Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Бельмас Н.А, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения Следственный изолятор N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Федеральной службы исполнения наказаний России на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 30 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 27 июля 2022 года по административному делу N 2а-652/2021 по административному исковому заявлению Степановой Е. Ю. к Федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению Областная больница имени доктора Ф.П. Гааза, Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по г.Санкт-Петербургу, Федеральной службе исполнения наказаний России об обжаловании действий должностных лиц, связанных с ненадлежащими условиями содержания, о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении надлежащих условий содержания под стражей, взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя Федерального казенного лечебно-профилактического учреждения Областная больница имени доктора Ф.П. Гааза - Сергагановой Т.П, поддержавшей доводы кассационной жалобы, пояснения представителя Степановой Е.Ю. - Потапова Д.В, возражавшего против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Степанова Е.Ю. обратилась в суд с административным иском к ФКЛПУ ОБ им. Ф.П.Гааза по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ФСИН России об обжаловании действий должностных лиц, связанных с ненадлежащими условиями содержания, о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении надлежащих условий содержания под стражей, взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей, просит признать незаконным бездействие административных ответчиков ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области и МОБ N 1 ФКУЗ МСЧ N 78 ФСИН России им. Гааза, взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств ФСИН России в пользу административного истца 1 956 000 рублей компенсации за нарушения установленных законодательством и международными договорами Российской Федерации условий содержания в вышеуказанных учреждениях (т.1 л.д.6-15, 58-66).
В обоснование иска указывает, что 16.02.2017 в интересах истца была подана жалоба в Европейский суд но правам человека (далее - ЕСГГЧ) на ненадлежащие условия содержания в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области и МОБ N 1 ФКУЗ МСЧ N 78 ФСИН России им. Гааза.
30.04.2020г. Европейский суд по правам человека принял решение по жалобе 38708/13 В.С. КРАЛИН против России и 112 других заявок, в рамках которого принял решение по жалобе в отношении истца. Административный иск подан на основании ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 27.12.2019 г. N 494-ФЗ, постановления ЕСГГЧ от 04.04.2020 г. по делу "Шмелев и другие против России" (жалоба N 41743/17 и др.).
26.09.2012 года административному истцу Василеостровским районным судом города Санкт-Петербурга была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу с содержанием в ФКУ СИЗО- 5 У ФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Во время следствия и судебных разбирательств, то есть 4 года и 22 дня, административный истец содержалась в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в ненадлежащих условиях до 17.10.2016 года.
26.09.2012г. административный истец была помещена в камеру N15 - "карантин", где в помещении 45м.кв содержалось 22 человека, туалет находился за металлическим отсекателем (рядом со спальным местом(0, 55м. на 1, 85м.), окно в камере состоит из стеклоблоков с фрамугой 0, 5м. на 1, 2м. без стекла, которая, в связи с холодным временем года, заколочена фанерой. После проведенного времени в камере "карантина" (10 дней) административного истца перевели в камеру N19. Условия содержания в данной камере отличались от "карантина" тем, что в камере площадью 16 кв.м, содержались 6 человек, что не соответствует необходимым нормам площади на человека, так как составляет менее 2.5 кв.метров. Окно стеклоблок с фрамугой (0, 5м. на 1, 25м.), туалет за отсекателем, камера находится рядом с душевой этажа, в связи с чем, стена, граничащая с душем, покрыта грибковыми наростами, потолок от сырости обвален до перекрытий. Также в камере проходит вертикальный сливной канализационный сток (сквозной), в связи с чем, в помещении постоянно пахнет канализационными отходами. Совместно с административным истцом в 2012 году в этой камере содержались курящие женщины, при этом административный истец является человеком, имеющим хроническое заболевание - бронхиальную астму. Далее в связи с ремонтом административный истец была переведена в камеру N21 на этом же этаже, также рядом с душевой, но с другой стороны. Условия содержания также не соответствовали необходимому минимуму площади содержания 10 человек в помещении 24 кв.м.
Окно из стеклоблоков с фрамугой (0, 5м. на 1, 2м.), которая рассохлась от старости и повышенной влажности общей стены с душевой. В зимнее время года окно не закрывается плотно из-за деформации, в связи с чем, в камере температура не превышала 10 градусов тепла в лучшем случае, люди вынуждены были спать в верхней одежде, когда температура на улице достигала минус 20 градусов. В камере постоянно текла вода по стене, граничащей с улицей, и текло с потолка, так как душевые помещения проходят по всем трем этажам. Также в этой камере совместно содержались курящие женщины, и больная туберкулезом, у которой закрытая форма туберкулёза за период содержания в данной камере перешла в форму обострения, в результате чего её перевили в специализированное СИЗО-6, откуда и последствии они была освобождена по приговору суда в связи с имеющимся хроническим заболеванием.
