Московский городской суд
в составе председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Берестове И.М, с участием прокурора Цветковой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5123/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Делла-Инвест" об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков",
УСТАНОВИЛ:
11 декабря 2013 года Правительством Москвы принято постановление N819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков", которое опубликовано 17 декабря 2013 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N69, а также размещено 11 декабря 2013 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Подпунктом 1.2 пункта 1 названного постановления утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости (приложение 2) (далее - Перечень).
Постановлением Правительства Москвы от 15.12.2020 N 2196 "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП и признании утратившими силу отдельных положений правовых актов города Москвы" в Перечень (приложение 2) введен пункт 3713, согласно которому в Перечень включена пристройка по адресу: город Москва, ул. Автомоторная, д. 7, стр. 4
ООО "Делла-Инвест" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы о признании недействующим пункта 3713 Перечня.
Требования мотивированы тем, что организация является собственником нежилого здания, частью которого является пристройка, включенная в Перечень; в удовлетворении требований Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы к ООО "Делла-Инвест" о сносе пристройки и освобождении земельного участка по этому адресу от данной самовольной постройки отказано. Административный истец считает, что включение объекта в Перечень нарушает его законные интересы и препятствует реализации прав собственника.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы, представляющий также интересы заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы, административные исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Москвы и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, а содержание нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Спорный объект включён в оспариваемый пункт приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП, поскольку обладает признаками самовольного строительства.
Выслушав объяснения представителей, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Цветковой О.В. об удовлетворении требований, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы - часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного производства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Применительно к изложенному при рассмотрении административного дела установлено, что согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землёй и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Стороны не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
На основании положений пунктов "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 12 части 1 статьи 13, части 3 статьи 20, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", части 2 статьи 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве", пунктов 2, 13 статьи 11, пункта 1 статьи 13 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" суд также считает, что Правительство Москвы является органом, который обладает достаточной компетенцией для его принятия.
Кроме того, как того требует статья 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы, которое, в свою очередь, в соответствии с пунктами 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы", официально опубликовано и подписано Мэром Москвы, что свидетельствует о его введении в действие и опубликовании в установленном порядке.
В данном деле оспаривается в части нормативный правовой акт, регулирующий отношения, связанные с самовольным строительством.
Признаки самовольной постройки, то есть постройки, совершённой с нарушением установленных правовых норм, и последствия возведения такой постройки, включая обязанность по её сносу, закреплены в статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство.
Из разъяснений, содержащихся в пунктах 23 и 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может являться единственным и достаточным основанием для сноса самовольной постройки в тех случаях, когда право собственности на такую постройку уже признано в установленном законом порядке. Вместе с тем, наличие регистрации права собственности на строение не исключает возможности предъявления требования о его сносе. Однако в таком случае суду следует установить обстоятельства, на основании которых постройка, право на которую признано в установленном законом порядке, не может быть сохранена, а ранее признанное право подлежит прекращению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.
Указанные органы обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В данном случае доказывание должно производиться с учётом того, что предъявлены требования о признании недействующим нормативного акта, направленного на снос объекта недвижимости, государственная регистрация прав на который произведена в установленном законом порядке, при отсутствии разрешения на строительство и предоставления земельного участка под цели строительства (реконструкции) объектов.
Из буквального содержания оспариваемого в части нормативного правового акта следует, что основаниями для включения объекта капитального строительства в приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N819-ПП являются:
- создание объектов недвижимого имущества на земельных участках, не предоставленных (не отведённых) для целей строительства (реконструкции);
- создание объектов недвижимого имущества при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 2.2 Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков (приложение 1), утверждённого постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N819-ПП, под незаконно размещённым объектом недвижимости понимается - объект недвижимости, в отношении которого зарегистрировано право собственности и (или) сведения о котором внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, созданный при отсутствии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции) объекта капитального строительства и (или) при отсутствии разрешения на строительство либо с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведённые или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешённое использование которого не допускает строительства на нём данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешённое использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО "Делла-Инвест" является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0001027:1039, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Автомоторная, д.7, стр.4.
Из рапорта о результатах планового (рейдового) обследования от 6 ноября 2020 года N 9097951 и акта о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта от 6 ноября 2020 года, а также аналогичных рапортов и актов от 28 февраля 2019 года, 08 сентября 2017 года, установлено, что в ходе обследования территории с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Автомоторная, вл. 7, стр. 4 главным инспектором Управления контроля за объектами недвижимости по Северному административному округу Госинспекции по недвижимости выявлено, что по указанному адресу на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0001027:2, предоставленном в аренду ООО "Делла-Инвест" на основании договора от 26 июня 1996 года для эксплуатации автобазы, автокомбината (договор действует), расположено здание с кадастровым номером 77:09:0001027:1039, 1948 года постройки, общей площадью 60, 6 кв.м, принадлежащее административному истцу ООО "Делла-Инвест", используемое под автомойку.
