Московский городской суд в составе председательствующего судьи Казакова М.Ю., при секретаре Толмасовой Ю.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5430/2023 по административному исковому заявлению ЗАО "СБС-СТИЛЬ" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:05:0008002:33 в размере его рыночной стоимости.
В подтверждение своих требований административным истцом представлен отчёт об оценке рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, представитель Департамента городского имущества города Москвы выразил сомнение в обоснованности и достоверности определенной в указанном отчете величины рыночной стоимости объекта оценки ввиду несоответствия отчёта требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ и федеральным стандартам оценки.
Представителем Департамента городского имущества города Москвы заявлено ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы.
Суд, изучив ходатайство о назначении судебной оценочной экспертизы, материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст.77 КАС РФ в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Учитывая процессуальное право сторон на предъявление доказательств в обоснование заявленных требований и возражений против требований, принимая во внимание тот факт, что предметом доказывания по делу является определение действительной рыночной стоимости объектов недвижимости, а в представленных сторонами доказательствах имеются противоречия, отличие рыночной стоимости объектов недвижимости, определенной в отчётах об оценке, от их кадастровой стоимости существенно, суд считает необходимым назначить по делу судебную оценочную экспертизу, поскольку для правильного и всестороннего рассмотрения дела необходимы специальные познания.
Принимая во внимание позицию сторон, суд считает возможным проведение экспертизы поручить ФБУ "Российский федеральный центр судебных экспертиз при Минюсте России".
В силу пункта 1 статьи 14 Закона N 73-ФЗ Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" суд поручает руководителю государственного судебно-экспертного учреждения по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы.
С учётом разъяснений, содержащихся в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", на экспертизу подлежат постановке вопросы о соответствии представленных административным истцом отчётов требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также о том, какова действительная рыночная стоимость объектов. Расходы по оплате экспертизы подлежат возложению на Департамент городского имущества города Москвы, в соответствии с положениями части 1 статьи 109 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 77, 78, 191 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
Назначить по административному делу N 3а-5430/2023 по административному исковому заявлению ЗАО "СБС-СТИЛЬ" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости
судебную оценочную экспертизу, на разрешение которой поставить следующие вопросы:
1. Соответствует ли отчёт об оценке от 02 мая 2023 года N9042023-О, подготовленный оценщиком ООО "Решение" требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчёт.
2. Если не соответствует, и допущенные нарушения повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, то какова по состоянию на
1 января 2022 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:05:0008002:33?
Производство судебной оценочной экспертизы поручить Федеральному бюджетному учреждению "Российский федеральный центр судебных экспертиз при Минюсте России".
Руководителю экспертного учреждения поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы.
Предоставить в распоряжение эксперта материалы настоящего административного дела.
Заключение должно быть составлено и направлено экспертом в суд, назначивший экспертизу, не позднее 14 рабочих дней с момента поступления материалов дела на экспертизу.
В случае необходимости обязать административного истца предоставить эксперту доступ для осмотра объекта недвижимости.
Эксперта предупредить об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также о наложении судебного штрафа в случаях, предусмотренных частью 12 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Расходы по оплате экспертизы возложить на Департамент городского имущества города Москвы, обязав перечислить в счет стоимости производства судебной оценочной экспертизы денежные средства в размере 285 288, 00 рублей на расчетный счет ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, юридический и фактический адрес: 109028, г. Москва, Хохловский пер, д. 13, стр. 2, ИНН 7704055136, КПП 770901001, к\сч 40102810545370000003, р\с 03214643000000017300, л/сч 20736Ц37040, БИК 004525988, Банк ГУ БАНКА РОССИИ ПО ЦФО//УФК ПО Г. МОСКВЕ г. Москва, КБК 00000000000000000130, ОКТМО 45375000, ОКПО 02844624, ОКОГУ 1318000, ОКФС 12, ОКОПФ 20903, ОКВЭД 71.20, ОГРН 1027700335849.
Разъяснить сторонам правовые последствия части 5 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с которой в случае уклонения стороны от участия в экспертизе, непредставления экспертам необходимых документов и материалов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам административного дела без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для данной стороны экспертиза имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.
Производство по настоящему административному делу приостановить до получения заключения эксперта.
На определение в части приостановления производства по делу и в части, связанной с судебными расходами, может быть подана частная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение 15 дней со дня вынесения определения через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда М.Ю. Казаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.