В марте 2013 года административного истца перевили в камеру N1, условия содержания в которой также не соответствуют необходимому минимуму площади на человека (на 52 кв.м, содержатся 20 человек). Из 20 человек, содержащихся в данной камере, некурящих только 2 человека (одна из них административный истец), которые вынуждены находиться в помещении с большим количеством одновременно курящих женщин. В камере имелись 2 окна из стеклоблоков с фрамугами 0, 5м. на 1, 25м, которые открываются для проветривания на 5 минут каждые 2 часа зимой, т.к. принудительная вентиляция в камере отсутствует. Здание изолятора довоенной постройки, вентиляционные каналы полностью забиты и не функционируют. В этих условиях, и в связи с отсутствием услуги прачечной, все 20 человек стирают и сушат свои вещи в камере, что приводит к риску легочных заболеваний, даже у здоровых людей, из-за повышенной влажности. Право полностью вымыться предоставляется всем заключенным один раз в неделю. На принятие душа отводится 20 минут, притом, что душевые, рассчитанные на одновременное мытье 8 человек, где неисправны и работают только 4 лейки, а в душ выводят одновременно по 10 человек.
Административный истец указывает, что администрацией СИЗО-5 было нарушено ее право на прогулку, которая положена всем раз в день не менее 1 часа в холодное время года и не менее 1, 5 часов в теплое время года дело, указывает, что прогулочные дворы в следственном изоляторе площадью 2, 5 м. на 4 м, в которых, по мнению руководства СИЗО должны одновременно гулять все лица, содержащиеся в камере; если по какой бы то ни было причине один человек из 20 содержащихся в камере не может выйти на прогулку, то остальные нуждающиеся в свежем воздухе лишаются своего права на прогулку до того времени пока не соберутся всей камерой. В условиях совместного содержания 20 человек за время пребывания в камере N1 истец осуществляла свое право на прогулку не более 1 раза в неделю, что привело к ухудшению состояния её здоровья, а именно острому приступу бронхиальной астмы и медицинскому вмешательству с помещением её в медсанчасть СИЗО. Только с ноября 2013 года при имеющемся хроническом заболевании истец была помещена в камеру медицинской части СИЗО-5 N303, а в дальнейшем переводилась в другие камеры медицинской части NN305, 301, где медицинская помощь сводилась лишь к контролю со стороны медицинских работников, в связи с отсутствием необходимого медицинского оборудования и лекарственных средств. Условия содержания в камерах медицинской части не отличались ничем от обычных камер ФКУ СИЗО-5.
29.10.2014 года у Истца произошёл ишемический инсульт, при этом госпитализация в МОБ N 1 ФКУЗ МСЧ N 78 ФСИН России им. Гааза была осуществлена лишь 07.11.2014 года, когда уже начался частичный паралич левой стороны тела и лица.
По мнению административного истца, условия содержания в МОБ N 1 ФКУЗ МСЧ N 78 ФСИН России им. Гааза не соответствуют требованиям для медицинских учреждений, а именно: женское отделение в МОБ N 1 ФКУЗ МСЧ N 78 ФСИН России им. Гааза называется онкологическое и является единственным, где содержаться все женщины контингента независимо от диагноза и стадии заболевания, в т.ч. больные с заразными заболеваниями и находящиеся в предсмертном состоянии, так называемые палаты имеют площадь 8 кв.м, где в два яруса расположены спальные места для 8 человек, (1 кв.м, на человека) таким образом, скученность и ограниченность личного пространства приносит моральные и психологические страдания, являются распространением инфекционных заболеваний, для осуществления помывки в душе все ходячие больные должны, независимо от степени самочувствия и состояния здоровья на день помывки, идти в душевую через улицу в соседний корпус больницы. Хотя в отделении имеется своя ванная комната, но больные в неё не допускаются независимо от состояния здоровья и предписаний врача, право на прогулку не предоставляется, требования и прошения о предоставлении прогулки игнорируются и остаются без удовлетворения. В связи с невыносимыми условиями содержания в МОБ N 1 ФКУЗ МСЧ N 78 ФСИН России им. Гааза, у административного истца начался приступ бронхиальной астмы. В больнице отсутствовал врач- пульмонолог, а также отсутствовали необходимые лекарственные средства, в связи с чем, врачи приняли решение о выписке истца на долечивание в медицинской части ФКУ СИЗО-5. В результате перенесённого инсульта и несвоевременно оказанной медицинской помощи, в настоящее время у истца сохранился частичный порез левой руки, онемение левой височной части лица, ухудшение зрения, а также приобретены хронические заболевания: дисциркуляторная энцефалопатия 2-ой степени, гипертоническая болезнь 3-ей степени, артериальная гипертензия 2-ой степени, риск сердечно-сосудистых осложнений 3-ей группы.
