Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И., судей фио, фио, при секретаре Назаренко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукашенко Н.И. административное дело по административному исковому заявлению Гозмана Леонида Яковлевича к Министерству Юстиции Российской Федерации о признании решения незаконным, его отмене, обязании исключить сведения из реестра
по апелляционной жалобе административного истца Гозмана Л.Я. на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 30 июня 2022 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Гозман Л.Я. обратился в суд с административным исковым заявлением к Минюсту России о признании незаконным решения от 06 мая 2022 г. о признании иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, обязании исключить сведения о нем из Реестра иностранных средств массовой информации, выполняющим функции иностранного агента.
В обоснование заявленных требований административный истец указывал на то, что он является психологом, много лет преподавал в МГУ им Ломоносова, был членом правления РАО ЕЭС России, является автором многих статей и книг, имеет благодарности от Президента Российской Федерации. Оспариваемое распоряжение не соответствует Конституции Российской Федерации и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, является политически мотивированным. Как полагал административный истец, указанным распоряжением не соблюден баланс публичных и частных интересов, нарушено его право свободно выражать свое мнение и распространять информацию; в отношении него допускается дискриминация; он не получал иностранного финансирования для создания или распространения сообщений и материалов.
Решением Замоскворецкого районного суда адрес от 30 июня 2022 года в удовлетворении административных требований Гозмана Л.Я. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит об отмене данного судебного акта как незаконного, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушении судом норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя административного истца по доверенности фио, возражения представителя административного ответчика фио, полагавшей решение суда законным и обоснованным, сочтя возможным на основании ст.ст. 150, 152 КАС РФ рассмотреть административное дело в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
Разрешая спор, суд пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных Гозман Л.Я. требований; обоснованно исходил из того, что утверждения административного истца о нарушении законодательства и его прав при принятии оспариваемого распоряжения, не нашли своего объективного подтверждения.
Такие суждения суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, правильно оценёнными судом по правилам статьи 84 КАС РФ, и согласуются с нормами материального права, регулирующими рассматриваемые правоотношения; оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
Так, при рассмотрении административного дела установлено, что 06.05.2022 г. Минюстом России принято распоряжение N 584-р о включении Гозмана Л.Я. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Согласно п. 14 Порядка уведомление о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 Порядка, направляется Министерством юстиции Российской Федерации указанным лицам не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр информации.
После принятия решения, а именно 11 мая 2022 г. Минюстом России административному истцу направлено уведомление о принятом Минюстом России распоряжении. Уведомление направлено по адресу, который был известен Минюсту России.
Оспариваемое решение согласовано с МИД России, что подтверждается представителем МИД России в судебном заседании.
При принятии решения Минюстом России учтена информация, поступившая 01.10.2021 г. от Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, о том, что Гозман Л.Я. является общественным и политический деятелем, членом общественного совета Российского еврейского конгресса, психологом, кандидатом психологических наук, автором восьми книг, в том числе, "Психология эмоциональных отношений" (1987), "Политическая психология" (1996).
Гозман Л.Я. распространяет/распространял материалы для неограниченного круга лиц на следующих ресурсах:
- электронное периодическое издание "Эхо Москвы" https://echo.msk.ru/blog/leonid_gozman/;
-сетевое издание "Republic Magazine" https://republic.ru/authors/100100;
- "Twitter" https://twitter.com/leonid_gozman - около 60 тыс. подписчиков;
- "Facebook" https://www.facebook.com/leonid.gozman.77 - около 45 тыс. подписчиков;
- "ВКонтакте" https://vk.com/id431927813 - более 50 подписчиков;
- "LiveJournal" https://leonid-gozman.livejournal.com/ - около 340 подписчиков.
С сентября 2020 года по сентябрь 2021 года выявлены факты распространения Гозманом Л.Я. материалов иностранных средств массовой информации "Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC)", "Телеканал Настоящее Время", ООО "Телеканал Дождь", выполняющих функции иностранного агента.
1. "Живенько у нас с фио получилось" (https://www.facebook.com/leonid.gozman.77/posts/4308085429286331) (02.09.2021).
2. "Это наш последний разговор с замечательной фио на программе "Политика. адрес" на Дожде" (https://www.facebook.com/leonid.gozman.77/posts/4286522441442630) (26.08.2021).
3. "О приоритетах власти - о чем они беспокоятся, а о чем - нет.
В связи с Казанью, но не только. С фио на Свободе" (https://www.facebook.com/leonid.gozman.77/ posts/ 3986000124828198) (14.05.2021).
4. "С замечательной фио мы с фио на радио "Свобода" (https://www.facebook.com/ leonid.gozman.77/pos ts/ 3903094646452080) (15.04.2021).
5. "Режим может жить только в состоянии войны". фио о том, зачем сторонники Навального собирают полмиллиона подписей" https://www.facebook.com/leonid.gozman.77/ posts/ 3843066329121579) (26.03.2021).