Из анализа Здания и технической документации на него установлено, что без надлежащего оформления разрешительной документации к вышеуказанному Зданию возведена пристройка, площадью 9, 2 кв.м. (часть помещения III комнаты 1).
Согласно архивным данным ГБУ "МосгорБТИ" по состоянию на 30 ноября 1993 года учтено одноэтажное строение общей площадью 51, 4 кв.м. назначение -КПП; по данным на 15 августа 2003 года учтено одноэтажное здание, общей площадью 60, 6 кв.м. Также в ГБУ "МосгорБТИ" имеется поэтажный план от 28 января 2000 года, на котором пристройка к зданию 9, 2 кв.м. учтена и отображена в красных линиях.
В план земельного участка от 25 октября 1993 года внесены изменения 02 декабря 2003 года в части возведения пристройки к зданию. Согласно плану земельного участка к договору аренды от 1996 года на участке отсутствует пристройка к зданию.
Согласно техническому паспорту по состоянию на 30 ноября 1993 года площадь здания составляет 51 кв.м, по состоянию на 28 января 2000 года площадь здания 61 кв.м.
По данным ИАС "Управление градостроительной деятельностью" города Москвы разрешение на строительство (реконструкцию) и акт ввода объекта в эксплуатацию не оформлялись, земельный участок для целей капительного строительства не предоставлялся.
В связи с этим административный ответчик полагает, что у здания выявлены признаки самовольной постройки; земельный участок под строительство (реконструкцию) объекта не предоставлялся, разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию капитального объекта с вышеуказанными характеристиками не оформлялись.
Указанные обстоятельства послужили основанием для включения пристройки по данному адресу в приложение N 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" под вышеуказанным номером.
В целях реализации предусмотренных статьёй 222 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативных положений пунктом 2.2 постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП установлено, что Департамент городского имущества города Москвы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1.2 настоящего постановления, в срок до 31 января 2014 года, а при актуализации перечня объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1.2 настоящего постановления, в течение одного месяца с даты актуализации заявляет в суд соответствующие требования. Департамент городского имущества города Москвы при обращении в суд заявляет требование о предоставлении истцу права сноса с привлечением соответствующего государственного учреждения города Москвы самовольной постройки (освобождения земельных участков) за счёт ответчика в случае неисполнения судебного акта в течение месяца с момента его вступления в законную силу.
Установлено, что, реализуя свои полномочия, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы обратились в Арбитражный суд города Москвы с иском к ООО "Делла-Инвест" с требованиями:
1. Признать пристройку площадью 9, 2 кв.м. (пом.II) к зданию с кадастровым номером 77:09:0001027:1039, расположенному по адресу: г. Москва, ул. Автомоторная, д. 7, стр.4, самовольной постройкой.
2. Обязать ООО "Делла-Инвест" в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда привести здание с кадастровым номером 77:09:0001027:1039, расположенному по адресу: г. Москва, ул. Автомоторная, д. 7, стр.4, в первоначальное положение в соответствии с документами БТИ по состоянию на 30.11.1993, путем сноса (демонтажа) пристройки площадью 9, 2 кв.м. (пом.II), предоставив в случае неисполнения ответчиком решения суда в указанный срок, согласно ч. 3 ст. 174 АПК РФ право Правительству Москвы в лице Государственной инспекции по контролю за использованием объекта недвижимости города Москвы осуществить мероприятия по сносу самовольной постройки, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с дальнейшим возложением на ООО "Делла-Инвест" расходов.
3. Признать право собственности ООО "Делла-Инвест" на здание с кадастровым номером 77:09:0001027:1039, расположенному по адресу: г. Москва, ул. Автомоторная, д. 7, стр.4, отсутствующим.
4. Обязать ООО "Делла-Инвест" в месячный срок освободить земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Автомоторная, вл. 7, стр.4 от пристройки площадью 9, 2 кв.м. (пом.II) к зданию с кадастровым номером 77:09:0001027:1039, расположенному по адресу: г. Москва, ул. Автомоторная, д. 7, стр.4, предоставив в случае неисполнения ответчиком решения суда в указанный срок, согласно ч. 3 ст. 174 АПК РФ право Правительству Москвы в лице Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы осуществить мероприятия по сносу объекта с дальнейшим возложением на ООО "Делла-Инвест" расходов.