Несмотря на состояние здоровья истца в январе 2016 года она была переведена из медицинской части СИЗО-5 в общую камеру N21, в которой ранее уже содержалась. В этой камере административный истец находилась до момента освобождения 17.10.2016 года.
Административный истец до подачи жалобы в ЕСПЧ не обжаловала указанные условия содержания под стражей, так как ей не были доступны какие-либо эффективные средства правовой защиты на национальном уровне.
Административный истец указывает, что на протяжении длительного времени: 4 года и 22 дня (с 26.09.2012г. по 17.10.2016г.), содержалась в ненадлежащих условиях в переполненных камерах ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области и МОБ N 1 ФКУЗ МСЧ N 78 ФСИН России им. Гааза с ограниченным доступом к освещению, отсутствием вентиляции, отсутствии полноценного питания, отсутствии оказания адекватной медицинской помощи и при отсутствии возможности принять душ. Кроме того, туалет расположен в камере, ничем не отгорожен, что причиняло дополнительные страдания и неудобства.
С учетом вышеизложенного и с учётом сложившейся практики Европейского суда по правам человека истец полагает, что справедливой компенсацией за нарушение условий содержания в следственных изоляторах УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области является денежная сумма в размере 1 956 000 рублей (из расчёта 6 000 евро год.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 30 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 27 июля 2022 года, иск удовлетворен частично. Взыскана компенсация в размере 158 620 рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Дополнительным решением Калининского районного суда Санкт- Петербурга от 05 октября 2021 года признаны незаконными действия (бездействие) должностных лиц ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, выразившееся в необеспечении Степановой Е.Ю. надлежащими условиями содержания под стражей, нарушающее требования законодательства в части санитарной нормы площади камер, приходившейся на нее.
На вступившие в законную силу судебные постановления административные ответчики подали кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Частями 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Согласно части 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
С введением в действие ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации действующее законодательство предусматривает восстановление нарушенных прав лица, содержавшегося под стражей с нарушением условий такого содержания, путем взыскания в его пользу специального вида компенсации за нарушение таких условий. До данного регулирования решался вопрос о взыскании компенсации морального вреда. Однако, настоящая компенсация неразрывно связана не только с самим фактом нарушения условий содержания под стражей, но и с нарушением личных неимущественных прав лица, и (или) посягательством на иные нематериальные блага, обусловленным неправомерными действиями (бездействием), в свете этого имеет однородную природу с компенсацией морального вреда, требуя от суда не только оценки конкретных незаконных действий органов и лиц, допустивших нарушение условий содержания под стражей, но и соотнесения их с тяжестью причиненных страданий с учетом индивидуальных особенностей лица. Тем самым суд должен учесть фактические обстоятельства дела, принять решение в соответствии с принципами разумности и справедливости.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Пункт 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 47 содержит разъяснения о том, что при рассмотрении административных дел, связанных с не предоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи (статья 41 Конституции Российской Федерации, статья 4, части 2, 4 и 7 статьи 26, часть 1 статьи 37, часть 1 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, конфиденциальность, информированность пациента, документированность, профессиональную компетентность медицинских работников, обеспечение лишенного свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", часть 7 статьи 101 УИК РФ).
При этом необходимо учитывать, что само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи. Доказательствами надлежащей реализации права на медицинскую помощь, включая право на медицинское освидетельствование, в том числе в случаях, когда в отношении лишенного свободы лица в установленном порядке применялись меры физического воздействия, могут являться, например, акты медицинского освидетельствования и иная медицинская Документация. Отсутствие сведений о проведении необходимых медицинских осмотров и (или) медицинских исследований может свидетельствовать о нарушении условий содержания лишенных свободы лиц (статья 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 84 КАС РФ).
Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в статье 7 установлено, что следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы относятся к местам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
В силу ст. 15 данного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 N 205 утверждены Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормы питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время. По данным нормам, помимо прочего, для осужденных мужчин предусмотрено в сутки 90 граммов мяса, 30 граммов мяса птицы.
В порядке ст. 24 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.
Согласно ст. 26 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7 той же статьи).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1466 утверждены Правила оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
На основании ст. 28 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" администрация мест содержания под стражей по указанию следователя, лица, производящего дознание, или суда (судьи) обеспечивает, в том числе, прием подозреваемых и обвиняемых в места содержания под стражей и передачу их конвою для отправки к месту назначения.
Согласно ст. 33 того же Федерального закона размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих. При размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах обязательно соблюдение следующих требований: раздельно содержатся: мужчины и женщины; несовершеннолетние и взрослые; в исключительных случаях с согласия прокурора в камерах, где содержатся несовершеннолетние, допускается содержание положительно характеризующихся взрослых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести; лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, и лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы; подозреваемые и обвиняемые, а также осужденные, приговоры в отношении которых вступили в законную силу; подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу;
Приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - Правила или ПВР СИЗО).
Согласно пунктам 2, 3 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, в СИЗО устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Обеспечение режима в СИЗО, поддержание в них внутреннего распорядка возлагается на администрацию СИЗО, а также на их сотрудников, которые несут установленную законом и ведомственными нормативными актами ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В силу п. 42 Правил камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями; столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности); вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.
По п. 43 Правил при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.
Следует отметить, что Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295 (далее - ПВР ИУ), соответствующие вопросы не урегулированы.
Согласно п. 44 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Аналогичная периодичность приема пищи (горячего питания) установлена ПВР ИУ.
В рамках п. 45 Правил не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Для женщин и несовершеннолетних возможность помывки в душе предоставляется не менее двух раз в неделю продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе. В случае если подозреваемый или обвиняемый участвовал в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное время не смог пройти санитарную обработку, ему предоставляется возможность помывки в душе в день прибытия либо на следующий день.
Пунктом 21 ПВР ИУ определено, что не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья.
На основании п. 126 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы для организации медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым в СИЗО организуется медицинская часть.
Согласно п. 127 Правил подозреваемые и обвиняемые обращаются за медицинской помощью к медицинскому работнику СИЗО во время ежедневного обхода им камер, а в случае острого заболевания - к любому сотруднику СИЗО. Сотрудник, к которому обратился подозреваемый или обвиняемый, обязан принять меры для оказания ему медицинской помощи.
В силу п. 134 Правил подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией СИЗО с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. В случае если подозреваемый или обвиняемый участвовал в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное время не смог воспользоваться ежедневной прогулкой, по его письменному заявлению ему предоставляется одна дополнительная прогулка установленной продолжительности.
По п. 136 Правил прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Административный истец осуждена 28.10.2014 года приговором Приморского районного суда Санкт-Петербурга по ст. 159 ч. 4, ст. 69 ч.3 УК РФ на 6 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 25.05.2016 года приговор изменен, определено наказание в виде лишения свободы на срок 3 года. 17.10.2016 года административный истец осуждена приговором Приморского районного суда Санкт-Петербурга по ст. 159 ч. 4, ст. 69 ч.5 УК РФ к лишению своды на срок 4 года (т.2 л.д.53). 17.10.2016 года освобождена в связи с отбытием наказания.
Материалами дела подтверждается, что административный истец содержалась в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области с 26.09.2012 по 17.10.2016. С 07.11.2014 по 21.11.2014 находилась в ФКЛПУ им Гааза.
Во всех камерных помещениях ФКУ СИЗО-5 УФСРСН России по г. Санкт-Петербургу имеется следующее санитарное оборудование: санитарный узел, раковина. Санитарный узел полностью отделен перегородкой (от пола до потолка) обеспечивающей приватность. Также имеется одно окно размером 2, 25 кв.м, которое может обеспечивать естественную вентиляцию помещения и его естественное освещение, а также радиатор системы водяного отопления в количестве 1-ой штуки и центральное холодное, и горячее водоснабжение (т.1, л.д. 45).
Степанова Е.Ю. содержалась в камерах NN 15, 19, 21, 1, 1305, 301, 21.
В соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 15.05.1995 года N 103 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и приказа Минюста РФ от 14.10.2005 N 189 "Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" камерное помещение оборудовано: двухъярусными кроватями, столом, скамейками, по количеству лиц содержащихся в камере; шкафом для продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, зеркалом, урной для мусора, штепсельной двойной розеткой для подключения бытовых приборов в количестве 1 -ой штуки, светильниками дневного освещения в количестве 2-х штук и светильником ночного освещения, вызывной сигнализацией, водопроводной водой, которая соответствует санитарным нормам и подается централизованно из городской сети, бачком с питьевой водой, установленном на подставке.
Данные камеры находятся в удовлетворительном санитарном состоянии, на момент нахождения в них Степановой Е.Ю. в ремонте не нуждались. Данные камерные помещения обеспечены централизованным отоплением от городской теплосети в соответствии с графиком отопительного сезона, утвержденным Правительством Санкт- Петербурга.
Кроме того, в ФКУ СИЗО-5 в камерных помещениях косметический ремонт проводится ежегодно, осуществляется санитарная обработка, ежегодно заключаются государственные контракты на оказание услуг по дератизации, дезинфекции, дезинсекции санитарное состояние удовлетворительное, грибок в камере отсутствует.
Камеры, в которых содержалась Степанова Е.Ю, проветривались. Имеется постоянная естественная вентиляция, которая обеспечивает доступ свежего воздуха через оконные проемы камер. Принудительная вентиляция оборудована и осуществляется в соответствии с требованиями "Норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России" СП 15-01 Минюста России по приказу N 276 от 28.09.2001 года "О технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России" через отверстие вентиляционной шахты размером 25x25 сантиметров, которыми оборудованы все камеры учреждения. Принудительная вытяжная вентиляция обеспечена круглосуточно (т.1 л.д.46).
В соответствии с приказом Министерства Юстиции РФ от 14.10.2005 г. N 189 "Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" помывка в душе осуществляется не реже 1 раза в неделю продолжительностью не менее 15 минут. В соответствии с графиком проведения санитарной обработки, помывка в душе осуществлялась 2 раза в неделю. Душевые кабины находятся на каждом этаже режимного корпуса. Душевые оборудованы 9-ю распылителями гибкой подводкой с душевой сеткой, вешалками для переодевания.
Душевые режимного корпуса "А" находятся в удовлетворительном санитарном состоянии и в ремонте не нуждаются. Оборудование душевых комнат так же находится в исправном состоянии. Смена постельного белья проводится еженедельно после помывки, Степанова ЕЮ. была обеспечена индивидуальным спальным местом и вещевым имуществом (матрац, подушка, простыни (2 шт.), наволочка, полотенце (1шт.), одеяло, а также был обеспечен столовыми приборами (тарелкой, кружкой, ложкой) в полном объеме. Постельные принадлежности, посуда выдавались в пригодном для использования состоянии.
В период содержания Степановой Е.Ю. в СИЗО-5 в соответствии с п. 11 ст. 17 Федерального Закона N 103 от 15.07.1995 ежедневно предоставлялась прогулка в прогулочных дворах, по установленному графику, продолжительностью не менее 1 час 30 минут, с возможностью заниматься физическими упражнениями.
Размер прогулочных дворов, составляет от 16 кв. метров (вместительность не более 4 человек), до 35 кв. метров (вместительность не более 8 человек) (т.1 л.д.46).
Каждый прогулочный двор оборудован скамьей, урной для мусора. Крыши прогулочных дворов оборудованы навесом от дождя и снега. Тип крыш прогулочных дворов - металлическая решетка с размером ячеек 200 на 200 мм. Пол в прогулочных дворах имеет асфальтовое покрытие. Проход в прогулочные дворы является безопасным, оборудован исправными светильниками.
Согласно сведений о проведении прогулок в СИЗО-5, продолжительность прогулок составляет не менее 1 часа 30 минут (т. 1 л.д. 205-246).
Степанова Е.Ю. за период содержания в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области в период с 26.09.2012 по 28.10.2014 содержалась в следующих камерах (т.1 л.д. 48):
камера 15 -размер площади камерного помещения 38, 7 кв.м, количество спальных мест - 20 шт, камера N 19 - размер площади камерного помещения - 20, 3 кв.м; количество спальных мест - 6 шт.;
камера N 21 - размер площади камерного помещения 22, 7 кв.м; количество спальных мест - 6 шт.;
камера N 1 - размер площади камерного помещения 39 кв.м, количество спальных мест - 16;
камера N 305 - размер площади камерного помещения 18, 3 кв.м, количество спальных мест - 4;
камера N 301 - размер площади камерного помещения 28, 8 кв.м, количество спальных мест - 5;
камера N 21 - размер площади камерного помещения 22, 7 кв.м, количество спальных мест - 6.
