Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Бельмас Н.А, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу председателя правления кредитного потребительского кооператива "Доход" Добрина В. Ю. на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 27 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 23 марта 2022 года по административному делу N 2а-4786/2021 по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации (Банка России) к кредитному потребительскому кооперативу "Доход", председателю правления кредитного потребительского кооператива "Доход" Добрину В.Ю. о ликвидации кредитного потребительского кооператива.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя Центрального банка Российской Федерации - Шимкив Н.И, возражавшей против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) (далее - Банк России) обратился в суд с административным исковым заявлением к кредитному потребительскому кооперативу "Доход" (далее - КПК "Доход", Кооператив), председателю правления КПК "Доход" Добрину В.Ю. о ликвидации КПК "Доход", возложении на председателя правления КПК "Доход" Добрина В.Ю. обязанности по осуществлению процедуры ликвидации указанного юридического лица в течение шестимесячного срока проведения ликвидационных мероприятий.
В обоснование заявленных требований Банк России указал, что Кооператив зарегистрирован 3 сентября 2018 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области. 6 марта 2021 года прекращено членство Кооператива в Ассоциации "Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов "Кооперативные Финансы" по причине несоблюдения членом саморегулируемой организации требований базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов саморегулируемой организации. В соответствии с требованиями части 1 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ) и части 1 статьи 35 Федерального закона от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) Кооператив должен был вступить в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка в срок не позднее 4 июня 2021 года, однако в нарушение указанных требований со дня прекращения своего членства в Ассоциации "Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов "Кооперативные Финансы" Кооператив не вступил в другую саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка. По результатам рассмотрения представленной саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка информацией, а также по результатам мониторинга их сайтов установлено, что по состоянию на 15 июля 2021 года Кооператив не является членом ни одной саморегулируемой организации в сфере финансового рынка.
Кроме того, в результате проведенных Банком России в отношении Кооператива контрольно-надзорных мероприятий установлено, что Кооперативом нарушены значения норматива ФН7 по состоянию на 31 декабря 2020 года и по состоянию на 31 марта 2021 года, что является нарушением пункта 7 части 4 статьи 6 Федерального закона N 190-ФЗ и пункта 1.14 Указания Банка России от 28 декабря 2015 года N 3916-У "О числовых значениях и порядке расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов". Указанные обстоятельства служат основанием для ликвидации Кооператива в установленном законом порядке.
Судом первой инстанции к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц Управление Федеральной налоговой службы по Новгородской области (далее - УФНС России по Новгородской области), Князева Н.А.
Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 27 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 23 марта 2022 года, иск удовлетворен, постановлено ликвидировать КПК "Доход" ("адрес", оф. "адрес", ОГРН N); обязанность по осуществлению ликвидации возложена на председателя правления КПК "Доход" Добрина В.Ю.
На вступившие в законную силу судебные постановления председатель правления кредитного потребительского кооператива "Доход" Добрин В. Ю. подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией.
Согласно пункту 9.1 статьи 4 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон N 86-ФЗ) Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.
В силу пункта 12 статьи 76.1 Федерального закона N 86-ФЗ некредитными финансовыми организациями являются, в том числе, кредитные потребительские кооперативы.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 5 Федерального закона N 190-ФЗ Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за соблюдением кредитными кооперативами требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России с учетом особенностей, установленных статьей 35 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1, пункта 8 части 2 статьи 5 Федерального закона N 190-ФЗ регулирование отношений в сфере кредитной корпорации осуществляется Банком России; Банк России в рамках осуществления полномочий по контролю и надзору в установленной сфере деятельности обращается в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных Законом о кредитной кооперации.
В силу пункта 14.1.7 Положения Банка России от 11 апреля 2016 года N 538-П "О территориальных учреждениях Банка России" территориальное учреждение представляет интересы Банка России во всех судебных, административных и иных органах в рамках установленных полномочий.
Северо-Западное главное управление, являясь территориальным учреждением Банка России, уполномочено на подачу административного искового заявления о ликвидации кредитного потребительского кооператива в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 190-ФЗ.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Кооператив зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области 3 сентября 2018 года, не является кредитным кооперативом второго уровня, критерии которого установлены пунктом 4 части 3 статьи 1 Федерального закона N 190-ФЗ.
