Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, с участием прокурора Каировой О.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Поворот ВП" о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части пункта 4648 приложения 2 к постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП),
УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Пунктом 1.2 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП, вступившего в силу с 1 января 2021 года) утвержден перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2) на налоговый период 2021 года (далее - Перечень на 2021 год). Нормативный правовой акт опубликован 8 декабря 2020 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, т. 1, 2, 3, 4, а также размещен 25 ноября 2020 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 4648 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП) в Перечень на 2021 год включено помещение с кадастровым номером ПОМ1, расположенное по адресу: г. Москва, АДРЕС.
ООО "Поворот ВП" обратилось в Московский городской суд с административным иском о признании недействующим постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года в части включения в Перечень на 2021 года пункта 4648, то есть в части включения в Перечень вышеуказанного помещения, принадлежащего административному истцу на праве собственности. В обоснование требований ООО "Поворот ВП" ссылается на то, что помещение не отвечает критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы, заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития г. Москвы Золотухин Д.Г. против удовлетворения заявленных требований возражал по доводам, изложенным в письменных пояснениях.
Представитель Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы участия в судебном заседании не принимал.
Исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Каировой О.А, полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером ПОМ1 по адресу: г. Москва, АДРЕС. Площадь помещения составляет 805 кв. метров, что подтверждается впиской из ЕГРН, свидетельством о государственной регистрации права.
Поскольку нежилое помещение включено в Перечень на 2021 год, на административном истце с учетом положений статьи 383 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 3 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" лежит обязанность по уплате налога в отношении принадлежащего ему помещения, исходя из его кадастровой стоимости. Таким образом, оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права ООО "Поворот ВП" как налогоплательщика, а административный истец вправе обращаться в суд с соответствующим административным иском.
В соответствии с пунктами "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Проверяя в порядке части 8 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации полномочия Правительства Москвы на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу о том, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления обладал достаточной компетенцией для его принятия.
Постановление (в том числе в оспариваемой редакции) подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке. Стороны также не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Исходя из положений статьи 375, подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе в отношении нежилых помещений, которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На территории города Москвы в соответствии с пунктом 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в том числе, в отношении р асположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3 000 кв. метров.
Проверяя оспариваемые пункты Перечней на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из того, что для признания оспариваемого нормативного правового акта соответствующим требованиям действующего законодательства необходимо установить соблюдение совокупности следующих условий: общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме, в котором расположено помещение, включенное в Перечень, должна превышать 3 000 кв. метров; не менее 20 процентов от общей площади помещения должно использоваться для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Между тем согласно электронному паспорту дома общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, АДРЕС составляет 1 962 кв. метров. Согласно экспликации на здание, представленной ГБУ "МосгорБТИ" площадь нежилых помещений в многоквартирном доме также не превышает 3 000 кв. метров и составляет 1 955, 6 кв. метров.
Вопреки доводам представителя административного ответчика факт того, что площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3 000 кв. метров, сведениями ЕГРН не подтверждается. Так, согласно письму управления Росреестра по Москве в многоквартирном доме находятся следующие нежилые помещения: с кадастровым номером ПОМ1 площадью 805 кв. метров, с кадастровым номером ПОМ2 площадью 419, 5 кв. метров, с кадастровым номером ПОМ3 площадью 242 кв. метров, с кадастровым номером ПОМ4 площадью 495 кв. метров и с кадастровым номером ПОМ5 площадью 1 961, 5 кв. метров.
При этом из выписки из ЕГРН об основных характеристиках многоквартирного дома усматривается, что помещение с кадастровым номером ПОМ5 площадью 1 961, 5 кв. метров состоит из помещений, находящихся в подвале и на первом этаже здания, а именно: помещение I - комнаты с 1 по 12; помещение VI - комнаты с 1 по 36, помещение I - комнаты с 1 по 15, 15а, 15б, с 16 по 41, 41а, с 42 по 44.
В свою очередь помещение с кадастровым номером ПОМ1 площадью 805 кв. метров представляет собой подвальное помещение; помещение с кадастровым номером ПОМ2 площадью 419, 5 кв. метров включает в себя помещения на 1 этаже, а именно помещение VI - комнаты с 12 по 18; помещение с кадастровым номером ПОМ3 площадью 242 кв. метров включает в себя помещения на 1 этаже, а именно помещение VI - комнаты с 19 по 36; помещение с кадастровым номером ПОМ4 площадью 495 кв. метров включает в себя помещения на 1 этаже, а именно помещение I - комнаты с 1 по 12, помещение VI - комнаты с 1 по 11.
Согласно выписке из ЕГРН в здании также поставлены на кадастровый учет помещения с кадастровым номером ПОМ6 площадью 203, 7 кв. метров, представляющее собой помещение VI - комнаты 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, и с кадастровым номером ПОМ7 площадью 11, 3 кв. метров, представляющее собой помещение VI - комната 29а.
Таким образом, помещения с кадастровыми номерами ПОМ6, ПОМ7 составляют одно помещение с кадастровым номером ПОМ3 площадью 242 кв. метров, а помещения с кадастровыми номерами ПОМ1, ПОМ2, ПОМ3, ПОМ4 учтены под единым кадастровым номером ПОМ5 площадью 1 961, 5 кв. метров.
Поскольку общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, АДРЕС не превышает 3 000 кв. метров, оснований для включения принадлежащего административному истцу помещения с кадастровым номером ПОМ1 в Перечень не имелось.
Суд также отмечает, что согласно фототаблице, содержащейся в акте N *1 от 22 октября 2020 года (далее - Акт 2020 года), составленному по результатам обследования нежилого помещения и послужившему основанием для включения его в Перечень, в обследованном помещении находится АО "Альфа-Банк". Согласно разделу 2 Акта 2020 года помещение представляет собой нежилую пристройку к многоквартирному дому.
Между тем, как было указано выше, помещение с кадастровым номером ПОМ1 является подвальным. В свою очередь АО "Альфа-Банк" является собственником помещения с кадастровым номером ПОМ4 площадь. 495 кв. метров на 1 этаже здания, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Также сотрудниками ГБУ "МКМЦН" 5 августа 2021 года было проведено обследование спорного помещения, по результатам которого составлен акт N *2, согласно которому помещение с кадастровым номером ПОМ1 используется для размещения склада. На фотографиях, представленных в акте, запечатлен вход в подвальное помещение, а не пристройка к зданию. Указанное свидетельствует о недостоверности выводов акта 2020 года.
В такой ситуации суд удовлетворяет административное исковое заявление ООО "Поворот ВП" о признании недействующим в части постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП.
Поскольку пункт 4648 включен в Перечень на 2021 год постановлением Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП, вступившим в законную силу с 1 января 2021 года, он подлежит признанию недействующим с 1 января 2021 года.
По правилам статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд взыскивает с Правительства Москвы в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины в размере СУММА.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать недействующим с 1 января 2021 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП) в части включения в Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2 к постановлению) пункта 4648.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы www. mos. ru.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу ООО "Поворот ВП" расходы по уплате государственной пошлины в размере СУММА.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 20 июня 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.