Согласно справке от 21.08.2020 исх. N 65ТО/60/3-4 административный истец находилась в ФКЛПУ ОБ им. Ф.П. Газа УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - ФКЛПУ) на лечении в Больнице 1 ФКУЗ МСЧ- 78 ФСИН России в следующий период: с 07.11.2014 по 21.11.2014 в онкологическом отделении с лимитом наполнения - 30 койко-мест, площадью палаты 10 кв.м, со средним количеством лиц, содержащихся в палате - не более 2 (т. 1, л.д. 43).
В палатах, где содержалась Степанова Е.Ю, имеется постоянная естественная вентиляция, которая обеспечивает доступ свежего воздуха через оконные проемы камер, дополнительно установлена принудительная приточно- вытяжная вентиляция по вентиляционному каналу через два вентиляционных отверстия размером 20*15 см, расположенных в стене на высоте от пола 2.7 м. Принудительная вентиляция работает круглосуточно и находится в технически исправном состоянии.
Прогулки спецконтингенту, находящемуся в ФКЛПУ на лечении в Больнице N 1 ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России, предоставляются в соответствии с приказом Минюста РФ от 16.12.2016 года N 295 "Об утверждении правил внутреннею распорядка исправительных учреждений" и приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минюста РФ от 17 октября 2005 г. N 640/190 "О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу" и утвержденного начальником учреждения, графика прогулок по личным заявлениям спецконтингента после согласования с лечащим врачом. Заявлений по вопросу предоставления прогулки от Степановой Е.Ю. в период ее содержания не поступали. Санитарные комнаты на лечебных отделениях являются служебными помещениями, которые предусмотрены для медицинского персонала, в связи с чем, спецконтингенту доступ в данные помещения запрещен (т.1 л.д.44).
За период содержания с 07.11.2014 по 21.11.2014 в ФКЛПУ Степановой ЕЛО. предоставлялась возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут, не реже одного раза в неделю, в соответствии с Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 годаN 189 "Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы".
Площадь душевых помещений составляет 28.6 кв.м. Для приема душа установлено 6 душевых распылителей, также имеется 1 кран (смеситель) для санитарной обработки душевых помещений. Количество лиц, способных принимать душ одновременно - 6 человек (т. 1 л.д.44).
Из материалов дела не следует, что административному истцу несвоевременно оказывалась медицинская помощь.
Доказательств того, что у административного истца в результате бездействия административных ответчиков ввиду несвоевременно оказанной медицинской помощи возникло ухудшение здоровья, суду не представлено.
При этом требований о компенсации вреда здоровью административным истцом не заявлено, что подтверждено ее представителями в ходе рассмотрения дела по существу.
В соответствии с журналом учета прогулок подозреваемых, обвиняемых административному истцу предоставлялись прогулки согласно Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (т.1 л.д.143, т.2 л.д. 1-18).
Предоставление осужденным и подозреваемым свиданий при нахождении на излечении в соответствующих учреждениях действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, указанной совокупностью доказательств полностью опровергаются доводы административного истца о нарушении ее прав бездействием ответчиков, выразившимся в ненадлежащем оборудовании камер, антисанитарном состоянии камер, наличием грибка, плесени, сырости, разрушении потолка, перекрытий, повреждений окон, нарушении температурного режима, наличии неприятного запаха, нарушении режима совместного содержания лиц, нарушении приватности, в отсутствии вентиляции, притока свежего воздуха, нарушении права на прогулку, на необходимое медицинское обслуживание, на благоприятные условия помывки в душе, а также иных указанный в административном иске предполагаемых нарушений.
С учетом изложенного судом первой инстанции доводы административного истца были отклонены, учитывая отсутствие доказательств нарушения норм действующего законодательства, причинения вреда здоровью административного истца, причинения ему нравственных страданий вследствие несоответствия условий содержания истца в указанных учреждениях при наличии вины сотрудников, должностных лиц учреждения, или при наличии их противоправных действий. Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что условия содержания административного истца в исследуемой по данным доводам части соотносятся с требованиями Правил, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", доказательств обратного суду не представлено.