6 марта 2021 года прекращено членство Кооператива в Ассоциации "Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов "Кооперативные Финансы" в связи с несоблюдением членом саморегулируемой организации требований базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов саморегулируемой организации.
На момент подачи в суд административного искового заявления и на момент рассмотрения дела судом первой инстанции Кооператив не являлся членом ни одной из существующих саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что КПК "Доход" не исполнена обязанность по вступлению в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка в срок, установленный пунктом 2 части 1 статьи 35 Федерального закона N 190-ФЗ, а также Кооперативом допускались случаи нарушения требований действующего законодательства в части несоблюдения финансового норматива, предусмотренного подпунктом 7 части 4 статьи 6 того же Федерального закона, что является основанием для его ликвидации.
Судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда признала указанные выводы правильными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона N 190-ФЗ Банк России вправе в отношении кредитных кооперативов проводить проверки соблюдения установленных финансовых нормативов и соответствия деятельности кредитного кооператива настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным актам Банка России в порядке, установленном Банком России.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона N 223-ФЗ установлено, что членство финансовой организации в саморегулируемой организации, вид которой соответствует виду деятельности, осуществляемому такой финансовой организацией, является обязательным в случае наличия саморегулируемой организации соответствующего вида.
Наличие саморегулируемых организаций (приобретение соответствующего статуса), объединяющих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность кредитных потребительских кооперативов, предусмотрено пунктом 13 части 1 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ.
Пунктом 2 части 1 статьи 35 Федерального закона N 190-ФЗ кредитным кооперативам, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, предписано вступить в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 223-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, следующих за днем прекращения своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы).
До вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков) (часть 5 статьи 35 Федерального закона N 190-ФЗ).
В связи с прекращением 6 марта 2021 года членства Кооператива в Ассоциации "Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов "Кооперативные Финансы" в соответствии с требованиями части 1 статьи 8 Федерального закона N 223-ФЗ и пункта 2 части 1 статьи 35 Федерального закона N 190-ФЗ у Кооператива возникла обязанность в течение девяноста дней со дня прекращения своего членства в указанной саморегулируемой организации вступить в другую саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, то есть в срок не позднее 4 июня 2021 года.
В рамках осуществления полномочий по контролю и надзору за соблюдением кредитными кооперативами, не являющимися членами саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, требований Федерального закона N 190-ФЗ Банком России во все действующие саморегулируемые организации кредитных потребительских кооперативов, данные о которых содержатся в едином реестре саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, направлен запрос о предоставлении сведений о членстве Кооператива в данных саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка (исх. N Т2-52-15/20725 от 21 июня 2021 года).
Согласно представленной информации Кооператив не является членом ни одной из саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.
По результатам мониторинга сайтов саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка установлено, что по состоянию на 15 июля 2021 года Кооператив не являлся членом саморегулируемой организации в сфере финансового рынка.
На момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции Кооператив также не являлся членом ни одной из саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка.
Согласно пункту 7 части 4 статьи 6 Федерального закона N 190-ФЗ кредитный кооператив обязан соблюдать, в том числе, финансовый норматив в виде соотношения части активов кредитного кооператива, включающей в себя денежные средства, средства, размещенные в государственные и муниципальные ценные бумаги, задолженность по сумме основного долга, образовавшуюся в связи с предоставлением займов кредитным кооперативом, и общего размера денежных средств, привлеченных кредитным кооперативом.
В силу пункта 1.14 Указаний Банка России от 28 декабря 2015 года N 3916-У "О числовых значениях и порядке расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов" минимальное допустимое числовое значение финансового норматива ФН7 устанавливается в размере 70 процентов.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что в результате проведенных Банком России в отношении Кооператива контрольно-надзорных мероприятий выявлены факты нарушения Кооперативом значения норматива ФН7 по состоянию на 31 декабря 2020 года (51, 93488722%) и по состоянию на 31 марта 2021 года (45, 0369287%).
Какие-либо доказательств, опровергающих указанные факты, Кооперативом ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.