6. фио должно быть обидно не то, что именно Байден сказал, а то, что он не может по-настоящему ответить: Россия же - слабая страна... " (https://www.facebook.com/leonid.gozman. 77/posts/ 3828064453955100) (21.03.2021).
7. "Что обидного для фио сказал Байден?" (https://www.facebook.com/leonid.gozman.77/posts/3828040593957486) (21.03.2021).
8. "О Президенте фио и обвинении в убийствах" (https://www.facebook.com/leonid.gozman.77/posts/3819833984778147) (18.03.2021).
9. "Накануне! Очень был динамичный разговор с фио и фио - о том, что есть и что будет... " (https://www.facebook.com/leonid.gozman.77/posts/3808585789236300) (13.03.2021).
10. "О вещах страшных и отвратительных надо стараться говорить весело. Кажется, вчера на Свободе у нас с фио и фио это получилось" (https://www.facebook.com/leonid.go zman.77/posts/ 3769171446511068) (26.02.2021).
11. "Про воскресные протесты - на адрес (https://www.facebook.com/leonid.gozman.77/posts/3698253806936166) (01.02.2021).
12. "На редкость хороший был разговор. И о России, и о марка автомобиля" (https://www.facebook.com/leonid.gozman.77/posts/3655883717839842) (16.01.2021).
13. "Разговор на Свободе в программе фио о терактах в Вене" (https://www.facebook.com/leonid.gozman.77/posts/ 3462200500541499) (04.11.2020).
14. "Кто убил фио - наш разговор на свободе" (https://www.facebook.com/leonid.gozman.77/posts/3380905922004291) (06.10.2020).
15. "С фио фио, фио фио и фио фио говорили не столько о том, почему рушится рубль, сколько о том, почему рушится все?... " (https://www.facebook.com/leonid.gozman.77/posts/3360750117353205) (30.09.2020).
16. фио не доедет до монастыря - его арестуют раньше". Какое удовольствие говорить с умными людьми даже по столь мрачным поводам" (https://www.facebook.com/leonid.gozman.77/ posts/3425799937514889) (22.10.2020).
17. адрес, программа "Реальный разговор". Действительно, реальный!" (https://www.facebook.com/leonid. gozman.77/posts/3296042820490602) (09.09.2020).
С сентября 2020 года по сентябрь 2021 года выявлены факты участия Гозмана Л.Я. в создании материалов иностранных средств массовой информации "Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC)", "Голос Америки", "Крым.Реалии", "Телеканал "Настоящее время"", "Кавказ.Реалии", ООО "Телеканал Дождь", выполняющих функции иностранного агента.
1. ""Власти назвали врагов и пока не сказали ?убей". Но скажут": фио ? об уничтожении "иноагентов", потере Афганистана и подарках фио перед выборами" (https://tvrain.ru/teleshow/politika_prjamaja_linija/leonid_ gozman-536595) (25.08.2021).
2. "Российские войска в марка автомобиля: фантазия или реальная перспектива?" (https://www.golosameriki.com/a/vv-belarusminsk/ 5986799. html) (01.08.2021).
3. фио о вождизме в выступлении фио" (https://www.currenttime.tv/a/gozman/31335623.html) (01.07.2021).
4. "Лицом к событию. Удача отвернулась от фио?" (https://www.svoboda.org/a/31305665.html) (28.06.2021).
5. "Удача отвернулась от фио?" (https://www.svobod
a.org/a/31329678.html) (28.06.2021).
6. "Навальный и уйгуры. Российские соцсети об интервью фио" (https://ru.krymr.com/a/rossiya-socseti-intervyu-putina/ 31308666.html) (15.06.2021).
7. "Воздушное пиратство в марка автомобиля: кто бенефициар?" (https://www.golosameriki.com/a/air-piracy-in-belarus/5904834.html) (26.05.2021).
8. "Российский след витает в воздухе": Кто выиграл от воздушного пиратства над марка автомобиля" (https://ru.krymr.com/ a/ryanairlukashenko-putin-protasevich-sanktsii/31275114. html) (26.05.2021).
9. "Сигнал всем: вы выходите, но потом ждите нашего стука в дверь. Политолог фио - о новой тактике властей после акции 21 апреля" (https://www.currenttime.tv/a/leonid-gozman-protestcomment/31225733.html) (27.04.2021).
10. "Без развития. фио - о внутренней оккупации" (https://www.svoboda.org/a/31020297.html) (28.12.2020).
В Минюст России 08.04.2022 из Федеральной службы
по финансовому мониторингу поступила информация о получении Гозманом Л.Я. денежных средств от иностранных источников, а именно в феврале 2022 года 1 операцией поступило сумма (Примечание: Compensation for the article writte) от The Slate Group LLC (США).