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда, проверяя законность решения, согласилась с перечисленными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Указанные административным истцом бытовые неудобства не могут быть признаны унижающими человеческое достоинство и причиняющие лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы. Факты ненадлежащего оказания административному истцу медицинской помощи и ухудшения состояния здоровья административного истца опровергаются материалами дела. Требование о возмещении вреда, причиненного ухудшением состояния здоровья административного истца, не заявлено. Административным истцом не представлено бесспорных и достаточных доказательств противоправности действий должностных лиц, а также того, что в результате его содержания в следственных изоляторах ей причинен реальный физический вред, глубокие физические или психологические страдания.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции в указанной части доводов административного иска не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Доказательств, свидетельствующих о фактах обращения истца за медицинской помощью в связи с плохим самочувствием, которое явилось следствием ненадлежащего содержания, в том в связи с обстоятельствами, указанными в административном иске, материалы административного дела не содержат. За весь период от Степановой Е.Ю. не поступало жалоб в администрацию учреждений о ненадлежащем содержании под стражей, либо в органы, которые осуществляют соответствующие проверки соблюдения закона применительно к месту содержания под стражей, доказательств обратного не представлено. Доводы Степановой о том, что отсутствуют журналы учета жалоб и заявлений не опровергают выводы суда первой инстанции, поскольку объективных сведений о направлении жалоб с указанием даты направления, сущности жалоб, адресата, ответов на жалобы материалы дела не содержат, в связи с чем оснований для представления указанных журналов у административных ответчиков не имелось.
С учетом изложенного, условия содержания административного истца в указанной части соответствуют требованиям нормативных правовых актов и не унижают человеческое достоинство.
Как усматриваются из материалов дела все справки подписаны должностными лицами, заверены надлежащим образом, установленные судом обстоятельства подтверждены совокупностью представленных доказательств, в том числе экспликацией помещений, планами покамерного размещения подозреваемых, журналами фотографиями, техническим паспортом, графиками проведения санитарной обработки, графиками прогулки, журналами учета прогулок, которые полностью опровергают доводы административного истца и показания свидетеля Калининой Е.Н. в вышеуказанной части.
Доводы административного истца о наличии у нее бронхиальной астмы не опровергают выводы суда первой инстанции, поскольку доказательств того, что у административного истца в результате бездействия административных ответчиков, в том числе ввиду несвоевременно оказанной медицинской помощи возникло ухудшение здоровья, представлено не было. При этом требований о компенсации морального вреда здоровью административным истцом не заявлено.
Само по себе состояние здоровья административного истца в контексте абзаца третьего пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 не свидетельствует о ненадлежащем качестве оказанной медицинской помощи.
Частично удовлетворяя требования административного иска, судом первой инстанции установлены нарушения прав административного истца несоблюдением нормы площади камер.
Судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства. В СИЗО N 5 административный истец находилась в период с 27.09.2012 по 07.11.2014, 21.11.2014 по 17.10.2016 (739 дней) из них: в период нахождения в статусе подозреваемого, обвиняемого (с соблюдением нормы не менее 4 кв.м.)
367 дней с площадью одного человека более 4 кв.м, 135 дней с площадью на одного человека от 3 до 4 кв.м, в периоды: 27.09.12, 16.10.12?18.10.12, 25.10.12, 27.10.12-30.10.12, 01.11.12- 04.11.12, 06.11.12, 28.11.12, 04.12.12-06.12.12, 08.12.12-14.12.12, 17.12.12- 20.12.12, 23.12.12, 24.12.12, 26.12.12, 30.12.12-24.01.13, 31.01.12, 06.02.13, 07.02.13, 05.06.13, 06.06.13, 24.06.13, 25.06.13, 07.08.13, 08.08.13, 13.08.13, -15.08.13, 20.08.13, 09.09.13-13.09.13, 16.09.13, 17.09.13, 19.09.13-, 20.09.13, 23.09.13, 26.09.13, 02.10.13-
23.10.13, 25.10.13-05.11.13, 08.11.13-10.11.13, 16.11.13, 17.11.13, 22.01.16-24.01.16, 30.01.16-02.02.16, 02.05.16-04.05.16, 06.05.16, 07.05.16, 222 дня с площадью на одного человека менее 3 кв.м, в периоды:
23.11.12- 27.11.12, 29.11.12-03.12.12, 07.12.12, 15.12.12, 16.12.12, 21.12.12, 22.12.12, 25.12.12, 27.12.12-29.12.12, 01.02.13-05.02.13, 09.02.13- 26.02.13, 28.02.13, 01.03.13, 04.03.13-07.03.13, 11.03.13, 12.03.13, 15.03.13-25.03.13, 27.03.13, 29.03.13-04.04.13, 08.04.13-20.04.13, 23.04.13-29.04.13, 01.05.13-04.06.13, 07.06.13-23.06.13, 26.06.13-06.08.13, 09.08.13-12.08.13, 16.08.13-19.08.13, 21.08.13-08.09.13, 14.09.13, 15.09.13, 18.09.13, 21.09.13, 22.09.13, 24.09.13, 25.09.13, 27.09.13-01.10.13, 06.11.13, 15 дней с площадью на одного человека менее 2 кв.м, в периоды: 27.02.13, 02.03.13, 03.03.13, 08.03.13-10.03.13, 13.03.13, 14.03.13, 26.03.13, 28.03.13, 05.04.13-07.04.13, 21.04.13, 22.04.13.
