ежемесячной выплаты является, в том числе отсутствие у заявителя или супруга (супруги) заявителя доходов от трудовой и (или) иной установленной федеральным законодательством деятельности без уважительной причины.
Согласно п. 5.4.10 Порядка основанием к отказу в назначении ежемесячной выплаты является также отказ от предоставления сведений обо всех счетах (вкладах) на адрес и за ее пределами и движении денежных средств по ним.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проанализировав установленные на их основе обстоятельства, имеющие значение для административного дела, применительно к нормам материального права, подлежащим применению к рассматриваемым правоотношениям, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления, поскольку заявления Сокальской Н.М. на предмет назначения выплат, причитающихся на детей в возрасте от 3 до 7 лет зарегистрированы, рассмотрены с подготовкой и направлением соответствующих решений заявителю, при этом, направленные административному истцу решения с разъяснениями непосредственно касались поставленных в заявлениях вопросов; подготовлены в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения, даны в рамках предоставленной административному ответчику компетенции и при соблюдении установленного порядка, а также при наличии к тому оснований.
Утверждения административного истца об обратном, в частности о незаконном отказе в назначении выплат основаны на неверном толковании положений действующего законодательства; заявления считаются рассмотренными не только в случае удовлетворения содержащейся в нем просьбы; несогласие с содержанием решений, принятых начальником ОСЗН адрес не свидетельствует о незаконности действий (бездействии) административных ответчиков при рассмотрении вопроса о назначении семье Сокальской Н.М. выплат, причитающихся на детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Отказывая в удовлетворении требований суд исходил из того, что административным истцом не предоставлены документы обо всех банковских счетах семьи в соответствии с действующим порядком, а также в силу того, что у супруга истца не имеется уважительной причины к отсутствию дохода от трудовой деятельности за период за январь, февраль, апрель, июнь, август, сентябрь, октябрь 2020 года, в связи с чем оснований к назначению ежемесячной денежной выплаты по заявлению истца не имелось.
Требования административного истца об индексации ежемесячных денежных выплат, взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя в сумме сумма, равно как и компенсации за потерю времени оставлены без удовлетворения, так как они производны от основного требования, в удовлетворении которого судом было отказано.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, они соответствуют закону и установленным по делу обстоятельствам, подтверждаются собранными по делу доказательствами, является мотивированным. Оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Вместе с тем судебная коллегия отмечает, что истец не лишена возможности реализовать право на получение причитающихся выплат, подав аналогичные заявления вновь с приложением всех требуемых и перечисленных в нормативно-правовых актах документов.
Разрешая спор, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела и являются мотивированными, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующим рассматриваемые правоотношения; юридически значимые обстоятельства и правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, судом установлены правильно, нормы материального права судом применены, верно, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы, признаются коллегией несостоятельными, и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта; они основаны на неверном толковании заявителем приведенных им в апелляционной жалобе положений действующего законодательства и ошибочном их распространении на рассматриваемые правоотношения; сводятся, по сути к иной правовой оценке собранных по делу доказательств и к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется, так как полностью соответствует процессуального закону.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, при рассмотрении дела не установлено.
Поскольку предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется, руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кузьминского районного суда адрес от 20 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 апреля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.