Административный истец не отрицает данный факт, считает, что выплата денежных средств является провокацией. Однако, никаких доказательств в подтверждении довода о провокации, не представлено, в материалах дела не содержится.
То, что сообщение Росфинмониторинга поступило через несколько месяцев чем сообщение Роскомнадзора, не свидетельствует о политизированности решения или провокации.
Письмо Росфинмониторинга обозрены судом в судебном заседании; удостоверено, что информация, изложенная в письменных возражениях Минюста России относительно поступления денежных средств, полностью соответствует информации, изложенной в письме Росфинмониторинга. То, что данное письмо не представлено представителю административного истца на обозрение, не свидетельствует о его недостоверности, недопустимости.
В соответствии с частью третьей статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), может быть признано иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к физическому лицу, распространяющему предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающему денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации.
В соответствии с частями 6 и 7 указанной статьи Закона о СМИ решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее - реестр), а также принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Пунктом 9 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от 24.09.2020 N 216 (далее - Порядок), предусмотрено, что основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 Порядка, является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Порядка уведомление о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 Порядка, направляется Министерством юстиции Российской Федерации указанным лицам не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр информации.
Применительно к изложенному, судебная коллегия находит, что суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил при этом из того, что оснований полагать оспариваемое распоряжение незаконным, принятым с нарушением прав административного истца, не имеется; оно принято уполномоченным государственным органом, в пределах компетенции и при наличии к тому правовых оснований, поименованных в статье 6 Закона о СМИ; законодатель для целей включения в Реестр не связывает получение иностранного финансирования непосредственно на распространение сообщений и материалов; оснований не доверять сообщениям Росфинмониторинга, относительно Гозмана Л.Я. не имеется; фактов дискриминации и чрезмерного вмешательства государства в частные дела административного истца, наличия политических мотивов оспариваемого распоряжения, нарушения Минюстом России прав административного истца, в том числе на уважение частной жизни, свободное выражение мнения, равенства, не установлено.
Согласно части четвертой статьи 6 Закона о СМИ иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Иностранные средства массовой информации, выполняющие функции иностранного агента, обязаны в соответствии с действующим законодательством: сопровождать издаваемые и (или) распространяемые материалы, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием сети "Интернет", указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента; проводить обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности; представлять документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании, аудиторское заключение по итогам аудита своей годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности; один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган; в течение одного месяца со дня признания юридического лица, зарегистрированного в иностранном государстве, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, такое лицо учреждает российское юридическое лицо и уведомляет об этом Минюст
России.
Такие требования установлены действующим законодательством для всех иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента; они полностью соответствуют существующему правопорядку; от исполнения обязанности по соблюдению данных требований закона на адрес административный истец не освобожден, даже если полагает их для себя чрезмерными.
Исходя из изложенного, судебная коллегия находит, что суд правильно разрешилнастоящий административный спор, постановилзаконное и обоснованное решение в строгом соответствии с требованиями статьи 227 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене или изменению решения суда не являются, направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств и не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Несогласие стороны административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и собственное толкование законодательства, не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права; административный истец ошибочно распространяет на рассматриваемые правоотношения нормы законодательства об оперативно-розыскной деятельности и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по делу доказательств в настоящем случае, в том числе исходя из доводов жалобы, согласно закону отсутствуют; она является надлежащей и соответствует статье 84 КАС РФ; оснований не доверять представленным Федеральной службой по финансовому мониторингу сведениям о получении Гозманом Л.Я. денежных средств от иностранных источников не имеется.
Разрешая спор, суд правильно определилпредмет и основания заявленных требований, а также обстоятельства, имеющие значение для дела и закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям; решение суда соответствует требованиям статьи 180 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что включение Гозмана Л.Я. в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, влечет за собой ограничение прав, не преследующее правомерной цели, не являющееся необходимым в целях защиты конституционно охраняемых ценностей и интересов, и в целом имеет негативную коннотацию, не могут быть приняты во внимание, поскольку были предметом оценки суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в решении суда.
Ссылки в апелляционной жалобе на нарушение судом принципа состязательности не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отмены состоявшегося решения суда, поскольку в соответствии с требованиями статей 84, 176, 178 КАС РФ все обстоятельства дела установлены судом на основании доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Ходатайства стороны административного истца, в том числе об исследовании представленных доказательств, судом первой инстанции рассмотрены, отказ в их удовлетворении судом мотивирован.
При этом факт получения денежных средств из иностранных источников административным истцом не опровергнут.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность решения суда, сводятся к переоценке выводов суда и не опровергают указанных выводов, не влияют на полноту установленных в ходе рассмотрении дела судом фактических обстоятельств дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит правомерным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления и считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным; принятым в строгом соответствии с требованиями статьи 227 КАС РФ, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права; бремя доказывания между сторонами распределено верно (статья 62 КАС РФ).
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения. По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 30 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 апреля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.