При этом суд первой инстанции исключил дни, когда административный истец в этом периоде не находился в следственном изоляторе в связи с судебными разбирательствами (полные дни ненахождения), а также дни, когда он находился в камерах с соблюдением нормы площади.
В силу статьи 23 Федерального закона N 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности (часть 1).
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона (часть 5).
Суд первой инстанции, рассматривая требования административного истца и признавая ненадлежащими условия ее содержания под стражей в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г.Санкт- Петербургу и Ленинградской области в части нарушения норм санитарной площади в камере, приходящихся на одного человека, исходил из требований положений Федерального закона N 103-ФЗ от 15 июля 1995 года "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а также закрепленного статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод принципа недопустимости пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, применявшейся в Российской Федерации на момент рассмотрения дела судом первой инстанции.
Судом апелляционной инстанции проверен ежедневный количественный контингент лиц, содержащихся в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в МОБ N 1 ФКУЗ МСЧ N 78 ФСИН России им.Гааза установленный судом первой инстанции, в камерах, где содержалась административный истец. Расчет суда первой инстанции является верным, не оспаривался представителем административных ответчиков.
Ссылки на отсутствие вины следственного изолятора в переполненности камер не могут служить основанием к отмене состоявшихся по делу судебных актов.
Согласно статье 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Таким образом, государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных и лиц, содержащихся под стражей, наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
С учетом установленных обстоятельств, выводы суда первой инстанции о нарушении прав административного истца на содержание в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области в камерах в течение 372 дней с соблюдением нормы санитарной площади на одного человека, являются правильными.
При определении размера компенсации судом первой инстанции учитывались все установленные периоды нарушения, тяжесть и степень нарушений а также негативного воздействия на административного истца.
Судом первой инстанции подробно и мотивированно обоснован расчет размера денежной компенсации, с учетом которого, размер компенсации, из расчёта за каждый день нарушения администрацией учреждения условий содержания под стражей, в указанный выше период времени, составляет 158 620 рублей. Оснований для изменения указанной суммы не установлено.
Административное исковое заявление подано в пределах срока, установленного частью 2 статьи 5 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Довод жалобы административных ответчиков о том, что с ФСИН России не могут быть взысканы судебные расходы, основаны на неверном толковании норм процессуального права.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Исходя из приведенных норм, с государственных органов и органов местного самоуправления, освобожденных от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина не может быть взыскана в том случае, когда административный истец, чей административный иск был удовлетворен, освобожден от уплаты государственной пошлины.
В случае удовлетворения административного иска возврат административному истцу уплаченной государственной пошлины законодательством не предусмотрен, равно как в этом случае законодательством не предусмотрено освобождение органов государственной власти и органов местного самоуправления от обязанности по возмещению судебных расходов, состоящих, в том числе, из государственной пошлины.
Распределение судебных расходов между сторонами регламентировано статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса (часть 1 данной статьи). Поэтому в случае удовлетворения административного иска расходы административного истца по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 30 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 27 июля 2022 года по административному исковому заявлению Степановой Е. Ю. к Федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению Областная больница имени доктора Ф.П. Гааза, Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по г.Санкт-Петербургу, Федеральной службе исполнения наказаний России об обжаловании действий должностных лиц, связанных с ненадлежащими условиями содержания, о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении надлежащих условий содержания под стражей, взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения Следственный изолятор N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Федеральной службы исполнения наказаний России - без удовлетворения.
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 30 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 27 июля 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 июня 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.