5. Обязать ООО "Делла-Инвест" в месячный срок с момента сноса здания с кадастровым номером 77:09:0001027:1039, расположенному по адресу: г. Москва, ул. Автомоторная, д. 7, стр.4, провести техническую инвентаризацию здания по адресу: г. Москва, ул. Автомоторная, д. 7, стр.4, а также обеспечить постановку объекта на государственный кадастровый учет, предоставив в случае неисполнения ответчиком решения суда в указанный срок, согласно ч. 3 ст. 174 АПК РФ право Правительству Москвы в лице Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московское городское бюро технической инвентаризации" осуществить мероприятия по технической инвентаризации объекта и постановке объекта на государственный кадастровый учет с дальнейшим возложением на ООО "Делла-Инвест" расходов.
При рассмотрении указанного дела арбитражным судом было установлено, что в Здании в отсутствие разрешительной документации произошла реконструкция с возведением пристройки.
По результатам проведения реконструкции на объекте по адресу: г. Москва, ул. Автомоторная, д. 7, стр. 4, изменилась площадь помещения N 2 на плане 1993 г. с 12, 3 м2 до 17, 4 м2 в результате возведения пристройки.
Нарушений строительных, градостроительных, противопожарных норм не установлено. Рассматриваемое здание соответствует необходимым требованиям к зданиям и сооружениям. Угроз жизни и здоровью граждан в здании по адресу: г. Москва, ул. Автомоторная, д. 7, стр. 4, не установлено.
Привести здание в соответствии с документами БТИ на здание по состоянию на 30.11.1993 г. технически возможно, но с несоразмерным ущербом назначению путем демонтажа, так как строение капитальное, и в настоящее время помещения объединены общей кровлей, стены выполнены из кирпичной кладки.
Решением Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-98373/2021 от 20 сентября 2022 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 декабря 2022 года, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 4 апреля 2023 года по делу N А40-98373/2021 указанные судебные акты оставлены без изменения.
Суды, в названных постановлениях, в том числе по результатам проведенной судебной экспертизы, пришли к выводу о том, что здание, на которое хотя и отсутствует проектная документация, разрешения на строительство (реконструкцию) и ввод объекта в эксплуатацию, земельный участок не предоставлялся под указанные цели; но при этом, Здание согласно выводам эксперта соответствует строительным нормам и правилам, противопожарным, санитарным нормам и правилам, не создает угрозу жизни и здоровью граждан; учитывая изложенное, а также то, что истцы обратились с иском в арбитражный суд с пропуском срока исковой давности, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
При таких обстоятельствах, необходимо заключить, что в настоящее время, отсутствуют, установленные статьёй 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, основания для включения спорного объекта в Перечень.
Иных правовых последствий помимо обращения в суд с требованиями о предоставлении истцу права сноса самовольной постройки оспариваемое Постановление не предусматривает, при этом такое право было реализовано административным ответчиком, а в удовлетворении требований о признании постройки самовольной и её сносе отказано; при этом, в соответствии с пунктом 3.1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации решение о сносе самовольной постройки иными органами помимо суда принято быть не может.
В силу изложенного, суд приходит к выводу о том, что включение пристройки к Зданию в Перечень противоречит положениям статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы Правительства Москвы о том, что оспариваемым нормативным правовым актом реализовано право на защиту земельных участков, находящихся в государственной собственности, с целью пресечения их незаконного (нецелевого) использования, применительно к оспариваемому пункту Перечня, являются ошибочными.
Также не имеет правового значения и то обстоятельство, что судом отказано в удовлетворении иска о признании объекта самовольной постройкой, в том числе, и ввиду пропуска срока исковой давности; факт пребывания объектов недвижимости в приложении N 2 к постановлению Правительства Москвы N 819-ПП нормы названного постановления связывают с последующим наличием у уполномоченных органов права на обращение в судебные органы с требованием о признании построек самовольными и их последующем сносе в целях освобождения земельных участков, принадлежащих городу Москве. В случае, когда полномочия соответствующих органов на обращение в суд уже реализованы, правовых оснований для последующего нахождения объектов недвижимости в постановлении Правительства Москвы N 819-ПП не имеется.
В силу части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП в оспариваемой части ранее применялось, и на основании данного нормативного правового акта были реализованы права лиц, участвующих в деле.
При указанных обстоятельствах, суд удовлетворяет административное исковое заявление и признает недействующим в оспариваемой части постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Правительства Москвы в пользу административного истца подлежат взысканию 4 500 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
признать недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу пункт 3713 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу общества с ограниченной ответственностью "Делла-Инвест" в счёт возврата государственной пошлины 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 19 июня 2023 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.