В соответствии с подпунктами "в", "г" пункта 9 части 3 статьи 5 Федерального закона N 190-ФЗ Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случае:
- неоднократного нарушения кредитным кооперативом настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России (кроме случаев, предусмотренных подпунктами "г" и "д" настоящего пункта);
- нарушения установленного Федеральным законом N 223-ФЗ требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции требования Банка России о ликвидации Кооператива обоснованно удовлетворены.
Доводы об отсутствии вины Кооператива в том, что он не является членом саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, так как им предпринимались меры по вступлению в такую организацию основанием для отмены решения суда не служат.
Обязанность по вступлению Кооператива в члены саморегулируемой организации в сфере финансового рынка и срок, в течение которого Кооператив обязан был вступить в такую организацию после прекращения членства в иной саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, предусмотрены императивными требованиями законодательства, сведений о непреодолимых препятствиях для своевременного исполнения указанной обязанности Кооперативом в материалы дела не представлено.
В кассационной жалобе Добрин В.Ю. в качестве основания отмены судебных актов указывает на то, что при вынесении судебного акта судом существенно нарушены нормы материального права, а именно, при наличии решения Опочецкого районного суда Псковской области от 13.08.2021 по делу N 2-233/2021 о запрете регистрационных действий по ликвидации юридического лица, суд рассмотрел вопрос и принял решение о ликвидации кооператива без отмены предыдущего судебного решения. В результате чего регистрационный орган 26.10.2022 отказал в регистрации ликвидатора и начале процедуры ликвидации КПК "Доход".
Также, по мнению Добрина В.Ю, в решении суда первой инстанции допущена ошибка в определении ликвидатора, - председателя правления КПК "Доход" Добрина В.Ю, так как такого должностного лица фактически не существует и к деятельности кооператива указанное лицо отношения не имеет.
Данные доводы не могут служить основанием к отмене состоявшихся по делу судебных актов.
Решением Опочецкого районного суда Псковской области от 13.08.2021 по делу N 2-233/2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 16.11.2021 и определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 14.02.2022 частично удовлетворены требования Чеботаревой Н.П. к КПК "Доход" о взыскании денежных средств по договору о передаче личных сбережений и расходов по уплате государственной пошлины.
То есть решение Опочецким районным судом Псковской области от по делу N 2-233/2021 принято по исковому заявлению пайщика к КПК "Доход" рамках рассмотрения гражданско-правового спора.
Судебные акты по делу N 2-233/2021 не связаны с оспариваемыми Добриным В.Ю. судебными актами о ликвидации КПК "Доход" по делу N 2а-4786/2021.
В связи с чем довод Добрина В.Ю. о нарушении Новгородским районным судом Новгородской области норм материального права при вынесении решения от 27.10.2022 по делу N 2а-4786/2021 о ликвидации КПК "Доход" при наличии решения Опочецкого районного суда Псковской области от 13.08.2021 по делу N 2-233/2021 не влечёт отмену судебных актов по настоящему делу.
В соответствии с пунктом 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц лицом, имеющим право действовать от имени КПК "Доход" без доверенности, на дату вынесения решения суда первой инстанции о ликвидации, являлся председатель правления КПК "Доход" Добрин В.Ю. В связи с чем судом первой инстанции на указанное лицо возложена обязанность по осуществлению ликвидации юридического лица. С данным выводом согласился суд апелляционной инстанции.
Кроме того, Добрин В.Ю. в судебном порядке требовал собственного отстранения от обязанностей ликвидатора кооператива. Вступившим в законную силу определением Новгородского районного суда Новгородской области от 10 августа 2022 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам от 03 февраля 2023 года в удовлетворении его заявления отказано.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции при рассмотрении административного искового заявления Банка России о ликвидации КПК "Доход" правильно определили юридически значимые обстоятельства, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановили судебные акты, отвечающие нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новгородского районного суда Новгородской области от 27 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 23 марта 2022 года по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации (Банка России) к кредитному потребительскому кооперативу "Доход", председателю правления кредитного потребительского кооператива "Доход" Добрину В.Ю. о ликвидации кредитного потребительского кооператива оставить без изменения, кассационную жалобу председателя правления кредитного потребительского кооператива "Доход" Добрина В. Ю. - без удовлетворения.
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 27 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 23 марта 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 июня 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.